Град Китеж – легенда о таинственном городе

Град Китеж является загадочным древним городом Руси. Одна из наиболее известных легенд связывает его с именем великого благоверного князя Георгия Всеволодовича. Согласно повествованию, он строил церкви по всей Руси: в Новгороде, Пскове, Москве, Ростове, Переясле-Залесском. Заложил он также церковь в Ярославле, после чего спустился вниз по Волге и возвел там город Малый Китеж. После строительства города, князь по суше направился к озеру Светлояр. Увидел, он, что «место то велми прекрасно и многолюдно», и приказал на берегу этого озера начать строительство города под названием Большой Китеж.

Китеж Град был сокрыт по молитвам жителейОднако наступили грозные времена, на Русь пришел «нечестивый и безбожный царь Батый», с которым войска Георгия Всеволодовича вступили в сражение у Малого Китежа. Силы были слишком неравны, князь  потерпел поражение и вынужден был скрыться в дремучих заволжских лесах. Батый взял Малый Китеж и применив к его жителям жестокие пытки, выведал путь к Большому граду Китежу у озера Светлояра. Именно туда ушел князь с остатком своей дружины. Хан Батый приступил к городу и взял его приступом, князь же со всей дружиной погиб в жестокой схватке, а город подвергся разорению. Заканчивается легенда словами, что Большой Китеж Град будет невидим вплоть до Пришествия Христова.

Так передает древние события эта легенда, но её повествование не сходится с летописями. В упоминаемых городах храмы построены другими князьями, а хан Батый к озеру Светлояру не ходил. Что касается князя Георгия (Юрия), то свое последнее сражение он провел не у Светлояра, а на реке Сити (400 км в северо-западном направлении). Кроме того, в то время территории за Волгой и Кержен­цем еще не входили в состав Руси.

Светло озеро скрыло Китеж ГрадТаким образом, легенда повествует о смешанных событиях, произошедших в разное время и в разных местах. Исследователи выяснили, что рассказы об озере Светлояре берут истоки из рукописного сочинения «Китежский летописец», в котором упоминается 1251 г, как дата гибели Града Китежа. Считается, что это произведение принадлежит ярославским старообрядцам и датируется концом XVIII века. Состоит оно из двух частей. Первая из них, являющаяся исторической, представляет собой переработку «Летописца о убиении благоверного князя Георгия I Всеволодовича» (XVI в.). Здесь присутствует рассказ о строительстве храмов и городов, о войне князя с татарами и его поражении, но отсутствует рассказ о  чуде укрытия города от татар.

Вторая часть «Китежского летописца» повествует  о спасительном значении Града Китежа для верующих и недосягаемости для сомневающихся: «Если же пойдет, и сомневаться начнет, таковому закроет Господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом... И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою Божиею... по молению и прошению тех, кто достойно и праведно к нему припадает». Основным источником данной части является сочинение «Послание к отцу от сына из одного сокровенного монастыря» (1702 г). Здесь Град Китеж предстает, как поучительный пример.

Предания, которые записаны спустя много веков после Батыя, рассказывают, что войти в Китеж Град хан так и не смог, несмотря на то, что город не имел укреплений, а жители не готовились к обороне. Они только молились. Самая древняя из легенд, в частности, повествует, что лишь завоеватели набежали на город, как под копытами их коней, земля провалилась и погребла их. Над городом же стало Светлое озеро. С тех пор стали считать, что Град Китеж скрылся в водных глубинах, а татарское войско разбежалось, охваченное паническим страхом. Говорят, что до сих пор из глубин озера доносится звон церковных колоколов, но слышат его только праведники...

Огни на поверхности Луны

Зона Прейзера

Тайны особняка

Кто построил Стоунхендж