Сантерия
Сантерия известна под различными названиями. Ее официальным названием является Регла де Оша, что означает «Правление Ориши». Те, кто используют это название, говорят, что Оша — просто сокращенная версия имени «Ориша». Еще ее называют «Ла регла Лукуми». Сантерия означает «Путь Святых» и является наиболее часто употребляемым именем группы. В Бразилии это общество известно как «Кандомбл Джеге-Наго». Полной противоположностью Сантерии является Макумба, что означает «злое колдовство».
Рабы, которых насильно перевезли в другую часть света, привезли с собой и свои верования и через некоторое время соединили их с христианством. Римская Католическая церковь крестила рабов, как только их привозили, и их собственная религия запрещалась. Тогда они стали маскировать свои ритуалы, сменив имена тех, кому поклонялись, на имена католических святых.
Несколько примеров: Баба-ау-Айе стал святым Лазарем (покровитель больных). Шанго стала святой Варварой (хозяйка грома, молний и огня). Элеггуа (которого иногда называли Элегба) стал святым Антонием (повелитель дорог, ворот и т. д.). Обатала стала Непорочной Девой Лас Мерседес и Похищенным телом Христа (отец творения, источник духовного). Огун стал святым Петром (покровитель войны), а Ошун стала Непорочной Девой благотворительности (хозяйкой денег и материальных ценностей).
Сантерия является обычным явлением среди испанского населения Флориды, Пуэрто-Рико, Нью-Джерси, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Аргентины и ряда других стран.
Мнения экспертов относительно того, сколько сейчас всего насчитывается адептов Сантерии по всему миру, сильно расходятся: они насчитывают от двадцати двух до восьмисот тысяч человек.
Есть бог, известный как Олорун или Олодумаре, «хозяин небес». Он является высшим божеством. Под его началом находятся хранители, занимающие более низкое положение, называемые ориша. У каждого из них есть христианский святой, который с ним ассоциируется. Оришам нужно питаться. Верующие кормят их, принося в жертву животных, приготовленную пищу или молитвы. Во время ритуального жертвоприношения, кровь животных собирают и предлагают ориша. Они верят, что за жертву им будут даровано прощение их грехов. Как правило, в роли жертвы выступают цыплята. По этой причине адептов Сантерии часто порицают за жестокое обращение с животными, но они говорят, что всех животных всегда убивают гуманно, то есть быстро. Кровь принадлежит божеству, а мясо после жертвоприношений используется в пищу.
Жреца в Сантерии называют сантеро, жрицу — сантера. Они проходят многолетнее обучение, затем какое-то время живут в одиночестве перед тем, как им позволяют пройти обряд посвящения. Их обучают танцам, песням и методам лечения.
Во время церемоний сантерос выкрикивают имена чьих-нибудь умерших предков. Этот ритуал называется «Поклонение предкам». Участники быстро танцуют под ритмичную музыку, чтобы стать одержимыми кем-нибудь из ориша. После этого они могут общаться с ориша напрямую и получать от них послания[i].
Сантерия получила дурную славу в 1989 г. после того, как тела более дюжины убитых были найдены в городке Матаморос, в Мексике, недалеко от техасской границы. Поначалу думали, что эти убийства — дело рук Сантерии, Впоследствии были найдены настоящие убийцы, и оказалось, что ответственность за содеянное лежит на человеке, которого наняла банда наркоторговцев и уголовников. Среди членов банды действительно было несколько человек, проводивших ритуалы, основанные на церемониях Сантерии, но эти убийства еще не доказывают, что члены Сантерии побуждают других или сами проводят человеческие жертвоприношения.
Это не означает, однако, что ритуалы настоящей Сантерии не могут быть смертельно опасными. 23 февраля 2004 г. Минерва Перес, женщина сорока одного года, ВИЧ-инфицированная, которая проживала в Бронксе, в Нью-Йорке, пришла к шестидесятидвухлетней подруге Миядред Санчес для проведения обряда «очищения» по традициям Сантерии. Во время Санчес зажгла свечи и смазала тело Перез легковоспламеняющейся жидкостью под названием «Флоридская вода», часто используюемую в этом ритуале. «Флоридская вода» — это спиртовый одеколон, приготовленный по рецепту девятнадцатого века и настоянный на травах. Адепты Сантерии верят, что он закрывает тело от вредной энергии. Белые церковные свечи зажигают во время ритуала, чтобы почтить ориша или духовного хранителя.
В число других предметов, часто используемых в ритуалах Сантерии, входят белые цветы, такие травы, как espanta muerto и quita maldiciyn, которые используются, чтобы «снять проклятие» или «отпугнуть смерть», а также кокосы. Кокосы разрезают пополам и бросают. Считается, что по тому, как упадут половинки кокосов, можно предсказывать будущее. Полиция обнаружила такие половинки кокосов возле дома, в котором погибла Перес.
«Флоридская вода» на Перес загорелась, когда Санчес делала одной из свечей знак креста над ее телом. Полицейские на улице услышали ее крики и ворвались в дом. Они обнаружили мертвую Перес, тело которой было сильно обожжено, а на лбу была большая рана. Санчес кричала от боли, поскольку ее руки тоже были сильно обожжены, очевидно, когда она пыталась потушить огонь. Соседи объяснили полицейским — у адептов Сантерии считается, что данный ритуал может очистить от семи смертных грехов…
[i] Подобные проявления Православной церковью классифицируются однозначно – беснование. В этом случае человек становится одержим злым духом, который может представиться кем угодно: аришей, Вселенским учителем или кем либо другим.