Остров Пасхи
Прежде чем остановиться на вопросах, ответы на которые веками пытаются добыть исследователи загадочного острова Пасхи, необходимо вкратце рассказать о том, что достоверно известно об этом острове. Его площадь всего 118 км2, возник он благодаря вулканической деятельности, кратеров потухших вулканов на острове порядка семидесяти, и большая часть острова — заповедная, принадлежащая Национальному парку. Расположен остров в отдаленном от цивилизации месте — в юго-восточной части Тихого океана. Остров Пасхи на карте напоминает треугольник со сторонами 16, 18 и 24 километра, оттуда далеко добираться в любую сторону — до побережья Чили около 3500 километров, до ближайшего острова —-2000 километров. Не известно более удаленного от любого континента острова. Возможно, именно в этом факте следует искать ответы на многочисленные загадки этой далекой земли.
Условия жизни на острове экстремальные — тут не растет ни одного дерева, только редкая трава. Ни рек, ни даже ручьев тоже нет, есть только три небольших озера, в которых скапливается дождевая вода. Они находятся в кратерах потухших вулканов, а в самом центре расположена пустыня. Климат субтропический, тепло с ноября по апрель, есть отличные песчаные пляжи, и отсутствует сезон дождей. Единственный город с отелями и аэропортом — Ханга-Роа. Острову дали имя голландские моряки, которые высадились на нем в первый день пасхальной недели 1722 года. Есть у него еще ряд экзотических имен: Рапа-Нуи — Большое Весло, Те-Пито-о-Те-Хенуа — Пуп Вселенной, и Мата-Ки-Те-Ранге — Око, глядящее в Небо.
Сейчас среди островитян есть представители различных рас: европеоиды, негроиды и представители коренных народов Америки. Занимаются в основном рыболовством и овцеводством. Несмотря на скромность природы, иностранцы тут тоже любят бывать: люди на этом острове находят душевный покой и заряжаются положительной энергией.
Дальше сплошные загадки. Начиная с вопроса: откуда взялось на острове коренное население? Предания говорят о загадочной земле Хива за океаном, откуда пришли первые островитяне. Но к западу или же к востоку от острова расположена легендарная земля, предания не сообщают. А от этого в корне меняется представление о вероятной прародине местных жителей: или Америка, или Полинезия.
В древности и Средних веках географы догадывались, что где-то к югу от экватора должен располагаться целый континент, еще не открытый и ждущий своих первооткрывателей. Там непременно обнаружатся города и народы, обладающие высокой культурой. Чтобы прояснить этот волнующий вопрос, в 1722 году небольшая флотилия голландского адмирала Якоба Роггевена, состоящая из трех военных кораблей, принадлежавших голландской Вест-Индской компании, обогнула южноамериканский мыс Горн, взяв курс с востока на запад. Компания — заказчик этого предприятия, помимо жажды географических открытий, руководствовалась вполне коммерческими соображениями — искала новые источники сырья и рынки сбыта. Экспедиция двигалась сначала к западу от берегов Чили, а потом, взяв курс на север, неожиданно была обнаружена земля. Моряки решили, что это и есть загадочный континент. Вскоре, однако, им пришлось поумерить аппетиты: выяснилось, что открытая земля — не континент, а одинокий остров, затерянный среди бескрайних просторов Тихого океана. Поскольку это открытие было совершено на праздник Пасхи, то Якоб Роггевен назвал остров в честь этого праздника.
Попасть на остров обрадовавшимся своему открытию морякам было не так-то просто. Корабли курсировали трое суток кряду вдоль северного побережья острова, пережидая сильный прибой, не дававший совершить высадку на берег. Шлюпки были спущены лишь 10 апреля, и на остров высадились около полутора сотен первооткрывателей.
Вот как описывает высадку и встречу с местными жителями участник этих событий Карл-Фридрих Беренс, сержант-ополченец из Мекленбурга в книге под необычным названием «Искушенный южанин, или Подробное описание путешествия вокруг света», вышедшей в Лейпциге в 1738 году: «Мы сошли на берег во имя Божие с отрядом до 150 человек — местные жители обступили нас так тесно, что мы не могли ступить ни шагу и были вынуждены прокладывать себе путь силою; а поскольку многие из них возжелали взять себе наше оружие, нам пришлось открыть огонь, отчего оные жители испугались и отступили прочь, но не более чем на десять шагов, полагая, что дальше наши пули не достанут, и опять собрались толпой. И нам пришлось снова стрелять в них. Потом они подходили забирать мертвецов и подходили к нам с дарами, фруктами и всяческими растениями, дабы мы их оставили в покое».
