Теплоход Армения

Теплоход «Армения» - ненайденная братская могила у берегов Ялты (1)

Капитаном «Армении» был назначен 39-летний Владимир Яковлевич Плаушевский, старпомом — Николай Фадеевич Знаюненко. Экипаж судна состоял из 96 человек, плюс 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Около 17:00 6 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Севастополя. эвакуируя военный госпиталь и жителей города.

На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники… Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя….

По разным оценкам на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек. В 2:00 7 ноября судно прибыло в Ялту. где взяло на борт ещё несколько сотен человек. В 8:00 судно вышло из порта в Чёрном море. и пройдя на несколько десятков километров, дошло до Южного берега Крыма. Здесь оно было атаковано немецким самолётом-торпедоносцем «Хейнкель He-111 », принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28, несмотря на то, что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна. В то же время, в нарушение статуса санитарного судна, «Армения» была вооружена четырьмя 45-мм пушками, кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД. кроме того, корабль шёл в эскорте двух вооруженных катеров и двух истребителей И-153. Таким образом, «Армения» в соответствии с международным правом являлась законной военной целью.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов, а также эвакуируемых граждан. Также на судно был погружен персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23), руководство пионерлагеря «Артек» и часть партийного руководства Крыма. Погрузка шла в полном беспорядке, никто не только по фамилиям не переписывал садившихся на теплоход, не было даже точно известно их число. Официально в советское время считалось что погибли около 5 тыс. человек, теперь оценки увеличены до 7-10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых страшных в мировой истории.

Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того, чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в темное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту. хотя в Севастополе находились десятки менее ценных судов, которые бы могли произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты в 8.00. Решение капитана оправданно, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; в этом случае Армения была бы просто расстреляна полевой артиллерией вермахта. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием.

Санитарный теплоход Армения 7 ноября 1941 года был атакован немецким самолетом-торпедоносцем. За несколько минут корабль ушел под воду. На борту судна, которое перевозило раненых из четырех госпиталей Севастополя и Ялты, находилось около 7 тыс пассажиров. Выжили только восемь человек, которых подобрал сторожевой катер, сопровождавший Армению.

Владимир Плаушевский был слишком опытным капитаном, чтобы не понимать, чем грозит ему плавание на протяжении всего светового дня вдоль берегов оккупированного гитлеровцами Крыма.

Не совсем согласен со смыслом этого утверждения в статье. Курс из Ялты в потрты Кавказа никогда не лежал вдоль крымских берегов. Ни в мирное время, когда суда выполняли рейсы по Крымско-Кавказской линии, ни тем более в военное время. После выхода из Ялтинского порта суда всегда шли вдоль берега в западном направлении совсем немного - где-то до Ливадии - Ореанды, затем поварачивали налево и уходили в открытое море практически под прямым углом к побережью западной части Ялтинского залива. А во время войны - тем более. Суда шли на Кавказ через т.н. середину восточной части Чёрного моря.

Тем более Армения не стала бы никуда идти вдоль берега 7.11.1941, за несколько часов до захвата Ялты германскими войсками. В этот день Ялта была уже действительно окружена со всех сторон. Какой-либо действенной власти в городе в этот день уже также действительно не было (что подтверждали многие очевидцы тех событий). Германские войска находились уже западнее Симеиза с одной стороны и восточнее Гурзуфа - с другой. То есть, до линии фронта (или говоря точнее - до линии окружения) судно дошло бы выйдя из порта и следуя вдоль берега всего за час (в любом из направлений).

Худжник Андрей Лубянов. Из документального кино Н. Брайко «Фотография из семейного альбома (теплоход «Армения»)»

Армения стала последним крупным судном, оставившим Ялту. С её отходом можно считать, что в городе началось фактическое безвластие, безысходность и хаос. Исключения могли составлять лишь небольшие территории возле находившихся в порту нескольких небольших военных судов, которые постепенно к утру оставили порт.

Характеристики судна:

  • Водоизмещение 5 770 тонн
  • дальность плавания 4600 миль
  • максимальная скорость 14,5 узлов (около 27 км/ч)
  • Длина 112 м
  • Ширина 15,5 м
  • Высота борта 7,84 м [1]
  • Экипаж — 96 человек
  • 518 пассажиров в классных каютах
  • 125 «сидячих» пассажиров
  • 317 палубных пассажиров
  • до 1000 тонн груза

Источники: ru.science.wikia.com, reibert.info, parohodoff.ru, crimea.kz, kruiznik.ru

Самые большие в мире самолеты

Аномальные зоны России на карте

Робот из металлического стекла

Империя инков

Перу – наследие древних цивилизаций

Двойные улицы Чикаго

Величие Колизея

Снежный леопард

Снежный леопард - одна из самых красивых и таинственных разновидностей тигров. Немного известно об их жизни и повадках, потому ...


Как продлить жизнь человеку?

Проблема увеличения продолжительности жизни человека занимает умы ученых, пожалуй, тысячелетия. Современный взгляд на данный вопрос сводится к нескольким направлениям. Одно ...


Тайна Приората Сиона

Тайное общество Приорат Сиона очень сходно с орденом рыцарей-тамплиеров. О нем абсолютно ничего не было известно вплоть до середины двадцатого ...


Можно ли жить на Марсе?

Загадочный Марс является четвертой от Солнца планетой, которая размещена после Меркурия, Венеры и Земли. Его часто называют Красной планетой за ...


Переходы в другие миры

Мир, к которому мы привыкли, не единственный. Кроме него существует много других миров, которые могут быть как похожими на наш мир, ...


Синоптические вихри

В тропической зоне северной части Атлантического океана советскими учеными было обнаружено уникальное природное явление – крупномасштабные вихревые образования. Они ...


Протезы для рук

Протезы пальцев изготавливаются из гипоаллергенного силикона, обладающего высокой степенью износостойкости, не пачкающегося и противостоящего высоким температурам. Протезы пальцев, в большинстве случаев, ...


Существуют ли вампиры в наше время

С появлением на свет фильма под названием «Сумерки», актуальность тем по поводу вампиров резко возросла. Фанатки фильма начали грезить мечтами ...


Особенности природы Австралии

У каждого континента на нашей планете свои климатические условия, которые обуславливаются расположением материков. Австралия является единственной страной, которая занимает весь ...


История жизни Колчака

Александр Васильевич Колчак – политический деятель России, адмирал, полярный исследователь. После получения образования в 6-й гимназии Петербурга в биографии Колчака начались плавания ...


Автоматическая станция Магеллан

Магеллан — космический аппарат НАСА. осуществивший радиолокационное картографирование Венеры. Аппарат был запущен с помощью шаттла «Атлантис» 4 мая 1989. В августе 1990 ...


Тайны восточной медицины

Нет науки, более близкой жизни каждого человека и в тоже время более сложной, постоянно развивающейся и потому не всегда доступной пониманию ...