Гибель лайнера «Ла Бургонь»

Трагедия, произошедшая с пассажирским лайнером «Ла Бургонь» вошла в историю, как одна из наиболее трагических. Её особенностью была гибель большинства пассажиров судна, притом, что большая часть экипажа оказалась спасенной

Гибель лайнера «Ла Бургонь»

Утром 2 июля 1898 г. "Ла Бургонь" вышла из Нью-Йорка в Гавр. На ее борту находились: 191 пассажир первого класса, 125 пассажиров второго класса, 281 - третьего класса и 128 членов экипажа - всего 725 человек. Среди пассажиров был известный русский борец Юсупов, который после выступления в Америке возвращался в Европу.

Вечером 3 июля на подходе к острову Сейбл судно попало в густой туман. Всю ночь на 4 июля лайнер шел в тумане полным ходом, неся ходовые огни и подавая туманные сигналы паровым гудком. Сейчас уже никто не сможет объяснить, почему "Ла Бургонь" шла в этом, столь оживленном, районе судоходства на большой скорости и почему она оказалась на 160 миль севернее трассы, рекомендованной для судов, идущих на восток. Фактически пароход оказался на трассе, рекомендованной для парусных судов, совершавших плавание из Европы в Америку. Пароходом командовал опытный и весьма уважаемый на французском флоте капитан Делонкль. Он пришел на службу в "Компани женераль трансатлантик" в 1894 г. лейтенантом военного флота, участвовал в морских кампаниях Франции в качестве флагманского адъютанта адмирала Баррера. В сорок четыре года он имел отличнейшую репутацию, орден Почетного Легиона, отличался огромной энергией, выдержкой, знанием морского дела и высокой культурой. На "Ла Бургони" Делонкль совершал свой второй рейс, а до этого командовал лайнерами "Ла Шампань" и "Нормандия". Но почему он проявил столь большую неосторожность в этом плавании, ответить трудно.

С рассветом 4 июля туман стал густым, как молоко, и впередсмотрящие с бака и фор-марса уже в 30 м не могли ничего различить. Но "Ла Бургонь", окутанная туманом, словно саваном, неслась 17-узловым ходом навстречу своей гибели. Мерно раздавался гулкий стук машины, и каждые 2 минуты уносились в туман протяжные гудки парохода.

Около 5 часов утра впередсмотрящий с марса "Ла Бургони" услышал звук туманного горна парусного судна. Матрос тут же доложил об этом на мостик вахтенному штурману. Все последующее произошло настолько быстро, что штурман Делинж не успел даже что-либо предпринять, чтобы разойтись с судном, сигнал с которого был услышан вблизи прямо по курсу. Увидев выступившие из тумана паруса, он положил руль лево на борт и дал машине сигнал "Товсь". Но суда столкнулись раньше, чем "Ла Бургонь" успела отвернуть в сторону или застопорить свою машину. Лайнер успел дать только гудок.

Позже командор фирмы "Компани женераль трансатлантик" Аубер в своем рапорте на имя морского министра Франции писал: "Нет никакого сомнения, что барк вышел из тумана тотчас же после того, как на "Ла Бургони" услышали звук его туманного горна. Неожиданность его появления и явилась главной причиной столкновения, хотя на лайнере и были тотчас же приняты меры избежать его: руль положен "Лево на борт" и в машинное отделение передан телеграфом сигнал "Товсь". Но все последующее произошло настолько быстро, что не представилось никакой возможности сделать какой-либо маневр. Принятые вахтенным штурманом меры предосторожности ясно свидетельствуют о надлежащем внимании его, но, к сожалению, избежать столкновения было невозможно".

Бушпритом "Кромантишира" на ходовом мостике лайнера были убиты штурман Дюрон, впередсмотрящий на крыле мостика и рулевой. Несший вахту Делинж сумел через обломки разрушенного мостика добраться до уцелевшей тумбы машинного телеграфа и перевести его рукоятки на "Стоп".

Удар при столкновении был скользящим, причем каждое судно в этот момент двигалось вперед: «Кромантишир» шел шестиузловым, а пароход, как выяснилось потом, семнадцатиузловым ходом. Правый становой четырехтонный якорь «Кромантишира» был приготовлен к отдаче и висел над клюзом. По иронии судьбы этот «символ надежды» и погубил оказавшееся под носом «Кромантишира» судно. Скользя вдоль правого борта незнакомца в сторону его кормы, барк всадил рог своего якоря в обшивку парохода и содрал ее в нескольких местах у самой ватерлинии. При этом якорь, выбив около двух десятков иллюминаторов нижней палубы и сделав большую дыру в корпусе парохода позади его машинного отделения, зацепился лапой за один из шпангоутов. Якорная цепь лопнула, и якорь остался торчать в разорванном борту ниже ватерлинии. Острый форштевень «Кромантишира» пробил чужой борт ниже уровня воды и вошел внутрь корпуса на 5 метров позади второй грот-мачты парохода. Площадь пробоины составляла несколько квадратных метров. Со скрежетом столкнувшиеся суда, еще раз ударившись бортами, из-за большой силы инерции своих масс расцепились.