Далее наблюдательный путешественник описывает богатый растительный мир острова и обильные урожаи фруктов и овощей, которые его обитателям дарила эта земля. Описал он и жителей острова Пасхи: «Неизменно бодрые, телосложения ладного, с сильными конечностями, но без худобизны, весьма проворные в ногах, дружелюбные и податливые на ласку, однако же изрядно пугливые: почти все из них, принося свои дары, будь то куры или фрукты, бросали их на землю и немедленно убегали со всей быстротой, как только могли. Кожа у них загорелая, наподобие гишпанцев, однако среди них есть и чернокожие, и некоторые совсем белые; и еще есть среди них краснокожие, как будто обгорели на солнце. Уши же у них длинные, нередко доходящие до плеч; и у многих в разрезах ушных мочек вставлены белые деревяшки как особые украшения.
Тело у них разрисовано изображениями птиц и разных чудных зверей, одно краше другого. У женщин обычно на лицо нанесена красная краска... и носят они красные и белые одеяния и небольшие шапки на голове, сплетенные из тростника или соломы; они собирались вокруг нас, и садились, и смеялись, и были весьма дружелюбны, иные же звали к нам людей из своих домов и махали им руками».
Статуи острова Пасхи
Но, видимо, наибольшее впечатление на очевидца произвели исполинские статуи острова Пасхи. По отношению к ним местных жителей сержант Беренс понял, что они являются изображениями богов или идолов. Любопытный Беренс терялся к догадках, как эти статуи могли попасть на остров Пасхи, наблюдая, как островитяне разводили костры перед ними. У него также возник вопрос, «как эти люди, не располагая ни строевым деревом, ни прочными веревками, смогли их возвести». Современные ученые тоже лишь строят версии по поводу исполинских статуй, «которых на всем берегу имеется изрядное количество; они (островитяне) падают перед ними ниц и совершают моления. Все сии идолы вырублены из камня в виде людей с длинными ушами, увенчанных короной, вырублено же все это с таким искусством, что нам оставалось лишь изумляться. Рядом с этими языческими идолами или в некотором отдалении от них уложены большие белые камни длиной от 20 до 30 шагов. Часть поклоняющихся, очевидно, служили жрецами этих идолов, ибо они молились дольше и искреннее других. От других этих жрецов можно отличить также по тому, что не только в ушах у них висят большие белые деревяшки, но и головы обриты наголо, то есть совсем лишены волос. Они носят шапки из белых и черных перьев, напоминающие оперение аиста».
Уникальная культура островитян так и не дождалась своих исследователей — ученых-этнографов, которые ее бы тщательно задокументировали и описали. Что случилось в следующие пятьдесят лет, достоверно не известно. Однако в результате какого-то трагического события архаичная цивилизация погибла. Предполагают, что, скорее всего, причиной стала междоусобная война. В 1774 году на остров Пасхи приплыл знаменитый английский мореплаватель и путешественник Джеймс Кук, также искавший легендарный южный материк. Большинство статуй острова Пасхи он обнаружил сброшенными и лежавшими на земле. На этом некогда процветавшем острове царило запустение. Большинство полей было заброшено. Местные жители пребывали в нищете. «Нам трудно было представить, как островитяне, лишенные техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни», — изумлялся мореплаватель.
Не менее известный путешественник француз Жан Франсуа Лаперуз, прибывший на остров в 1786 году, составил детальную карту и зафиксировал более точные координаты острова Пасхи. Он и начал строить версии, что же тут произошло. Он рассуждал о «деревьях, которые эти жители имели неосторожность срубить в очень давние времена». Разгильдяйство и бесхозяйственность населения, по мнению Лаперуза, были причиной постигшего остров упадка. «Долгое пребывание на острове Иль-де-Франс, который очень похож на остров Пасхи, — писал Лаперуз, — меня научило, что деревья там никогда не дают новых ростков, если только они не укрыты от морских ветров другими деревьями или кольцом стен, и этот опыт позволил мне открыть причину опустошения острова Пасхи. У жителей этого острова было меньше оснований жаловаться на извержение вулканов, давно потухших, чем на собственную неосторожность».
Загадки острова Пасхи
После Лаперуза еще долго никто не подступался к загадке острова Пасхи. Испанцы, прибывшие на остров в конце XVIII века, не были этнографами или историками. Они преследовали исключительно коммерческие цели. Когда у европейских ученых дошла очередь до исследования острова Пасхи, там остались лишь таинственные статуи, капище на краю кратера одного из островных вулканов и немногочисленные деревянные таблички с письменами, которые пока точно не удалось расшифровать. Загадочные иероглифические письмена пока что являются загадкой острова Пасхи.
