Мозаика Михайловского монастыря

www.school.edu.ru :: Евхаристия. Мозаика собора Архангела Михаила ...

Самую большую славу Михайловскому собору принесли его фрески и мозаики, которые называют «мерцающей живописью» за то, что их сияние то затухало, то вспыхивало с новой силой, охватывая все внутреннее пространство собора. Мозаики Михайловского собора являлись величайшим произведением живописи.

«Мерцающей живописью» их называют мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алипия, мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами. Житие преподобного Алипия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича» , родители отдали его «на учение иконного писания» кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алипий «добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело». В искусстве Алипия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алипия. В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство «мерцающей живописи» угасло - для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства.

Часть мозаик Михайловского собора - «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.

Михайловский Златоверхий монастырь

История смальты Мозаика из смальты в Древней Руси Дмитрий ...Михайловский Златоверхий монастырь, древнейшая святая обитель Киева, включает в свой комплекс величественный храм, возведенный во имя архангела Михаила, покровителя города. Кроме несомненных художественно-архитектурных достоинств собора, его особенностью является то, что он был первым храмом на Руси, купола которого покрывало золото. Это и дало название всему монастырского комплекса.

Собор, возведенный князем Святополком

Принято считать, что строительство монастыря связано с именем киевского митрополита Михаила, выдающегося церковного деятеля X века. Однако сведения знаменитого Златоверхого собора началось только через века, во времена правления князя Святополка Изяславича. Приняв крещение, он был назван Михаилом, и возведение храма стало знаком его смиренного преклонения перед дарованным ему небесным покровителем.

Сводный благочестивым князем, собор занимал важное место в жизни горожан, так как Киев находился под небесным покровительством архангела Михаила. Неслучайно Свято-Михайловский Златоверхий монастырь, в комплекс которого он входил, с XII века стал местом захоронения лиц княжеского рода. Это был своего рода пантеон, отразил на своих могильных плитах значительный период истории Киевской Руси.

Борьба с униатами

Свидетелем драматических событий Михайловский Златоверхий монастырь стал в начале XVII века, когда король Польши передал его во владение униатов - представителей греко-католической церкви, которая пыталась распространить свое влияние на территорию южных и юго-западных районов России.

Их попытки завладеть монастырем и принадлежат ему имениями положили конец казаки, с оружием в руках встали на защиту родительских святынь. Кровь защитников обители не пролилась напрасно. Благодаря их мужеству монастырь остался в ведении православной церкви, а его игумен Иов Борецкий был возведен в митрополиты. Оставшись жить в стенах обители, он тем самым значительно повысил ее статус, сделав на долгие годы постоянной митрополичьей резиденции.

Впервые документальное упоминание о Михайловском Златоверхом соборе встречается в летописи, где говорится о том, что князь Святополк Изяславич, внук Ярослава Мудрого,  11 июля 1108 года заложил рядом с Дмитриевским монастырем и церковью святого Петра новый каменный храм в честь святого Архистратига Михаила. Дмитриевский монастырь был предположительно построен отцом Святополка, Изяславом. До 1093 года это была небольшая деревянная церковь при монастыре. Создание монастыря приписывается первому митрополиту Киевскому Михаилу. Дата основания монастыря - предположительно 988 год. Лишь после того, как на киевский престол взошел Святополк II Изяславич, вместо деревянной церкви была построена каменная.

Златоверхим Михайловский собор назвали потому, что в то время это была единственная церковь в Киеве с золоченым куполом. Внутри  Златоверхий Михайловский собор был отделан мрамором, мозаикой, здесь находились драгоценные иконы. В 1103 году  в Киев из Константинополя были переданы мощи святой великомученицы Варвары, которые затем были переданы в Михайловский монастырь и стали его главной святыней. Перед уничтожением Михайловского монастыря в годы советской власти, мощи были переданы Владимирскому собору, где покоятся и поныне. Когда 16 апреля 1114 года Князь Святополк умер, его похоронили в возведенном им храме.

Михайловский собор пострадал во время нашествия татаро-монгольских завоевателей  в 1240 году, он  был разграблен и частично разрушен ордами хана Батыя.

По мере того, как проходили столетия, территория Михайловского монастыря расширялась. Самые крупные изменения произошли на протяжении 17-18 веков. Большой вклад в развитие и улучшение Михайловского монастыря в Киеве в разное время внесли украинские гетманы. Богдан Хмельницкий в 1718 году своими средствами обновил позолоту на центральном куполе храма, гетман Скоропадский обустроил новый иконостас, а Иван Мазепа пожертвовал монастырю паникадило и серебряный ларец для мощей святой Варвары.

