Бог Эхнатона
На шестом году своего правления фараон Эхнатон приступает к новому этапу реформ: переносит свою резиденцию в только что построенную им столицу Ахетатон, где ничто не напоминает новому фараону ни бога Амона, ни его надменного жречества. Здесь все было пронизано культом Атона. Он теперь - бог Эхнатона и всего Египта. Атону в новой столице был воздвигнут грандиозный храм.
Согласно представленной народу легенде, место новой столицы (она находилась в 300 километрах к северу от старой) было указано самим Атоном когда Эхнатон плыл вверх по Нилу. Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы и Мемфис как религиозный, культурный и политический центр страны. Руины Ахетатона были обнаружены около современного египетского города Эль-Амарна. Помимо культовых и административных сооружений Эхнатона, в этом месте в 1887 году местной крестьянкой был обнаружен также клинописный дипломатический архив переписки Аменхотепа III и Эхнатона с царями стран Ближнего Востока, — известные «Амарнские письма».
Вокруг фараона Эхнатона появилась новая аристократия и новое жречество бога Атона. А старая столица Фивы постепенно приходила в упадок. В казну храма Амона перестали поступать доходы, и даже сами имена Амона и других божеств подверглись забвению и преследованию — их повсеместно стирали в надписях. Имя Амона было стерто даже на надписях, относящихся к годам правления покойного Аменхотепа III. Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла до основания все основы традиционного древнеегипетского общества. Была изменена и идеология царской власти: царь и царица, что издревле почитались как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут — непосредственными детьми солнечного бога. Помимо имени царя, изменению подверглись также и имена ближайших родственников фараона, в частности его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона был провозглашен бог Эхнатона Атон.
Реформа Эхнатона
После введения в государстве культа Атона Эхнатон уделил особое внимание культу собственных статуй, которые считались проявлениями его божественного естества. Впрочем, реформа Эхнатона допускала почитание и ряда других божеств: с Атоном сначала сосуществовали другие формы солнечного божества (Ра и Ра-Горах), а также духи и демоны.
Культ Атона резко отличался от культа Амона и всех других древних богов — новый бог не имел ни антропоморфной, ни тем более, зооморфной иконографии; образ его не воплощался в статуях, о нем не существовало никаких мифов и сказаний. К египетской мифологии он не имел никакого отношения. Это был культ животворящего солнца, культ великой силы природы, простой и понятный, лишенный теологических и мифологических ухищрений. В нем отсутствовали прикрасы и символика. Храм Атона был открыт для всех, никаких недоступных для верующих мест в нем не было. Дары приносились на открытые алтари.
Каким же представляли себе этого бога его почитатели, в частности, сам Эхнатон. Ответ на данный вопрос дает нам гимн богу Атону, составленный, или самим Эхнатоном или по его указанию. Атон, по их представлению, олицетворял животворящие силы космоса и был творцом всего мира, животных и людей. Создав людей, Атон наделил их различными языками и особыми этническими признаками, разным цветом кожи. Он создал и Египет, и чужеземные страны — Сирию, Куш, обеспечивая их существование. Другими словами, бог Эхнатона Атон — универсальный бог, благой для всех. Мистические оды, составленные Эхнатоном в честь Атона, сохранились до наших дней.