Легенда о Шамбале
Возникает вопрос: существовал ли какой-то практический интерес в поисках Шамбалы, или данный вопрос лежит исключительно в духовной плоскости? Оказывается, легенда о Шамбале действительно выходила за рамки духовных вопросов и интересовала весьма влиятельных людей. Шамбала, как ни удивительно, была вовлечена в геополитическую стратегию XIX—XX веков. Впрочем, следует отметить, что духовные вопросы влияют на нашу повседневную жизнь намного больше, чем мы думаем…
Легенду о Шамбале вывел на уровень международной политики бурятский монах Агван Доржиев (1854—1938). Он учился в Лхасе (столица Тибета), и стал одним из официальных оппонентов в диспутах по философским вопросам — ассистентом-наставником Тринадцатого Далай-ламы. Кроме того, он был доверенным советником лидера Тибета в вопросах политики. В то время за соперничество над Тибетом спорили Китай и Англия. И Доржиев решил расширить круг претендентов на эту страну. Он стал убеждать далай-ламу обратиться за покровительством к России, уверяя его, что Шамбала — страна, по легенде, расположенная к северу от Тибета, — это Россия, а российский император Николай II — реинкарнация ламы Цинкапы, одного из весьма уважаемых в буддийской традиции религиозных деятелей. Согласно некоторым данным, он даже пытался увязать родословную династии Романовых с правителями Шамбалы. Доржиев организовал несколько делегаций к российскому царскому двору и встречался с императором, добиваясь гарантий военной помощи Тибету в случае нападения третьей стороны. Однако его старания не имели ожидаемого результата. Впрочем, видимым результатом такого переговорного процесса стало строительство буддийского храма Калачакры в Санкт-Петербурге. Разрешение на его постройку Доржиев испросил от имени живших в российской столице бурят и калмыков. Первая же публичная церемония, проведенная в новом храме в 1913 году, была приурочена ко дню трехсотлетия династии Романовых и посвящена молитвам за ее долгую жизнь. В комитет по строительству храма Калачакры входил и русский художник Николай Рерих, по проекту которого и были выполнены витражи этого храма.
Это не единственная ситуация, когда Шамбала незримо присутствовала в политических событиях своего времени. В 20-е годы XX века известный участник Гражданской войны в России барон фон Унгерн-Штернберг служил полевым командиром Белой гвардии и сражался с красными в Сибири. При поддержке Японии он решил освободить Монголию и в 1920 году вторгся туда с войсками. Однако неординарность барона заключалась в том, что будучи мистиком, он пытался заручиться поддержкой своего предприятия со стороны тонкого мира. По свидетельству польского ученого Фердинанда Оссендовского[1], путешествовавшего по Монголии в годы Гражданской войны и походов барона Унгерна, монгольские ламы рассказали ему о подземном царстве Агарти, которое, по легендам, находится под Монголией. Этим подземным миром правит «Царь мира». В мрачном будущем разразится страшная война, и наш мир будет уничтожен материализмом. В это время жители страны Агарти выйдут из своего подземного царства и положат конец этим ужасам и насилию. Такие сведения перекликаются с древними текстами, где речь идет о правителе Калке из Шамбалы, который явится, чтобы остановить уничтожающую мир войну. Оссендовский рассказал эту легенду барону Унгерну, и тот для поисков Агарти дважды снаряжал экспедиции во главе с принцем Паулзигом. Вторая экспедиция закончилась весьма таинственно — принц Паулзиг исчез. Означает ли это, что он достиг своей цели и нашел Агарти? Никто истину выяснить не смог… Легенда о Шамбале осталась неразгаданной.
[1] Автор вышедшей в 1922 году книги «Звери, люди и боги»