Невидимый Град Китеж

Легенда о Граде Китеже, таинственном древнем городе породила массу гипотез и споров, не утихающих по настоящее время. Первое упоминание о Китеже в печати датируется 1843 г. В журнале «Москвитянин» была напечатана заметка «Китеж на озере Светлояр», автор которой Степан Меледин являлся основателем частной библиотеки в Нижнем Новгороде, а также выходцем из семьи старообрядцев.  В своей статье он впервые упомянул имя предателя — Гришка, который имел прозвище Городня или Кутерьма (точно не установлено). Невидимый Град Китеж и его история описываются близко к содержанию «Летописца»: «Он покрылся землею, для всех сделался невидимым, и в таком положении оста­нется до Пришествия Христова. При попадании же солнеч­ных лучей озеро отражает тени крестов церквей, а вода в нем без всякого ветра всегда колеблется».

В поисках невидимого града Китежа уже полстолетия на озеро Светлояр отправляются экспедицииДанная статья вдохновила поэтов и привлек­ла к теме Китежа внимание историков. Писателем  Андреем Мельниковым-Печерским был создан первая литературная версия легенды. Его роман «В ле­сах», написанный в 1874 г. Повествует, что поволжские старообрядцы были абсолютно убеждены в том, что затонувший  невидимый Град Китеж – реальность. В связи с этим они считали прилегающую к озеру Светлояр местность священной. Старообрядцы часто рассказывали о колокольном звоне, который иногда с глубины озера.

Михаил Пришвин в своей книге «У стен града невидимого» высказывает мысль, что город был основан славянами за много веков до того, как эта территория  была присоединена к землям Владимиро-Суздальского княжества. Автор считает, что  город ушел не под воду, а под землю. При этом жили в городе языческие волхвы.

Ряд работ русских этнографов XIX в. утверждают, что невидимый град Китеж зародился за много столетий до Крещения Руси и в те времена был славянским духовно-мистическим центром язычества. Что же касается названия озера «Светлояр», то его истинное значение означает не «светлые и глубокие воды», а является производной от имени божества Ярилы — бога Солнца.

Вполне вероятно, что именно последняя гипотеза наиболее соответствует истине. Во всяком случае, косвенное подтверждение этой версии удалось обнаружить группе московских туристов. В лесу недалеко от Светлояра, проходя на байдарках по речке Мологе и ее притокам, они обнару­жили порядка трех десятков лесных курганов, подобных погребаль­ным. В лесной чаще туристам открылся двухметровый валун, покрытый мхом и сориентированный на запад. Древние поселения славян действительно имели такой камень, называемый Алатырь и посвященный богу Велесу. Вблизи с ним располагался другой валун, являющийся алтарём Перуна. Макуш­ка холма в центре древнего города находилась горизонтальная площадка, имевшая шесть углов, и каждая сторона которой равнялась 300 м. Считалось, что шести­угольник представляет собой символ Сварога, верховного властителя Вселенной. Вершину завершали камни конусообразной формы высотой более метра. Сегодня трудно понять, как располагались камни в древности, так как сегодня они хаотически разбросаны. Однако, возможно, в древние времена они образовывали комплекс, подобный знаменитому Стоунхенджу, а с их помощью жрецы совершали определенные ритуалы.

Чтобы подвести научную базу под легенду о невидимом Граде Китиже, исследователи выдвинули ряд гипотез о карстовом образовании озера Светлояр. Они считают, что вследствие провала или разлома, какой-то город действительно опустился под землю.

Духи зла – невидимые сущности параллельного мира

Антарктида и нло

Шоссе А-229

Остров Пасхи