Монеты Волжской Булгарии

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ. . КЕМ ОНИ БЫЛИ? . - Форум тамбовских копателей. . Поиск монет, кладов - TamKlad.ru

Практически все исследователи безмонетного периода X - XIII вв останавливались на гривнах, т.е. слитками определённой формы и веса. Однако для территории Волжской Булгарии, по-видимому, важную роль играло весовое серебро. Впервые на фрагменты серебряных, круглых слитков, свёрнутых в трубку обратил внимание А.Ф. Лихачёв. В начале XI в. прекращается приток куфических монет и Волжская Булгария переходит в торговле на весовое серебро. По количеству найденных кладов слитков Волжская Булгария занимает второе место после Киевской Руси: Киевская губерния - 50 кладов, Казанская - 22, Вятская - 14. Именно в этих районах с развитым хозяйством и торговлей серебряные слитки имели значение товаро-денег, а практическое отсутствие западноевропейских монет заставило население Волжской Булгарии отказаться от гривен с фиксированным весом и перейти к отливанию слитков произвольного веса и их дроблению.

Более 20 кг слитков из этого клада сплавлено на монетном дворе. Именно небольшим фрагментам подобных слитков не повезло - они были переплавлены, что в настоящее время затрудняет их изучение.

Фонды Черемшанского Мемориального центра пополнились уникальнейшими экспонатами в виде нумизматических вещественных исторических источников.

Монеты принес и подарил музею наш земляк, строитель Петров Анатолий Дмитриевич. Экспертная оценка специалистов из Национального музея РТ показала, что большинство монет принадлежит эпохе Улуса Джучи - золотоордынский период XIII-XIV в.в. но самый ранний экспонат датирован даже XI - XII веками - это кусочек серебра весом около 2 граммов. Обращались эти кусочки в качестве денег в безмонетный период, в том числе и в Волжской Булгарии.

Интересен серебряный дирхем последней четверти XIII века, связанный с именем хана Ан-Насир мед-Дина - редчайший экземпляр. Дирхем Менгу - Каана также имел обращение в государстве Булгар. Особо ценны малого размера дирхем города Укека начала XIV века и три серебряных дирхема государства Улуса Джучи чеканки правителя Ариг-Буга Каана. Естественно, время оставило на деньгах свой отпечаток: легенды практически не различимы глазом.

Редок и оригинален по чекани медный пул времени хана Джанибека, датированный сороковыми годами XIV века с изображением двуглавого орла.

Несомненно, что находки, подаренные Петровым А.Д. - это ценнейшие экспонаты в историческом плане. Для Черемшанского Мемориального центра они послужили началом формирования нумизматической коллекции, которая недавно была выставлена для экспонирования и будет работать на постоянной основе.

Первые болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром Великой Болгарии хазарами. Придя в наши края, болгары принесли с собой традиции полукочевого образа жизни. Занимались они в основном пастушеским скотоводством.

Через сто лет крупное поражение от арабов терпят хазары, в зависимости от которых оказались приазовские болгары. Теснимые хазарами, болгары большими группами вновь уходят на Среднюю Волгу.

Последнеее переселение болгар в наши края было вызвано мощным наступлением на Хазарский каганат печенегов. Произошло это в конце IX - начало X веков.

Задолго до прихода болгар в Среднем Повольже жили поволжско-финнские племена. То были предки современных марийцев, удмуртов и мордвы.

Волжские булгары быстро заняли среди местных племен лидирущее положение. Они активно осваивали пашенное земледелие, новые ремесла, что ускорило нарастание имущественного неравенства в булгарской среде.

У военно-племенной булгарской знати была сильная военная дружина. Дружинники совершали походы и набеги на соседние земли. При их помощи с населения собирались налоги.

Завершающим этапом в образовании Булгарского государства явилось начало X века. Тогда на берегах Волги и Камы, в нашем крае, строятся города и крепости. Появляются первые булгарские монеты.

