Невидимый Град Китеж
Легенда о Граде Китеже, таинственном древнем городе породила массу гипотез и споров, не утихающих по настоящее время. Первое упоминание о Китеже в печати датируется 1843 г. В журнале «Москвитянин» была напечатана заметка «Китеж на озере Светлояр», автор которой Степан Меледин являлся основателем частной библиотеки в Нижнем Новгороде, а также выходцем из семьи старообрядцев. В своей статье он впервые упомянул имя предателя — Гришка, который имел прозвище Городня или Кутерьма (точно не установлено). Невидимый Град Китеж и его история описываются близко к содержанию «Летописца»: «Он покрылся землею, для всех сделался невидимым, и в таком положении останется до Пришествия Христова. При попадании же солнечных лучей озеро отражает тени крестов церквей, а вода в нем без всякого ветра всегда колеблется».
Данная статья вдохновила поэтов и привлекла к теме Китежа внимание историков. Писателем Андреем Мельниковым-Печерским был создан первая литературная версия легенды. Его роман «В лесах», написанный в 1874 г. Повествует, что поволжские старообрядцы были абсолютно убеждены в том, что затонувший невидимый Град Китеж – реальность. В связи с этим они считали прилегающую к озеру Светлояр местность священной. Старообрядцы часто рассказывали о колокольном звоне, который иногда с глубины озера.
Михаил Пришвин в своей книге «У стен града невидимого» высказывает мысль, что город был основан славянами за много веков до того, как эта территория была присоединена к землям Владимиро-Суздальского княжества. Автор считает, что город ушел не под воду, а под землю. При этом жили в городе языческие волхвы.
Ряд работ русских этнографов XIX в. утверждают, что невидимый град Китеж зародился за много столетий до Крещения Руси и в те времена был славянским духовно-мистическим центром язычества. Что же касается названия озера «Светлояр», то его истинное значение означает не «светлые и глубокие воды», а является производной от имени божества Ярилы — бога Солнца.
Вполне вероятно, что именно последняя гипотеза наиболее соответствует истине. Во всяком случае, косвенное подтверждение этой версии удалось обнаружить группе московских туристов. В лесу недалеко от Светлояра, проходя на байдарках по речке Мологе и ее притокам, они обнаружили порядка трех десятков лесных курганов, подобных погребальным. В лесной чаще туристам открылся двухметровый валун, покрытый мхом и сориентированный на запад. Древние поселения славян действительно имели такой камень, называемый Алатырь и посвященный богу Велесу. Вблизи с ним располагался другой валун, являющийся алтарём Перуна. Макушка холма в центре древнего города находилась горизонтальная площадка, имевшая шесть углов, и каждая сторона которой равнялась 300 м. Считалось, что шестиугольник представляет собой символ Сварога, верховного властителя Вселенной. Вершину завершали камни конусообразной формы высотой более метра. Сегодня трудно понять, как располагались камни в древности, так как сегодня они хаотически разбросаны. Однако, возможно, в древние времена они образовывали комплекс, подобный знаменитому Стоунхенджу, а с их помощью жрецы совершали определенные ритуалы.
Чтобы подвести научную базу под легенду о невидимом Граде Китиже, исследователи выдвинули ряд гипотез о карстовом образовании озера Светлояр. Они считают, что вследствие провала или разлома, какой-то город действительно опустился под землю.