Кумранские свитки - древние тайны Мертвого моря

Таинственные находки, сделанные во второй половине 50-х годов XX века в пещерах на берегу Мертвого моря, можно смело назвать величайшей сенсацией века. Ими являются древние манускрипты, получившие название Кумранские свитки. Найденные в Массаде, пещерах Кумрана, Хирбет-Мирде, а также в ряде других пещер Иудейской пу­стыни, эти артефакты не только подвердили истинность Библейских текстов, но и открыли многие до этого неизвестные события прошлого.

Находка Кумранских свитков

Кумранские пещеры хранили в себе свитки Мертвого моря тысячи летВ начале 1947 года двое юношей-пастухов из племени таамире пасли коз в пустынной местности Западного берега Иордана, называемой Вади-Кумран, на северо-за­падном берегу Мертвого моря (поэтому эти рукописи также известны, как свитки Мертвого моря) в 20 километрах к восто­ку от Иерусалима. Их внимание привлекло отверстие в скале. Проникнув через него в пещеру, они, к своему изумлению, обнаружили там восемь больших глиняных сосудов. В одном из них оказалось семь свитков, сшитых из кусков пергамента и завернутых в куски льняной тка­ни. Пергамент был исписан параллельными столбцами текста на языке, отличном от арабского. Много недель пробыла находка у юношей, пока они не добрались до Вифлеема, где предложили свитки торговцу-сирийцу, который послал их к сирийскому митрополиту Иешуа Са­муилу Афанасию в монастырь Святого Марка в Иеруса­лиме. В конце 1947 года профессор Е. Сукеник, археолог из Еврейского университета в Иерусалиме, сумел приоб­рести три оставшиеся рукописи у торговца из Вифлеема. Все семь свитков (полных или незначительно поврежденных) сейчас экспонируются в Храме книги при Израильском музее в Иерусалиме.

В 1951 году началось проведение систематических раскопок и обследований в Кумране и близлежащих пе­щерах, находившихся под контролем Иордании. Обсле­дования, в ходе которых были обнаружены новые рукописи и многочисленные фрагменты, осуществлялись совместными усилиями Департамента древностей иор­данского правительства, Палестинского археологического музея (Музей Рокфеллера) и французской Археологической библейской школы.

С 1951 по 1955 год они организовали четыре археоло­гические экспедиции в район, находящийся в несколь­ких километрах к югу от первой пещеры, и еще южнее — В Вади-Мураббаат. Было исследовано более 200 пещер, и во многих обнаружились следы пребывания здесь лю­дей. Находки относились ко времени в пределах от бронзового века до римской эпохи, причем поздний период точно датировался находками большого числа монет. В 500 метрах к востоку от кумранских пещер, на месте, называемом Хирбет-Кумран, исследователи обнаружи­ли остатки каменного здания, вероятно монастыря, с большим числом залов, где было множество цистерн и бассейнов, мельница, кладовая для глиняной посуды, гончарная печь и зернохранилище. В одном из внутрен­них помещений были обнаружены похожие на столы сооружения из гипса с низкими скамьями и чернильни­цы из керамики и бронзы; в некоторых из них сохрани­лись остатки чернил. Вероятно, это был скрипторий, то есть помещение для писания, где и были созданы мно­гие из найденных текстов. К востоку от здания распола­галось кладбище, насчитывавшее более 1000 могил.

С воссоединением Иерусалима в 1967 году почти все эти находки, сосредоточенные в Музее Рокфеллера, стали доступны израильским ученым. В том же году И. Ядину удалось приобрести (на средства, выделенные фондом Вольфсона) еще один из известных больших манускриптов — так называемый Храмовый свиток. Вне пределов Израиля, в столице Иордании Аммане, нахо­дится лишь одна из значительных рукописей Мертвого моря — Медный свиток.

