Линкор Императрица Мария

Главная » Тайны затонувших кораблей

В русско-японской войне 1905 года Российская Империя потерпела поражение. Тогда стало очевидным, что военный флот крайне устарел. Требовались принципиально новые подходы к созданию военных кораблей. Поэтому уже в 1908 году на кораблестроительных верфях Николаева заложили новые линкоры. Проект получил название «Император» и серия составила четыре корабля. Головной линкор «Императрица Мария» был заложен 17 октября 1911 года.

Линкор Императрица Мария

Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано намерением Турции приобрести за границей три современных линкора типа Дредноут, что сразу бы обеспечило им подавляющее превосходство на Черном море. Для сохранения баланса сил российское Морское министерство настаивало на безотлагательном усилении Черноморского флота. Для ускорения постройки линейных кораблей архитектурный тип и главнейшие проектные решения принимались в основном по опыту и образцу заложенных в 1909 году в Петербурге четырех линкоров типа "Севастополь". Подобный подход позволил значительно ускорить процесс разработки стратегических и тактических заданий на новые линейные корабли для Черного моря На черноморские линкоры перешли и такие достоинства, как трехорудийные башни, считающиеся по праву выдающимся достижением отечественной техники.

11 июня 1911 года одновременно с церемонией официальной закладки новые корабли были зачислены в списки флота под названиями "Императрица Мария", "Император Александр III" и "Императрица Екатерина Великая". В связи с решением оборудовать головной корабль в качестве флагманского, все корабли серии распоряжением морского министра И.К. Григоровича было приказано называть кораблями типа "Императрица Мария".

На "Императрице Марие" имелось 18 главных поперечных водонепроницаемых переборок. Двадцать водотрубных котлов треугольного типа питали турбинные агрегаты работавшие на четыре гребных вала с латунными винтами диаметром 2,4 м. Суммарная мощность корабельной электростанции составляла 1840 кВт.

Более мощных военных кораблей история российского флота к тому моменту еще не знала. Революционность проекта заключалась в новом способе бронирования корпуса, благодаря которому линкор «Императрица Мария» был практически не уязвимым. На корабле стояли четыре английские турбины фирмы «Parsons». Быстроходность и маневренность линкора превосходила все известные военные корабли не только Российской Империи, но и мира. Началась первая мировая война. В Черное море были направлены два германских крейсера «Goeben» и «Breslau». Они безраздельно хозяйничали в территориальных водах Российской Империи, поддерживая турецкий флот.

25 июня 1915 года линкор «Императрица Мария» покинул Николаевский порт и под усиленной охраной направился в базу Севастополь. Этот день стал триумфом не только для кораблестроителей, но и для военного флота. За несколько месяцев пребывания в Черном море линкора «Императрица Мария» искалечил немало кайзеровских кораблей и отбросил турецкие войска на сотни километров вглубь их же территории. Высаженный с линкора десант участвовал во взятии Трапезунда. В панике турки покинули свои форты и бежали в горы, чтобы избежать удара мощи главного калибра линкора. В ходе военных действий стало ясно, линкор «Императрица Мария» оправдал возложенные на него надежды, боевые операции с участием корабля надолго запомнились противнику. В течение своего первого года службы корабль совершил более 20 боевых рейдов, потопил немало турецкий судов, а германский крейсер «Breslau» в июле 1916 получив множество пробоин, чудом ушел из-под огня главных орудий линкора «Императрица Мария». Осенью 1916 года боевой корабль был поставлен на Севастопольский рейд на профилактику, которая оказалась для него последней.

Гром грянул 7 октября 1916 года в Северной бухте Севастополя. Взорвался новейший и крупнейший корабль русского флота — линкор «Императрица Мария»...