В поисках союзников для борьбы с хазарами булгары приглашают к себе посольство багдадского халифа аль-Муктадира. Булгары получают поддержку арабов и принимают новую религию. В 922 г. ислам становится государственной религией Волжской Булгарии.

Волжская Болгария

Религия

Религия булгар носила политеистический характер. По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-создатель булгар называлось Эдфу, отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов:

«Интересно, что все народы имеют свое название создателя. Арабы его называют Аллах в единственном числе, а других богов называют Иллах; персы его называют Хормуз, Изед, Яздан. У Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия Ход-ехт и Ход-Борехт, что просто означает Тот Самый. Индийцы и народ Синда его называют Шита Вабит и Махадева. Тюркский народ его называет Бир Тенгри, что означает Бог Единственный. Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Елохим означает бог на их языке. Я слышал, что булгары называют Создателя именем Эдфу, а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали – Фа. Я также спрашивал коптов, каково их имя создателя. Они отвечали: Ахад Шанак.» 

Исследователи связывают булгарского Эдфу с Памиром, где местные иранские народы называют Солнце: ягнобцы - афтоба, пуштуны - афтаба, шугнанцы - офтоб, гилянцы - эфтеб, язгулемцы - офтоба, сарикольцы - офтаб. Также солнце в зените в тех районах именовали как Адху и Едх.  Также есть версия отождествления булгарского Эдфу с иранским Ходай и осетинским Хуцау. По мнению профессора Добрева наиболее вероятно, Эдфу восходит к иранским JAD, JED  и может быть переведено как солнечный бог.

Археологические находки в Плиске указывают на следы зороастризма у булгар. В крепости найдено здание с платформой в центре для огня, аналоги которого находят у зороастрийцев.  Жрецов булгары называли колобры. По аналогии исследователи связывают название с эфталито-аварами, приводя сведения византийца Симокатты. Само происхождение колобров связано, опять же с Памиром и с памирцами, а также прародиной Балхарой, где жрецов кто выполняют ритуалы называют Кулбры. Название связано, также с индо-европейскими параллелями у Индийцев, кельтов и др.

История распорядилась так, что потомки булгар Волжских и Дунайских пошли разными религиозными путями. Дунайские болгары при царе Борисе I в 865 приняли христианство от Византии, а волжские болгары при Алмыше в 922 — Ислам от Багдадского халифата. Впоследствии дунайские болгары оказались завоёваны мусульманской Османской Империей. Волжские булгары были завоёваны монголами, а потомки волжских булгар — христианской Россией.

Источники: www.udely.ru, www.museum.ru, isttat6.izmeri.edusite.ru, otvet.mail.ru, rasmircoins.ucoz.ru

Баальбекcкая терраса

Самые страшные места на Земле

Скульптура Нефертити

Gps в аномальных зонах

Мудрецы древности

Китайская философская проза начинается со времени Конфуция и его современников. Это была поистине удивительная эпоха, когда одна за другой появились ...


Абоский замок в Финляндии

Абоский замок в Финляндии сыграл очень важную роль в истории всей страны и Европы как оборонная крепость, использовавшаяся в ...


Общество «Вриль». Заговор против Кенеди

«Вриль» — это название языка, состоявшего из гласных и щелчков, на котором предположительно говорили жители затерянной Атлантиды [1]. Общество ...


Долина гейзеров на Камчатке

Долина гейзеров на Камчатке - одно из крупнейших скоплений гейзеров в мире, и единственное в континентальной части Евразии. Долина гейзеров находится ...


Стоунхендж в графстве Уилтшир

В Великобритании существует легенда, что Стоунхендж создал Мерлин. Самое интересное, что этот легендарный человек жил на самом деле и действительно был ...


Бермудский треугольник. Тайны

Бермудский треугольник или Атлантида это место, где пропадают люди, исчезают корабли и самолёты, выходят из строя навигационные приборы, а потерпевших ...


Боуди – город грехов

У подножия Сьерра-Невада в США расположен заброшенный городок Боуди. Городок назван по имени человека, приехавшего на это место ...