Монеты Волжской Булгарии

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ. . КЕМ ОНИ БЫЛИ? . - Форум тамбовских копателей. . Поиск монет, кладов - TamKlad.ru

Практически все исследователи безмонетного периода X - XIII вв останавливались на гривнах, т.е. слитками определённой формы и веса. Однако для территории Волжской Булгарии, по-видимому, важную роль играло весовое серебро. Впервые на фрагменты серебряных, круглых слитков, свёрнутых в трубку обратил внимание А.Ф. Лихачёв. В начале XI в. прекращается приток куфических монет и Волжская Булгария переходит в торговле на весовое серебро. По количеству найденных кладов слитков Волжская Булгария занимает второе место после Киевской Руси: Киевская губерния - 50 кладов, Казанская - 22, Вятская - 14. Именно в этих районах с развитым хозяйством и торговлей серебряные слитки имели значение товаро-денег, а практическое отсутствие западноевропейских монет заставило население Волжской Булгарии отказаться от гривен с фиксированным весом и перейти к отливанию слитков произвольного веса и их дроблению.

Более 20 кг слитков из этого клада сплавлено на монетном дворе. Именно небольшим фрагментам подобных слитков не повезло - они были переплавлены, что в настоящее время затрудняет их изучение.

Фонды Черемшанского Мемориального центра пополнились уникальнейшими экспонатами в виде нумизматических вещественных исторических источников.

Монеты принес и подарил музею наш земляк, строитель Петров Анатолий Дмитриевич. Экспертная оценка специалистов из Национального музея РТ показала, что большинство монет принадлежит эпохе Улуса Джучи - золотоордынский период XIII-XIV в.в. но самый ранний экспонат датирован даже XI - XII веками - это кусочек серебра весом около 2 граммов. Обращались эти кусочки в качестве денег в безмонетный период, в том числе и в Волжской Булгарии.

Интересен серебряный дирхем последней четверти XIII века, связанный с именем хана Ан-Насир мед-Дина - редчайший экземпляр. Дирхем Менгу - Каана также имел обращение в государстве Булгар. Особо ценны малого размера дирхем города Укека начала XIV века и три серебряных дирхема государства Улуса Джучи чеканки правителя Ариг-Буга Каана. Естественно, время оставило на деньгах свой отпечаток: легенды практически не различимы глазом.

Редок и оригинален по чекани медный пул времени хана Джанибека, датированный сороковыми годами XIV века с изображением двуглавого орла.

Несомненно, что находки, подаренные Петровым А.Д. - это ценнейшие экспонаты в историческом плане. Для Черемшанского Мемориального центра они послужили началом формирования нумизматической коллекции, которая недавно была выставлена для экспонирования и будет работать на постоянной основе.

Первые болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром Великой Болгарии хазарами. Придя в наши края, болгары принесли с собой традиции полукочевого образа жизни. Занимались они в основном пастушеским скотоводством.

Через сто лет крупное поражение от арабов терпят хазары, в зависимости от которых оказались приазовские болгары. Теснимые хазарами, болгары большими группами вновь уходят на Среднюю Волгу.

Последнеее переселение болгар в наши края было вызвано мощным наступлением на Хазарский каганат печенегов. Произошло это в конце IX - начало X веков.

Задолго до прихода болгар в Среднем Повольже жили поволжско-финнские племена. То были предки современных марийцев, удмуртов и мордвы.

Волжские булгары быстро заняли среди местных племен лидирущее положение. Они активно осваивали пашенное земледелие, новые ремесла, что ускорило нарастание имущественного неравенства в булгарской среде.

У военно-племенной булгарской знати была сильная военная дружина. Дружинники совершали походы и набеги на соседние земли. При их помощи с населения собирались налоги.

Завершающим этапом в образовании Булгарского государства явилось начало X века. Тогда на берегах Волги и Камы, в нашем крае, строятся города и крепости. Появляются первые булгарские монеты.