В XIX веке местное население подверглось опустошительным налетам с континента. В 1862 году остров пережил нападение перуанских работорговцев, которые взяли в плен и угнали добывать гуано в пустыне Атакама 900 человек, в том числе последнего «арики». Спустя некоторое время, большое количество жителей были захвачены и увезены на остров Таити для работы на плантациях. От следующего нашествия разбойников бежали не только коренные жители, но даже и находящиеся там миссионеры. Все они отправились на простирающийся к западу от острова Пасхи архипелаг Гамбье. Потери населения были внушительными: за небольшой отрезок времени с 1862 по 1877 год число жителей острова сократилось с 2500 до 111 человек. Оставшиеся не могли ничего внятно рассказать об обычаях предков. Учеными выдвинуто предположение, что авторами статуй острова Пасхи были полинезийцы, которые поселились на этом острове в период между IV и XII веками, что впрочем, очень неубедительно.
Свою версию происхождения коренного населения выдвинул знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, в 1950-х годах начавший исследовать остров. По его мнению, он был заселен переселенцами из Древнего Перу. Есть доказательства, что остров неоднократно посещали инки. Загадочные каменные статуи очень похожи на статуэтки, найденные в южноамериканских Андах. Есть и сельскохозяйственные доводы в пользу этой версии: батат, который тут выращивают, распространен в Перу. Однако проведенный учеными генетический анализ населения острова Пасхи показывает, что предки коренных жителей имели полинезийское происхождение. Рапануйский язык, на котором говорят островитяне, относится к семейству полинезийских языков.
Согласно мнению ученых, около 900 года нашей эры на остров Пасхи прибыло несколько больших лодок с несколькими десятками полинезийцев, которые захватили с собой домашних животных и культурные растения. Их взорам предстал привлекательный остров, покрытый в то время непроходимыми лесами. Там имелось все необходимое для вполне комфортной жизни. Возникшая таким образом на острове цивилизация переживает расцвет, продолжавшийся с 1000 до 1500 года. В эту эпоху население острова Пасхи увеличилось примерно до двадцати тысяч человек. Тогда же были вырублены около 800 каменных статуй, созданных с помощью каменных инструментов из вулканического туфа в кратере Рано-Рараку. Более 230 статуй были переправлены пока непонятным способом из кратера на впечатляющие расстояния и установлены на каменных платформах на побережье острова. Еще почти 400 статуй, каждая из которых весила более 100 тонн, остались незавершенными. Самая большая из статуй острова Пасхи имеет вес 270 тонн. Эти цифры перечеркивают версию о происхождении статуй в вышеупомянутый период времени, так как в таком случае нам приходится признать, что уровень технологий 1000 лет назад даже превосходил современную инженерную мысль. Ведь никто пока не объяснил, как такую массу можно перемещать по дорогам без твердого покрытия, и как ее можно установить без тяжелого подъемного оборудования (такие подъемные краны появились сравнительно недавно). Эта загадка острова Пасхи до сих пор так и не нашла ответа.
Лемурия
Однажды вследствие таинственных событий вырубка статуй прекратилась. Предполагают, что имел место междоусобный конфликт. На это указывают тысячи обнаруженных учеными наконечников стрел и дротиков. Есть предположение, что именно этот конфликт стал причиной того, что статуи были сброшены со своих постаментов. К тому времени, когда на остров Пасхи прибыла эскадра Якоба Роггевена, население острова составляло лишь около двух тысяч уцелевших в конфликте жителей.
Однако это лишь предполагаемый путь цивилизации острова Пасхи. Так ли все было на самом деле, у ученых нет никакой уверенности. Также отсутствует ответ на вопрос, что собой представляют каменные статуи — моаи. Их смысл, предназначение, и главное — способ доставки к месту установки остается полной загадкой.
Местные жители уверяли, что моаи охраняют их и их землю от злых духов. Все стоящие статуи повернуты лицом к острову. Переносились к месту назначения они уже в готовом виде. Этой цели служили три главные дороги. Постаменты, на которые устанавливались эти статуи — аху — стоят вдоль береговой линии. Самый большой постамент имеет длину 160 метров с центральной платформой около 45 метров. На ней размещались 15 статуй.