Свитки пещер Кумрана делятся на три категорииКумранские свитки написаны в основном на иврите, частично — на арамейском языке; также встречаются фрагменты греческих переводов текстов Библии. Иврит не библейских текстов являлся литературным языком эпохи Второго Храма, некоторые фрагменты написаны на послебиблейском иврите. В основном применяется квадратный еврейский шрифт, прямой предшественник современного печатного шрифта. Основной писчий ма­териал — пергамент из козьей или овечьей кожи, редко – папирус. Чернила использовались в основном уголь­ные. Палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный анализ позволяют датировать основной массив этих манускриптов периодом от 250 до 68 года до нашей эры (период существования Вто­рого Иерусалимского Храма). Они рассматриваются как остатки библиотеки загадочной кумранской общины.

По содержанию кумранские свитки можно разде­лить на три группы: библейские тексты (это около 29 % от общего количества рукописей); апокрифы и псевдо­эпиграфы; другая литература кумранской общины. В период между 1947 и 1956 годами в одиннадцати кумранских пещерах было обнаружено более 190 би­блейских свитков. В основном это небольшие фрагмен­ты книг Ветхого Завета (всех, кроме Книг Эсфири и Неемии). Также был найден один полный текст Книги пророка Исайи.

По-видимому, основание кумранского поселения восходит к эпохе Маккавеев, возможно, ко времени царя Иудеи Иоанна Гиркана, так как самые ранние мо­неты относятся к периоду его правления в 135—104 годах до нашей эры.

С первых лет работы над найденными текстами в на­учных кругах возобладало мнение, что собственные произведения кумранитов («Устав общины», «Свиток Войны», «Комментарии» и т. д.) были написаны во II—I ве­ках до нашей эры. Датировать свитки более поздним временем предпочла лишь малая группа ученых.

Из гипотез, в которых рукописи относят к I веку на­шей эры, наибольший резонанс — если не в научной сре­де, то, по крайней мере, в средствах массовой информа­ции — вызвала версия австралийского востоковеда Барбары Тиринг. Основной личностью, фигурирующей в свитках, является руководитель общины, носящий прозвище Праведный Наставник, или Учитель Правед­ности. Отождествление его с историческими деятелями II—I веков до нашей эры столкну­лось с большими трудностями. В то же время многие кумрановеды указывают, что имеется немало общего между учением этого человека, как оно отражено в ру­кописях, и проповедью Иоанна Крестителя. Тиринг же поставила между этими людьми знак равенства. При­чем она не была первой, кто решился на подобное. Еще в 1949 году австрийский ученый Роберт Эйслер, извест­ный своим исследованием славянского перевода «Иу­дейской войны», указал, что Праведный Наставник — это Иоанн Креститель.

Свитки Мертвого моря

исследование Кумранских свитков продолжается до сих порИнтересно отметить, что, по всей видимости, еще не все свитки Мертвого моря попали в руки к ученым. В 2006 году профессор Ханан Эшель представил науч­ной общественности до того времени неизвестный кумранский свиток, в котором содержатся фрагменты Книги Левит. К сожалению, свиток этот был обнаружен не при новых археологических раскопках, а случайно изъят полицией у араба-контрабандиста: ни он, ни полиция не подозре­вали об истинной ценности находки, пока приглашен­ный на экспертизу Эшель не установил его происхожде­ние. Этот случай в очередной раз потвердил то, что существенная часть свитков Мертвого моря может на­ходиться в руках расхитителей и торговцев древностя­ми, постепенно приходя в негодность.

Особый интерес вызывает связь между Кумранскими свитками и ранним христианством. Оказалось, что созданные за несколько десятилетий до Рождества Хри­стова свитки Мертвого моря содержат многие христи­анские идеи, например о близящемся изменении хода истории. Сама же кумранская община, возникшая за не­сколько столетий до этого события, была похожа на мо­настырь в христианском понимании этого слова: строгий устав, совместные трапезы, послушание по отношению к настоятелю (именуемому Праведным Наставником).

Практически все кумрановеды сходятся во мнении, что свитки были спрятаны в пещеры во время войны с римлянами — вероятнее всего, в 68 году нашей эры, неза­долго до того, как Кумран был захвачен последними. При этом очевидно, что комментарии создавались свидетелями описанных в них событий.