В пробоину корпуса "Ла Бургони" устремилась вода. Она вливалась рекой в котельное отделение парохода. Один из кочегаров бросился наверх доложить об этом капитану, а когда вернулся, то отделение уже было заполнено водой. Часть системы паропроводов оказалась порванной, и нескольких кочегаров обварило паром.

От удара при столкновении на палубу "Кромантишира" рухнули фор-стеньга и грота-брам-стеньга. При падении они увлекли с собой два рея и порвали часть такелажа. Потеряв бом-утлегарь, утлегарь и бушприт со всеми носовыми парусами, барк перестал слушаться руля. Людям, находившимся на борту "Кромантишира", не было причинено никаких повреждений, никто не получил даже царапины, и хотя в носовой части корабля появилась течь, вода залила только форпик. Благодаря водонепроницаемости таранной переборки барк остался на плаву.

До "Кромантишира" доносились сначала продолжительные, а потом прерывающиеся (из-за поврежденного паропровода) низкие гудки парохода. Потом донеслось несколько выстрелов ракетниц, и сквозь уже рассеявшийся туман можно было увидеть красные вспышки ракет. Капитан барка дал несколько гудков туманным горном и послал в небо несколько сигнальных ракет. Но раздавшиеся в ответ гудки парохода теперь едва можно было различить, они удалялись в сторону…

«Кромантишир», несмотря на повреждения, взял на борт тех, кому удалось выжить в катастрофе. По мере того как на палубу корабля стали прибывать израненные, искалеченные спасшиеся, начала вырисовываться страшная картина гибели парохода. Хендерсон, чтобы принять на борт спасенных, выбросил около 30 тонн груза за борт. В полдень того же дня к борту «Кромантишира» подошел пароход «Грешиан», который направлялся из Глазго в Нью-Йорк. «Кромантишир» пришлось взять на буксир, без носовых парусов он был неуправляем, а в первом трюме уровень воды достигал 2,5 метра.

Когда капитан Хендерсон произвел подсчет спасшихся с «Ла Бургони», то получил следующие цифры: 59 пассажиров, включая единственную женщину, и 105 членов экипажа. Всего 164 человека. Напомним, что на лайнере в момент выхода из Нью-Йорка было 725 человек: 597 пассажиров и 128 членов экипажа.

 

По материалам

http://treeofknowledge.narod.ru

http://crash.worldwebspot.com

http://www.nnre.ru

Озеро Кок-Коль

Вега-1

Воскресение из мертвых

Компьютерные игры будущего

Что скрывают тайны бездны?

Где искать могилу Чингисхана. Часть2

Будущее аккумуляторных технологий

Как сохранить семью

Идеальный семей не бывает, существуют отношения, в которых супруги стараются сохранить чувства друг к другу. Как же прожить вместе ...


Многоуровневый подвесной потолок своими руками

Самостоятельное изготовление многоуровневого подвесного потолка – не самая сложная задача, однако требует времени и желания разобраться в особенностях монтажа ...


Приорат Сиона. Тайна аббата Соньера

Приорат Сиона является древним орденом, подобным рыцарям-тамплиерам. Cогласно документам ордена, рыцари-тамплие­ры вышли из-под его контроля после того, как «был срублен вяз». ...


Боевой Крот

В 1945году, уже после победы над гитлеровской Германией, на ее территорииработали разного рода «трофейные команды» бывших союзников, в результатечего проект ...


Тайна человеческого интеллекта

Сегодня очень актуален вопрос о возможности компью­терного моделирования нейронной сети. Многие слышали о попытках создания искусственного интел­лекта, но можно ...


Скульптура Нефертити

Два скульптурных портрета царицы Нефертити относятся к самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства . Бюст из раскрашенного известняка, сделанный в ...


Существа на дне океана. Рыбы дна

Долгое время считалось, что глубины в несколько киломметров - это безжизненная пустыня, однако в дальнейшем выяснилось, что живущие на ...


Идеи покраски спальни

Многие любят самостоятельно декорировать гостиные, а также спальни, ведь это единственное место, где можно быть самим собой и, безусловно, это ...


Парки Лондона

Гайд-парк – королевский парк, расположенный в самом центре Лондона. Является одним из самых крупных лондонских парков. Статус королевского парка был получен ...


Зимняя сказка в Беларуси - комплекс Силичи

Эх, зима-зимушка. Самая красивая пора года, время чудес и новогодних сюрпризов. У нас взрослых – выходные, а у наших детишек каникулы. ...


Что нас ждет глобальное потепление или похолодание

Проблема всемирного потепления решится сама собой. В этом уверенны ученые из Физического института Российской академии наук. Уже в скором ...


Выбираем хорошие стальные двери

Наверное одна из первых вещей, которые люди делают при переезде в новое жилище, - это установка новой стальной двери, на которую ...