Однако абсолютное большинство статуй не закончены и лежат в расположенных вдоль древних дорог каменоломнях. Другие статуи находятся в кратере Рано-Рараку. Много статуй осталось недоделанными и пребывают в разной степени готовности. У одних намечены лишь контуры, в то время как другим не хватает лишь нескольких финальных штрихов, когда их можно было бы отделить от скалы, чтобы везти к месту установки. Третьи лежат, так и не дождавшись отправки. Такое впечатление, что в один момент на острове произошла некая катастрофа, одним махом прекратившая создание моаи. Строители как по команде закончили работу, бросив прямо на своем рабочем месте орудия труда — каменные топоры, кувалды и зубила.
Уже установленные статуи, стоявшие на своих постаментах, были повалены и разбиты. Были разбиты и их платформы. Отдельного внимания заслуживают платформы под статуи — аху, так как их сооружение требовало большого мастерства. Вначале изготовлялись блоки, из которых складывался ровный пьедестал. Блоки были подогнаны один к одному максимально плотно.
Исследования дорог, по которым передвигали платформы, дали интересные результаты. В некоторых местах были обнаружены столбы, которые, возможно, служили опорами для рычагов, с помощью которых статуи тащили к морю. Время строительства этих дорог установили лишь приблизительно — предполагают, что статуи закончили транспортировать примерно к 1500 году.
Предположение исследователей состоит в том, что эти изваяния доставлялись к местам установки небольшими группами людей, использовавших при этом несложную технику в виде крепких канатов из растительных волокон, скорее всего, тростниковых, деревянных катков, рычагов и устанавливавших их в вертикальное положение путем подсыпки под них камней. Впрочем, данная версия не выдерживает критики, поскольку при массах статуй в десятки и сотни тонн, таким способом их транспортировать невозможно.
Фольклор жителей этого загадочного острова сохранил сведения о медленном опускании земли под воду, а также о катастрофах, вызванных богом Увоке, некогда расколовшим землю своим огненным посохом. Именно в этих преданиях и следует искать ключ к разгадкам. Возможно, материк с древней развитой цивилизацией в древние времена находился где-то недалеко, или сам остров являлся его частью. По древним преданиям это мог быть континент Лемурия, на которой проживали исполины, однако катастрофа, произошедшая здесь, надежно скрыла от будущих поколений тайны древних жителей и статуй острова Пасхи.
Тайна острова Пасхи
Помимо статуй, существует тайна острова Пасхи, которая, впрочем, имеет шансы на решение, — таинственые письмена на деревянных дощечках, найденные на острове Пасхи. До нас дошла лишь небольшая их часть, – остальные погибли в огне конфликтов островитян с непрошеными гостями из-за океана. Сохранились деревянные дощечки — кохау, сделанные из темного блестящего дерева торомиро. Таких табличек в музеях мира осталось всего 25. На этих дощечках вырезаны изображения звезд, спиралей, ящериц, лягушек, черепах, а также персонажа местной мифологии — птицечеловека с крыльями. Данные таблички содержат около 14 тысяч иероглифов. Надписи на этих табличках шли слева направо, а затем в обратном порядке. В 1960-е годы почти все они были опубликованы немецким этнографом Томасом Бартелем. Это иероглифическое письмо, называемое ронго-ронго, ученые пытаются расшифровать более 130 лет.
Один из исследователей языка коренных жителей острова Пасхи Стивен Фишер для расшифровки надписей изучил родственные языки — гавайский, самоанский, майорийский. Все эти языки относятся к той же полинезийской группе. После этого он собрал все данные о ронго-ронго и даже описания традиций, ритуалов и верований жителей острова Пасхи, в течение шести лет встречался со всеми специалистами, занимающимися этим языком, а также знакомился с подлинниками дощечек с надписями. Итогом этих усилий стал вышедший в 1997 году из-под пера ученого внушительный труд об объекте его исследований. Некоторые надписи были им прочтены. Главным источником изучения надписей стал для Фишера жезл из Сантьяго — деревянный скипетр длиной 126 и толщиной 6,5 сантиметра. На нем вырезано больше иероглифов, чем на других артефактах, содержащих письменность жителей острова. Этот символ власти принадлежал одному из арике — вождей острова. В 1870 году жезл купили офицеры МВФ Чили, и он был помещен в музей естественной истории в Сантьяго.
