Фараон Эхнатон
Амарнский период длился недолго (порядка 20 лет), как и правление самого Эхнатона. Фараон Эхнатон был чрезмерно сосредоточен на делах своей семьи, а его реформы больше касались укрепления нового культа. При этом внутренней и внешней политике не уделялось должного внимания.
Религиозная реформа Эхнатона
Во время правления Эхнатона не проводились военные походы, в результате чего от Египта отпали Сирия и Ханаан. Страна потеряла политический престиж, завоеванный фараонами XVIII династии, а также экономическое могущество. По мнению некоторых исследователей, в результате реформ Эхнатоном были отстранены от управления многие опытные администраторы, сохранявшие верность старому культу, что не могло не сказаться на состоянии страны.
В чем же состояла причина столь загадочных реформ Эхнатона? На этот вопрос сегодня ясного ответа не существует. Существуют лишь четыре точки зрения на его истоки. Согласно первой из них религиозная реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Жречество традиционно было привилегированным классом в Древнем Египте, а успешные военные походы фараонов XVIII династии только усилили его экономическое могущество и политическое влияние. Но параллельно наметилась тенденция формирования новой знати, преимущественно выходцев из средних и бедных слоев населения. Причинами их продвижения по общественной иерархии были старательная служба в регулярной армии и личная преданность фараону. Данные противоречия, вероятно, и привели к скрытому противостоянию жречества и более демократической военной знати. В конечном итоге, реформа была необходима фараону, который опирался на новый привилегированный класс, для ограничения жрецов Амона-Ра, имевших чрезмерное влияние. Другие исследователи высказывают мнение, что реформа была необходима для создания общей религии для большого Египетского государства.
Бог Эхнатона
Две же другие теории объясняют произошедшие события психологическими факторами, свойственными личности данного фараона. По данной версии изменения в религии и политике были вызваны личными убеждениями царя, который был последовательным сторонником новой религии. Бог Эхнатона, Атон, являлся для него главной целью его деятельности.
В некоторых источниках также делается упор на женскую внешность Эхнатона на изображениях, созданных их творцом Тутмосом Младшим. Данное обстоятельство позволяет предположить, что он страдал синдромом Фрелиха, и, таким образом, его реформы могли быть вызваны особенностями его болезненного характера. Религиозные реформы Эхнатона, по сути, имели чисто мировоззренческий характер, они не имели глубоких социальных корней. Есть предположение, что свою концепцию Эхнатон извлек из недр гелиопольськой догмы о боге Ра как демиурге и первом фараоне, правившем миром. Однако каким образом идея об Атоне, как о боге солнца, животворящей силе, получила свою завершенную форму — неизвестно. Возможно, учение об Атоне — результат творчества самого фараона.
Как же среагировал на реформы Эхнатона народ? В целом, эти нововведения были не поняты и отклика не нашли. Тысячелетиями люди обращались с просьбами и мольбами к большим и малым божествам, и потому большинство египтян свои верования не изменили.
Официальный монотеизм, введенный Эхнатоном, просуществовал недолго. Преемник Эхнатона, фараон Тутанхамон, вступивший на престол в 1347 году до н.э., восстановил культ Амона и все старые религиозные обряды. Кроме того, он покинул столицу Эхнатона — город Ахетатон. Жречество и знать ликвидировали все новшества Эхнатона и постарались сделать все необходимое, чтобы его имя изгладить из памяти навсегда. В так называемой «реставрационной» надписи Тутанхамона сказано, что в результате правления Эхнатона страна оказалась в полном упадке, что от нее отвернулись боги, так как храмы богов и богинь были заброшены. Более поздние записи пошли еще дальше: в одном из папирусов времен XIX династии Эхнатон назван «мятежником» и еретиком. Но дело было сделано, и результаты реформ Эхнатона все же не пропали. После смерти фараона и даже после отмены всех его реформ египтяне стали рассматривать различных богов как воплощения единого Амона, о чем говорят сохранившиеся храмовые гимны.
Вполне вероятно, что новая вера не нашла понимания среди египтян из-за особенностей провозглашенной фараоном доктрины. Религия Атона отличалась равнодушным отношением к традиционному и очень важному для египтян учению о загробной жизни, а также связанному с ним представлению о загробном воздаянии. Верующие в загробную жизнь египтяне оказались дезориентированными и не пожелали принять Атона и реформы фараона Эхнатона.
Смысл преобразований Эхнатона не вполне понятен и для современных ученых. Как было сказано ранее, в египтологии доминирует точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона носило монотеистический характер, или было очень близким к таковому. Согласно этой версии, фараона Эхнатона можно считать первым правителе в мировой истории, о котором документально известно, что он поклонялся единому Богу. Атонизм же является одним из древнейших монотеистических вероучений. Из этой гипотезы, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, вытекает смелое предположение о прямой связи между Эхнатоном и библейским пророком Моисеем, вплоть до их отождествления.
Другой вопрос заключается в том, была ли деятельность фараона обусловлена исключительно религиозным влиянием на него евреев, долгое время живших в Египте, или тут имела место и родственная связь? Если посмотреть в родословную египетского владыки, то такая мысль действительно найдет там подтверждение. Уже в молодые годы Аменхотеп IV стал править страной вместе с отцом, так как в последние годы своей жизни тот был тяжело болен. В это же время, а также в первые годы царствования самого Эхнатона на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать, умная и энергичная царица Тия. Она принимала участие во всех официальных церемониях и праздниках. Тия непрестанно находилась рядом с царем на публичных приемах, и придворные восхваляли ее. Она сыграла важную роль в установлении Эхнатоном культа Атона в качестве государственной религии. «Амарнские письма» сохранили свидетельство влияния Тии на сына. Тия происходила не из царского рода, род ее отца неизвестен. И согласно мнению ряда египтологов, он был евреем либо выходцем из семитских народов. Отдельные источники говорят, что он был выходцем из египетского города Ахмима. У Аменхотепа III и Тии было, по меньшей мере, шесть детей.
Современный исследователь Ахмед Осман считает, что фараон Эхнатон являлся внуком библейского пророка Иосифа, как известно, занимавшего вторую после самого фараона должность в Египетском государстве. Таким образом, Иосиф мог путем объяснения еврейской веры в единого Бога дочери и другим членам своей семьи подвигнуть своего внука на смелую религиозную реформу. Это достаточно убедительная версия. Даже в имени «Атон» некоторые ученые видят созвучие с древнееврейским «Адон» («Господин», «Господь»). «Адонай» — так в библейских текстах на древнееврейском языке звучит слово «Бог». Текст Библии позволяет сделать однозначный вывод о влиянии, которое оказали жившие в стране евреи на мировоззрение египтян. Во время исхода евреев из Египта многие уверовавшие в Бога Израилева египтяне бежали из своей страны вместе с евреями. Однако это предположения историков. Личность египетского фараона Эхнатона и мотивы проведенных им реформ по настоящее время остаются для исследователей загадкой.