После объединения Украины с Московией Златоверхий Михайловский монастырь лишился значительной части владений, которые остались на территории Речи Посполитой. Взамен в распоряжение монастыря поступили обширные участки земель, расположенных на Левобережной Украине. Владения Михайловского монастыря расширялись не только за счет милостивых дарений гетманов и казацких старшин, но и путем покупки за собственные монастырские средства.

«Евхаристия» ,одна из мозаик Михайловского собора. дана в традиционной иконографии: по сторонам от престола два раза изображен Христос, обращенный к апостолам, подходящим справа и слева для причастия. Спаситель подает им хлеб на дискосе и вино в чаше. По обе стороны изображены два ангела, прислуживающие Господу. На престоле, большая часть которого утрачена, видны губка, лжица и дискос со Святыми Дарами.

Иконографическая особенность михайловской «Евхаристии» — отсутствие нимбов у апостолов. Видимо, это связано с теологическим пониманием их святости. До причащения, совершенного Христом, на них еще не лежала благодать, а после совершения Христовой евхаристии они уже рассматриваются в качестве «святых архетипов небесной литургии» и, естественно, наделяются нимбами.

С высочайшим профессиональным мастерством набран лик Христа. Видимо, эту искусную и сложную работу выполнял глава византийской артели мозаичистов. Черными линиями очерчена голова Иисуса, коричневатыми — нос и щеки. На лике ряды кубиков темных тонов визуально утолщаются благодаря еще более темным коротким рядам. Тем самым лик и пряди волос становятся рельефнее. Зеленые кубики с голубоватым отливом незаметно переходят в полутени. Самые темные места выложены коричневой смальтой.

В михайловской фреске, в отличие от другой версии того же сюжета из Софии Киевской, константинопольские мозаичисты придают персонажам более разнообразные позы и делают всю сцену динамичнее за счет увеличения расстояния между апостолами от краев композиции к центру. Чем дальше апостолы находятся от Христа, тем плотнее они стоят друг к другу. Их движения изящны и плавны. Их одеяния драпированы многочисленными легкими и мягкими складками. Поскольку сцена евхаристии находилась в алтаре на высоте 5,65 метра от уровня пола, фигуры апостолов удлинены, иначе в перспективном восприятии они казались бы слишком короткими.

Впечатляет склоненная фигура апостола Павла, в которой чувствуется глубокое благоговение перед Спасителем. Его поза, положение рук, мимика наполнены эмоциональной выразительностью. Обращает на себя внимание и лик одухотворенного ангела в левой части «Евхаристии». Он облачен в одеяния дьякона, что подчеркивает священническую деятельность Христа как Великого Архиерея.

Рисунок мозаик Михайловского собора пластичен и гибок, а цветовая гамма насыщена разнообразными тоновыми переходами. Колорит «Евхаристии» выделяется исключительной красотой цвета. Доминируют зеленые цвета, которые сочетаются с золотистыми, фиолетовыми, бело-серебристыми и серыми тонами.

Техника мозаичной кладки в Михайловском соборе отличается высочайшим уровнем мастерства. С особым совершенством выполнены апостольские лики, которым присуща эмоциональная выразительность и каноническая индивидуальность. Смальта на ликах укладывалась в ряды с различными направлениями и под разными углами, создавая игру бликов.

История создания

www.school.edu.ru :: Стефан архидьякон. Мозаика собора Архангела ...Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

С присоединением Киева к Московскому государству. Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Источники: 900igr.net, studbooks.net, populartips.ru, kievtown.net, artclassic.edu.ru, dic.academic.ru

Гигантские змеи

Аномальная зона Адыгеи

Оборотень

Дуглас Хоум и левитация

Черный бриллиант: тайны и загадки

Если бриллиант имеет свою природную окраску, то его стоимость в разы выше, чем у такого же бесцветного собрата. Черный ...


Как проходит мусульманская свадьба

У некоторых мусульманских народов по сей день существует обычай, согласно которому после первой брачной ночи супруги обязаны продемонстрировать всем родственникам жениха ...


Мишари Рашид - чтец Корана

Полное имя Мишари Рашид Мухаммед Гариб Рашид аль-Афаси или же Мишари бин Рашид аль-Афаси. Родиной Мишари Рашида является Кувейт. Родился этот небезызвестный ...


Аллея сфинксов в Луксоре

Власти Египта решили возродить для туристов известную на весь мир Аллею сфинксов, которая соединяет два храма – Луксор и ...


Искусственное сердце AbioCor

В современном мире, наполненном стрессами, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний занимает лидирующие позиции. При этом процентное соотношение людей, страдающих от проблем ...


Выбор цвета интерьера

Давно не секрет, что цвет оказывает влияние на настроение, поэтому подобрать гармоничный оттенок стен, ковров и мебели в квартиру ...


Город Газиантеп в Турции

Город Газиантеп, а в обиходе у турков - Антеп (гази)тур.-ветеран), находится на самом юге Турции и граничит с Сирией. ...