7 октября в 6 часов 20 минут матросы, находившиеся в каземате № 4, услышали резкое шипение, идущее из погребов носовой башни главного калибра. Вслед за тем из люков и вентиляторов, расположенных в районе башни, вырвались клубы дыма и пламени. До рокового взрыва оставалось две минуты... За эти сто двадцать секунд один из матросов успел доложить вахтенному начальнику о пожаре, другие раскатали шланги и стали заливать водой подбашенное отделение. Но катастрофу уже ничто не могло предотвратить.

Капитан 2 ранга А.Лукин: «В умывальнике, подставляя головы под краны, фыркала и плескалась команда, когда страшный удар грохнул под носовой башней, свалив с ног половину людей. Огненная струя, окутанная ядовитыми газами желто-зеленого пламени, ворвалась в помещение, мгновенно превратив царившую здесь только что жизнь в груду мертвых, сожженных тел... Страшной силы новый взрыв вырвал стальную мачту. Как катушку, швырнул к небу броневую рубку. Взлетела на воздух носовая дежурная кочегарка. Корабль погрузился во тьму. Взрывы следовали один за другим. Детонировали носовые погреба. Корабль кренился на правый борт все больше и больше, погружаясь в воду. Вокруг кишели пожарные спасательные пароходы, буксиры, моторы, шлюпки, катера...

Последовало распоряжение затопить погреба второй башни и прилегающие к ним погреба 130-мм орудий, чтобы перегородить корабль. Для этого нужно было проникнуть в заваленную трупами батарейную палубу, куда выходили штоки клапанов затопления, где бушевало пламя, клубились удушливые пары и каждую секунду могли сдетонировать заряженные взрывами погреба.
Старший лейтенант Пахомов с беззаветно отважными людьми вторично ринулся туда. Растаскивали обугленные, обезображенные тела, грудами завалившие штоки… Пахомов со своими героями освободили штоки и наложили ключи, но в этот момент вихрь сквозняка метнул в них столбы пламени, превратив в прах половину людей. Обожженный, но не сознающий страданий, Пахомов довел дело до конца и выскочил на палубу. Увы, его унтер-офицеры не успели...

Борьба со страшным пожаром велась до самого конца, однако, корабль затонув. Погибли в этой катастрофе 216 человек, однако жертв могло бы быть намного больше, если бы часть команды не оказалась на утренней молитве…

 

По материалам

http://www.istpravda.ru

http://flot.sevastopol.info

http://korabley.net


Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Самый мощный автомобиль в мире

Основываясь на технических характеристиках и результатах испытаний, составляются рейтинги автомобилей, обладающих самыми мощными моторами. Среди них есть автомобиль, удостоенный звания самого ...


Самые красивые места Японии

Самые красивые города Японии сверкают всеми возможными красками и оттенками великолепных садов, парков и пляжей. Одним из самых востребованных ...


Опасные ритуалы

Агхори Бабы, которые живут в индийском городе Варанаси славятся тем, что едят мертвых. Они считают, что самый большой страх человека ...


Фриланс работа

Фрилансер – работник, не привязанный к рабочему месту, который может быть привлечен к работе любой компанией. Допустим, Вы создаете свой интернет бизнес. ...


В поисках библиотеки Ярослава Мудрого. Часть1

Библиотека великого князя Киевского Ярослава Мудрого является одной из самых таинственных загадок истории Руси. Ярослав Мудрый (978—1054) — выдающийся ...


 

Самые читаемые

Дом Хундертвассера

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер в 1986 году построил по заказу мэрии города ... Далее

Иллюминаты - тайна просветленных

Современные иллюминаты - тайное общество, стремящееся установить Новый Мировой Порядок с ... Далее

Тайны Марианской впадины - Бездна Челленджера

Начиная с открытия самого глубокого места Марианской впадины - Бездны Челленджера ... Далее

Что нас ждет глобальное потепление или похолодание

Проблема всемирного потепления решится сама собой. В этом уверенны ученые из ... Далее

© 2009-2017 Объектив-Х: Мир непознанного