Теплоход Армения

Главная » Тайны затонувших кораблей

Теплоход «Армения» - ненайденная братская могила у берегов Ялты (1)

Капитаном «Армении» был назначен 39-летний Владимир Яковлевич Плаушевский, старпомом — Николай Фадеевич Знаюненко. Экипаж судна состоял из 96 человек, плюс 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Около 17:00 6 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Севастополя. эвакуируя военный госпиталь и жителей города.

На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя….

По разным оценкам на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек. В 2:00 7 ноября судно прибыло в Ялту. где взяло на борт ещё несколько сотен человек. В 8:00 судно вышло из порта в Чёрном море. и пройдя на несколько десятков километров, дошло до Южного берега Крыма. Здесь оно было атаковано немецким самолётом-торпедоносцем «Хейнкель He-111 », принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28, несмотря на то, что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна. В то же время, в нарушение статуса санитарного судна, «Армения» была вооружена четырьмя 45-мм пушками, кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД. кроме того, корабль шёл в эскорте двух вооруженных катеров и двух истребителей И-153. Таким образом, «Армения» в соответствии с международным правом являлась законной военной целью.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов, а также эвакуируемых граждан. Также на судно был погружен персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23), руководство пионерлагеря «Артек» и часть партийного руководства Крыма. Погрузка шла в полном беспорядке, никто не только по фамилиям не переписывал садившихся на теплоход, не было даже точно известно их число. Официально в советское время считалось что погибли около 5 тыс. человек, теперь оценки увеличены до 7-10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых страшных в мировой истории.

Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того, чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в темное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту. хотя в Севастополе находились десятки менее ценных судов, которые бы могли произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты в 8.00. Решение капитана оправданно, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; в этом случае Армения была бы просто расстреляна полевой артиллерией вермахта. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием.

Санитарный теплоход Армения 7 ноября 1941 года был атакован немецким самолетом-торпедоносцем. За несколько минут корабль ушел под воду. На борту судна, которое перевозило раненых из четырех госпиталей Севастополя и Ялты, находилось около 7 тыс пассажиров. Выжили только восемь человек, которых подобрал сторожевой катер, сопровождавший Армению.

Владимир Плаушевский был слишком опытным капитаном, чтобы не понимать, чем грозит ему плавание на протяжении всего светового дня вдоль берегов оккупированного гитлеровцами Крыма.

Не совсем согласен со смыслом этого утверждения в статье. Курс из Ялты в потрты Кавказа никогда не лежал вдоль крымских берегов. Ни в мирное время, когда суда выполняли рейсы по Крымско-Кавказской линии, ни тем более в военное время. После выхода из Ялтинского порта суда всегда шли вдоль берега в западном направлении совсем немного - где-то до Ливадии - Ореанды, затем поварачивали налево и уходили в открытое море практически под прямым углом к побережью западной части Ялтинского залива. А во время войны - тем более. Суда шли на Кавказ через т.н. середину восточной части Чёрного моря.

Тем более Армения не стала бы никуда идти вдоль берега 7.11.1941, за несколько часов до захвата Ялты германскими войсками. В этот день Ялта была уже действительно окружена со всех сторон. Какой-либо действенной власти в городе в этот день уже также действительно не было (что подтверждали многие очевидцы тех событий). Германские войска находились уже западнее Симеиза с одной стороны и восточнее Гурзуфа - с другой. То есть, до линии фронта (или говоря точнее - до линии окружения) судно дошло бы выйдя из порта и следуя вдоль берега всего за час (в любом из направлений).

Худжник Андрей Лубянов. Из документального кино Н. Брайко «Фотография из семейного альбома (теплоход «Армения»)»

Армения стала последним крупным судном, оставившим Ялту. С её отходом можно считать, что в городе началось фактическое безвластие, безысходность и хаос. Исключения могли составлять лишь небольшие территории возле находившихся в порту нескольких небольших военных судов, которые постепенно к утру оставили порт.

Характеристики судна:

  • Водоизмещение 5 770 тонн
  • дальность плавания 4600 миль
  • максимальная скорость 14,5 узлов (около 27 км/ч)
  • Длина 112 м
  • Ширина 15,5 м
  • Высота борта 7,84 м [1]
  • Экипаж — 96 человек
  • 518 пассажиров в классных каютах
  • 125 «сидячих» пассажиров
  • 317 палубных пассажиров
  • до 1000 тонн груза

Источники: ru.science.wikia.com, reibert.info, parohodoff.ru, crimea.kz, kruiznik.ru


Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Монтаукский проект. Феникс-2

Проект "Феникс" К тому моменту, когда конгрессом проект “Феникс” был уже закрыт, группа в Брукхейвене уже располагала технологией Рейча и ...


Бог Эхнатона

  На шестом году своего правления фараон Эхнатон приступает к новому этапу реформ: пере­носит свою резиденцию в только что построенную ...


Амазонка - самая длинная река в мире

Самая длинная река в мире, считая от истока до устья – это Амазонка, длина которой 4,345 км от Перуанских Анд ...


Газофазный ядерный ракетный двигатель

В июне 1958г. ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято постановление о разработке в ОКБ-1 С.П. Королева ракет-носителей ...


Виды пластиковых окон

Итак, существует несколько типов конструкций пластиковых окон: поворотные и поворотно-откидные. Поворотная является стандартной конструкцией. Поворотно-откидные же окна в этом плане гораздо ...


Таинственный потир

Не так давно в Мариуполе проходила международная научная конференция, участниками которой стали представители всех сфер культурной жизни, включая журналиста нашего портала. ...


Геопатогенные зоны Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Геопатогенные зоны – энергия, излучаемая из глубин Земли. Оказывают вредное влияние на организм человека. Линии геопатогенных зон покрывают всю ...


 

Самые читаемые

Зеркала Козырева

Зеркала Козырева - это зеркальные устройства, спиралеобразной формы, фокус которых находится ... Далее

Хвост у людей

Забавно, но хвост у человека есть. До определенного периода. Известно, что ... Далее

Иллюминаты - тайна просветленных

Современные иллюминаты - тайное общество, стремящееся установить Новый Мировой Порядок с ... Далее

Миф о строительстве города Фивы

Политики Сенусерта I придерживались и его наследники Аменемхет II и Сенусерт ... Далее

© 2009-2017 Объектив-Х: Мир непознанного