Дорога в Шамбалу: трактат о путешествии
В поисках Шамбалы, некоторые провели большую часть жизни. Чем же она так привлекательна? Согласно легендам, жители Шамбалы обладали многими удивительными способностями: могли лечить себя от любых болезней, читать мысли, заглядывать в далекое будущее и жить до ста лет. Царь Шамбалы имел зеркало из стекла, дававшее возможность видеть на большие расстояния. Мало того, у него имелись специальные линзы, позволявшие изучать жизнь на других планетах через застекленную крышу. По версии жителей Тибета, северное сияние излучают стены, окружающие Шамбалу.
Европейцы, конечно же, не могли остаться в стороне от поисков Шамбалы. И их взгляды, естественно, обращались в сторону Тибета. Европейцы предполагали, что жители Тибета поддерживали с Шамбалой близкие отношения, но держали их в секрете. Тем более, что сами тибетцы утверждают, что заимствовали у Шамбалы свою календарную и астрологическую системы, а также ряд сведений о медицине, некоторые элементы духовной музыки, живописи и архитектуры.
В 1627 году два миссионера-иезуита Йоак Каброль и Эстевар Каселла, которые пытались проповедовать учение Христа в Бутане, принесли на Запад легенду о спрятанном в далеких Гималаях земном рае. Однако об отправке испанских или португальских экспедиций на поиски Шамбалы ничего неизвестно. По всей видимости, поскольку доплыть до нее на кораблях было невозможно, эти страны потеряли к данной идее интерес.
А вот в XX-XXI веке ситуация кардинально изменилась. Интерес ко всему мистическому многократно вырос. С начала двадцатого столетия и до настоящего времени попытки найти легендарную страну не прекращаются. Дорога в Шамбалу была и остается заветной целью многих. Её поиски велись в основном на Памире и в Гималаях. Известный историк Лев Гумилев в статье «Страна Шамбала в легенде и в истории» рассказал об учителях Гитлера, Дитрихе Эккардте, Карле Хаусхофере и Альфреде Розенберге, сделавших свои выводы из тибетских мифов о далекой стране: «Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала — центр могущества и насилия, управляющий стихиями и народами. Маги, водители народов, якобы могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие «Могуществ» — сил мрака, побуждали их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты шесть миллионов евреев и 750 тысяч цыган».
Такая характеристика Шамбалы заставляет задуматься о ее обитателях… Впрочем, посвященные утверждают, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем пространстве человека, и образованные ламы представляют Шамбалу как внутреннюю реальность — это особое состояние психики, которого можно достичь в процессе самосовершенствования. Нахождение Шамбалы, в такой трактовке, означает достижение просветления.
О том, каким образом попасть в Шамбалу, подробную инструкцию оставил в 1775 году III панчен-лама Тибета Лобсанг Палден Еше. Его произведение называлось «История Арьядеши и путь в Шамбалу, Святую землю». Лобсанг Палден Еше — весьма необычная личность. Он родился в 1737 году, а четыре года спустя был признан тулку — переродившимся панчен-ламой и воплощением Будды Амитабхи. Его поселили в монастыре Ташилунпо, резиденции панчен-лам, и еще в юности лама проявил незаурядные способности и обнаружил наклонности к мистицизму, сложным духовным занятиям, истории, поэзии, искусству афоризма. Земную жизнь он закончил в 1780 году: он умер от оспы во время миссионерского путешествия.
Составлен трактат о путешествии в Шамбалу в жанре садхана — инструкции по тантрической медитации, а путешественник в эту страну там назван садхака. Наиболее точно перевести этот термин можно как «психонавт». Настоящий психонавт не преследует в своем путешествии меркантильных целей, а движим исключительно желанием служить всем живым и страдающим существам. Важным для путника является владение искусством созерцания и медитации. Дорога в Шамбалу имеет северное направление, однако сигнал к началу путешествия психопутешественник должен получить во сне. Тем, кто не получил такого разрешения, не стоит даже порываться: в поисках Шамбалы своей цели они не достигнут, а лишь нарвутся на крупные неприятности, подвергнувшись преследованию демонами.