Теории происхождения Вселенной
Существуют вопросы, ответы на которые принципиально важны для человека, так как его мировоззрение на них основано. Именно к таким вопросам относится происхождение Вселенной и самого человека. Можно утверждать, что ответов может быть только два: теория эволюции Дарвина (или основанные на ней, расходящиеся в интерпретации, дополняющие) и креационизм. По сути, они противоположны.
Теория происхождения Вселенной, называемая креационизмом заключается в том, что весь мир и все виды живых созданий, включая человека, созданы Богом. Следует отметить, что все существующие фундаментальные законы (такие, как второе начало термодинамики, закон сохранения энергии) согласуются с этой теорией. Но по идеологическим соображениям господствующее положение в образовании и науке занимает теория эволюции Дарвина. Поэтому в данной статье акцент будет сделан на принципиальных противоречиях современного варианта теории эволюции Дарвина, из которых следует, что научной эту теорию считать никак нельзя.
Интересен тот факт, что в картине мира британского натуралиста Чарлза Дарвина вполне находилось место Богу. Правда, по представлению ученого, тот сотворил начальные виды, а далее уже безраздельно господствовал естественный отбор. Британский натуралист, Альфред Уоллес, практически в то же время додумался до естественного отбора. Однако Уоллес считал, что человек отличается от животных психической деятельностью, а мозг, по его мнению, не мог быть следствием естественного отбора, т. е. тут не обошлось без вмешательства Бога. В современной эволюционной теории происхождения Вселенной Бога уже нет - все сведено к слепому отбору...
Понятие «эволюция», означающее постепенное ровное безостановочное изменение и усложнение объекта, известно с давних времен. Подобные идеи высказывались античными философами Фалесом, Эпикуром и др. Эмпедокл из города Акраганта предполагал, что растения на Земле появились значительно раньше, чем животные. По представлениям Анаксимандра из Милета, в водоемах ранней планеты обитали животные, напоминавшие больших чешуйчатых рыб, которые впоследствии выползли на сушу, избавились от чешуи и преобразовались в обычных животных и человека. Существенное влияние на популярность подобных идей оказывали мифы Ближнего Востока, например древневавилонские мифы о происхождении мира.
В Средние века в Европе интересовались эволюцией не столько биологи, сколько философы. Приверженцами эволюционных идей были немецкие философы Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг и Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Голландский естествоиспытатель Ян Сваммердам допускал происхождение всех видов от одного. Французские философ Дени Дидро и ученый Пьер Луи Моро де Мопертюи — автор теории мутаций, занимавшийся скрещиванием различных видов, — являлись сторонниками естественного отбора. Английский натуралист Эразм Дарвин, дед Чарлза Дарвина, а также французский натуралист Жорж Луи Леклерк Буффон частично принимали эволюционистские представления. Есть и другие упоминавшиеся Чарлзом Дарвином в его работах ученые, обогатившие своими идеями теорию эволюции. Впервые эволюционные идеи использовал французский ученый-естествоиспытатель Жан Батист Ламарк в своей теории органического мира, из которой следовало, что живые организмы стремятся к развитию собственных признаков, реализуя при этом их наследование. Несмотря на то что ученый ошибался по поводу причин развития и изменения, поскольку признаки, не относящиеся к половым клеткам, переходить по наследству не могут, явление эволюции он продемонстрировал вполне успешно. Немецкий философ Иммануил Кант высказал предположение, что высшие организмы вполне могли развиться из низших, называя такой подход «рискованным приключением разума», поскольку подтверждений его опытным путем не было.
В XVIII и XIX вв. объяснения изменчивости мира, не связанные с вмешательством сверхъестественных сил, были новаторскими и не согласовывались с традицией. В 1806 г. о ее сути доходчиво написал англиканский священник Уильям Пэйли в книге «Естественное богословие». Он предположил, что человек, прогуливающийся по полю и нашедший часы, не подумает о самопроизвольном их появлении, а вполне здраво рассудит, что есть часовщик, который часы сконструировал. Поэтому теория происхождения Вселенной должна учитывать тот факт, что этом мир намного сложнее часов, и Мастер у него быть обязан.
Уже в XX в. ярый эволюционист Ричард Докинз продолжил заочный спор со священником и в 1986 г. написал книгу «Слепой Часовщик», в которой указывал на погрешности и ошибки в «механизме» живых организмов. В частности, ученый не находил объяснения содержанию в геноме человека бесполезного и опасного «мусора» и иронично замечал, что такое мог сотворить лишь слепой часовщик, а не мудрый Творец. Правда, Докинз еще не знал о современных открытиях относительно того, что «мусор» играет важную и не до конца ясную роль в генах человека.
В течение всего периода созревания у Чарлза Дарвина его теории происхождения Вселенной и в последующие 20 лет ее проработки естествознание, особенно геология, обогатилось новыми фактами, которые выявили “ненужность” идеи часовщика в эволюции физического и органического мира. В Англии и Европе есть множество мест с вышедшими на поверхность пластами горных пород, которые можно было изучать без затруднений. В первой половине XIX в. английский геолог Чарлз Лайель выдвинул униформистскую гипотезу истории Земли, в соответствии с которой основными процессами, вызывающими изменение планеты, были выветривание и размывание горных пород. Так как «работает» это медленно, то можно наблюдать результат лишь за весьма продолжительный период времени. Таким образом, часть ученых, враждебно настроенных к Богу принялась искать любые, самые отчаянные предлоги, чтобы убедить себя и других, что Его нет.