Как нужно читать тексты, Фишер понял в 1993 году во время одного из визитов в Чили и на остров Пасхи. Просматривая фотографии с надписями, он обратил внимание на то, что текст на скипетре разделен вертикальными линиями почти на сотню неравных секций и что справа от каждой линии был изображен определенный иероглиф. Ученый сделал вывод, что текст необходимо читать слева направо, когда увидел следующую закономерность: в одной секции группы иероглифов составляли единую строку, а в другой — такими же иероглифами были заняты две строки, при этом они обрывались с правого края. Значит, иероглиф, находящийся правее разделительной черты, начинает собой следующую секцию текста. Это и дало ученому ключ к прочтению части текстов. Дальнейшее исследование позволило перевести фрагмент текста с жезла из Сантьяго. Его предварительный перевод такой: «Все Птицы соединились с Рыбой и породили Солнце...» Если перевод верен, то на жезле запечатлены космогонические представления древних жителей острова Пасхи.
Археологам удалось реконструировать и сам процесс нанесения иероглифов на поверхность жезла из Сантьяго: резчик наносил иероглифы сначала с помощью острых осколков вулканического стекла, а затем углублял рисунок при помощи акульего зуба. Фольклор островитян говорит о том, что жезлы были первыми предметами, на которые наносился текст.
В последующем, Бартель сумел прояснить смысл другой таблички: надписи на ней представляют собой календарь. Однако ученые пока что находятся в самом начале пути раскрытия одной из удивительных тайн острова Пасхи.
Ответ на загадки статуй острова Пасхи может скрываться в слове, которым местные жители обозначали медленное перемещение без помощи ног. В европейских языках это слово переводится как «левитация». Видимо, именно в этом объяснение многовековой практики перемещений по острову огромных статуй. Возможно, левитация каким-то образом связана с еще одной чрезвычайно таинственной историей, связанной с островом Пасхи…
Не поддающаяся никаким внятным объяснениям тайна острова Пасхи предстала перед учеными в конце восьмидесятых годов XX века. Исследователи из австралийской экспедиции под руководством профессора Р. Майерса проводили раскопки в небольшом болоте, в ходе которых были обнаружены останки средневекового рыцаря, сидевшего на коне. Болота, благодаря консервирующим свойствам находящегося в них торфа, хорошо сохраняют такие артефакты, которые разлагаются, находясь просто в земле. Однако даже если бы находка была совершена в менее благоприятной среде, взору ученых все равно предстали бы вещи, объяснить появление которых на острове Пасхи не представляется возможным. Рыцарь был облачен в доспехи, которые позволили определить его происхождение. Он был членом Ливонского ордена рыцарского государства в Прибалтике, существовавшего в XIII—XVI веках. В кошельке всадника лежали три золотых венгерских дуката 1326 года.
Важным представляется и тот факт, что захоронения всадника не было. Это было установлено по характеру расположения останков. Некоторые исследователи склоняются к мнению, что появление ливонского рыцаря в болоте острова Пасхи можно расценивать как случай телепортации — процесса, при котором объект перемещается из одного места в другое за очень короткий промежуток времени, практически мгновенно.
Некоторые подобные случаи были зафиксированы и ранее. В 1620—1631 годах в одном из испанских монастырей жила послушница Мария. Никуда надолго не отлучаясь из стен родной обители, она непостижимым образом вела миссионерскую деятельность среди индейцев Центральной Америки. Этот факт она не скрывала, поскольку вела дневник, в который записывала сведения этнографического характера об индейцах. С миссионерской целью она совершила около 500 мгновенных перемещений через Атлантический океан. Естественно, ее рассказам не верил никто, пока в 1631 году монастырь не посетил священник Алонсо де Бенавидес из миссии Исолито в Нью-Мексико и с ним еще несколько священнослужителей. Они подтвердили сведения об индейцах, рассказанные Марией. Выяснилось также, что монахиня дарила индейцам чаши, сделанные в Испании специально для ее монастыря. Тут самое время вспомнить об имеющихся в лексиконе коренных жителей острова Пасхи словах, обозначающих перемещение без помощи ног.
Следует упомянуть важный факт: рыцарь, найденный на острове, был облачен в тяжелые доспехи, которые надевают лишь во время битвы. Была высказана версия, что в ходе боя рыцарю грозила опасность, и его сознание открыло некие каналы в другие измерения, позволившие переместиться за многие тысячи километров, на другой конец света, от смертельной опасности. Впрочем, это его не спасло. Всадник попал в болото и, видимо, под весом своих доспехов пошел ко дну. Однако, это лишь предположение.
Остров Пасхи — одно из самых загадочных мест нашей планеты, связанное с древней историей цивилизации. Сколько времени понадобится, чтобы раскрыть его тайны? Ответа на этот вопрос не существует…