В поисках союзников для борьбы с хазарами булгары приглашают к себе посольство багдадского халифа аль-Муктадира. Булгары получают поддержку арабов и принимают новую религию. В 922 г. ислам становится государственной религией Волжской Булгарии.

Волжская Болгария

Религия

Религия булгар носила политеистический характер. По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-создатель булгар называлось Эдфу, отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов:

«Интересно, что все народы имеют свое название создателя. Арабы его называют Аллах в единственном числе, а других богов называют Иллах; персы его называют Хормуз, Изед, Яздан. У Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия Ход-ехт и Ход-Борехт, что просто означает Тот Самый. Индийцы и народ Синда его называют Шита Вабит и Махадева. Тюркский народ его называет Бир Тенгри, что означает Бог Единственный. Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Елохим означает бог на их языке. Я слышал, что булгары называют Создателя именем Эдфу, а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали – Фа. Я также спрашивал коптов, каково их имя создателя. Они отвечали: Ахад Шанак.» 

Исследователи связывают булгарского Эдфу с Памиром, где местные иранские народы называют Солнце: ягнобцы - афтоба, пуштуны - афтаба, шугнанцы - офтоб, гилянцы - эфтеб, язгулемцы - офтоба, сарикольцы - офтаб. Также солнце в зените в тех районах именовали как Адху и Едх.  Также есть версия отождествления булгарского Эдфу с иранским Ходай и осетинским Хуцау. По мнению профессора Добрева наиболее вероятно, Эдфу восходит к иранским JAD, JED  и может быть переведено как солнечный бог.

Археологические находки в Плиске указывают на следы зороастризма у булгар. В крепости найдено здание с платформой в центре для огня, аналоги которого находят у зороастрийцев.  Жрецов булгары называли колобры. По аналогии исследователи связывают название с эфталито-аварами, приводя сведения византийца Симокатты. Само происхождение колобров связано, опять же с Памиром и с памирцами, а также прародиной Балхарой, где жрецов кто выполняют ритуалы называют Кулбры. Название связано, также с индо-европейскими параллелями у Индийцев, кельтов и др.

История распорядилась так, что потомки булгар Волжских и Дунайских пошли разными религиозными путями. Дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли христианство от Византии, а волжские болгары при Алмыше в 922 — Ислам от Багдадского халифата. Впоследствии дунайские болгары оказались завоёваны мусульманской Османской Империей. Волжские булгары были завоёваны монголами, а потомки волжских булгар — христианской Россией.

Источники: www.udely.ru, www.museum.ru, isttat6.izmeri.edusite.ru, otvet.mail.ru, rasmircoins.ucoz.ru

Интеллектуальное оружие

Многоразовая космическая ракета России

Невидимая стена

История масонства

Люди, которые никогда не спят

Считается, что человек не в состоянии долго не спать. Ученые длительное время исследуют этот вопрос. Военные врачи различными способами пытались заставить ...


Как возникло Мертвое море? 

Расположение Мертвого моря в самой глубокой части Иорданской впадины. Это самое низкое место на земном шаре - 400 м ...


Выучить китайский - невозможное возможно

Интерес к китайскому языку много лет подряд растет во всем мире. Нет такого сегмента экономики и промышленности, где бы китайцы ни ...


Стеклянные купола

Судя по всему, людям очень нравится быть за стеклом. Причем, не только жить, но и работать. Примером тому может послужить ...


Линкор Императрица Мария

В русско-японской войне 1905 года Российская Империя потерпела поражение. Тогда стало очевидным, что военный флот крайне устарел. Требовались принципиально новые подходы ...


Порода собак салюки

Родиной такой породы собак, как салюки, является Ближний Восток. Свое название она получила в честь города Салюк. Сегодня многие ...


Юзабилити ссылок

Тед Нельсон стал автором термина гипертекст еще в 1965 году. В процессе развития технологий, Тим Бернерс-Ли изобрел интернет, и ...