Значение найденных свитков и их фрагментов чрезвычайно велико. Найденные фрагменты практически полностью соответствуют тек­стам Библии, и, таким образом, подтверждают досто­верность поздних иудейских текстов. Также важны рукописи небиблейского содержания, отражаю­щие малоизвестный прежде аспект иудейского мышле­ния той эпохи. Они рассказывают о живших и похоро­ненных в Кумране людях, называвших себя Общиной Завета. Распорядок жизни общины зафиксирован в ее Уставе. Идеи, изложенные в нем, аналогичны тем, что приписывались еврейской секте ессеев, которые, по утверждению Плиния, жили на западном бере­гу Мертвого моря, там, где находится Кумран. В Храмо­вом свитке, обнаруженном в 1967 году, содержатся детальные предписания относительно построения боль­шого храма и затрагиваются такие темы, как ритуальная нечистота и очищение. Текст нередко дается как высказываемый от первого лица самим Богом.

До кумранских находок анализ библейского текста был основан на средневековых манускриптах. Кумранские свитки значительно расширили наши познания о тексте Ветхого Завета. Неизвестные ранее чтения помогают луч­ше понять многие его детали. Благодаря свиткам Мертвого моря подтверждена надежность древних переводов, прежде всего Септуагинты — греческого перевода Ветхого Завета, сде­ланного еще в III—II веках до нашей эры в египетском го­роде Александрии.

Некоторые комментаторы говорят о существовании исторической преемственности между учением ессеев и идеями раннего христианства. Кроме идейного сход­ства, подчеркивается определенное хронологическое и географическое совпадение двух групп. Таким образом, становление христианской церкви связывается с возрож­дением Кумранского монастыря между 4 годом до нашей эры и 68 годом нашей эры. Более того, эти ученые указы­вают, что, когда Иоанну Крестителю открылось Слово Бога, он удалился в Иудейскую пустыню близ устья реки Иордан. Там он и крестил Иисуса Христа. Таким образом, находка и изучение Кумранских свитков помогло ученым приблизиться к обстоятельствам напи­сания Библии — главной книги для миллионов людей.

Хамас и Хезболла

Геопатогенные зоны

Дорога в никуда

Страна Шамбала. Тибет

Космический корабль Dragon

Опасные ритуалы

Агхори Бабы, которые живут в индийском городе Варанаси славятся тем, что едят мертвых. Они считают, что самый большой страх человека ...


Континент Му - прародина человечества

В начале XX века получила распространение версия о гипотетическом континенте древности. Его название – континент Му. Он также упоминается под названием Пацифида, а ...


Тайна Мертвого моря

Между Израилем, Палестиной и Иорданией раскинулся уникальный водоем, аналогов которому нет на планете. Речь идет о Мертвом море, оно имеет ...


Страсбургский собор

Франция, Страсбург, собор XI века. Виктор Гюго назвал его гигантское деликатное чудо, а Гете - возвышенно высокое дерево Бога - высоченный ...


Старый город Дамаска

Дамаск является столицей Сирии.  «Старый Город», так называют местные жители старую часть Дамаска. Эта часть земли окружена римской стеной, ...


Рисунки пустыни Наска

В конце IV века пустыня Наска подверглась воздействию двух катаклизмов одновременно: землетрясению и наводнению! Город был похоронен под толстым ...


Йемен, архипелаг Сокотра

Сокотра одно из уникальнейших мест нашей планеты, где удивительное и необыкновенное спрятано, буквально, за каждым камнем. Архипелаг Сокотра включает в ...


Организация ODESSA

Знакомое всем название знаменитого города к рассматриваемой теме не имеет отношения. ODESSA – расшифровывается как Organosation der Ehemaligen SS-Angeh?rigen[i]. ...


Большой Сфинкс. Тайна тоннелей

Тайна Большого Сфинкса не разгадана, и в силу этого обстоятельства интерес к нему все более усиливается. В последние десятилетия ...