Пенитентинцы – тайное общество бичевателей
Пенитентинцы[i] являются сектой бичевателей, по сути превратившейся в тайное общество и действующей на территории Нью-Мексико. «Католическая энциклопедия» 1914 года выпуска говорит о них следующее: «Пенитентинцы — это общество, члены которого во искупление своих грехов применяют телесные наказания, чаще всего бичевание. Иногда они носят тяжелый крест или позволяют привязать к нему свое тело, при этом конечности перетягивают очень туго, чтобы остановить циркуляцию крови. Секта была распространена на территории Колорадо и Нью-Мексико с начала девятнадцатого столетия. До 1890 г. они действовали открыто, сейчас предпочитают проводить свои обряды в тайне, хоть соблюдается эта тайна и не особенно строго.
Пенитентинцы — мужская секта. С конца девятнадцатого века секта начала принимать женщин и детей в отдельные организации, однако они никогда не были многочисленными. В обществе нет руководства или центра. Каждое местное братство является независимым и имеет собственное руководство. Глава общества, мэр (старший брат), наделен абсолютной властью и, как правило, остается на своем посту до конца жизни. Остальное руководство исполняет те же функции, что и в других тайных обществах: капеллан, начальник охраны и т. д. Церемония инициации, которая проводится на Святой неделе, довольно проста, за исключением последнего испытания. Двое или более пенитентинцев приводят кандидата на вступление в помещение, которое называют «морада». Обычно это просто дом, где собирается совет ордена. После того как кандидат даст ответы на серию вопросов, главным образом основанных на текстах молитв, его принимают в общество. Затем новичку предстоит вытерпеть различные унижения. Прежде всего ему приходится стать на колени перед каждым из присутствующих и вымыть ему ноги; затем он произносит длинную молитву, умоляя каждого, кого он мог когда-то обидеть, простить его. Если кто-нибудь из присутствующих был когда-нибудь обижен кандидатом, он бьет его бичом по голой спине. После этого наступает очередь последнего и самого мучительного испытания: острым камнем на плечах кандидата делаются четыре или шесть надрезов в форме креста».
Когда Нью-Мексико находилось под властью Мексики, бичевание проводилось на улицах и в церквах. После того как власть перешла к американцам, бичевание проводится в основном в мораде и исполняется самостоятельно при помощи короткой плети из листьев растения амоул[ii].
В середине девятнадцатого века пенитентинцы устраивали целые процессии: они выходили из морады обнаженными по пояс и шли по улице, занимаясь самобичеванием. Во главе парада шли «акомпанадорес»[iii], которые несли тяжелые кресты. В процессии также принимали участие певцы псалмов. Во время процессии по улицам также провозили на деревянной повозке символическую фигуру смерти, готовой в любую секунду выстрелить из лука. Процессия шла по улицам до ближайшей церкви. Пенитентинцы заходили в церковь и молились. Затем они выходили, и процессия возвращалась в мораду.
В Страстную пятницу одного из членов группы привязывали к кресту. К концу девятнадцатого столетия театрализованные распятия прекратились, и бичевание стали проводить тайно. Когда кто-нибудь из членов группы умирал, его тело несколько часов после смерти держали в мораде и бичевали.
Самоистязание в форме бичевания как часть религиозной церемонии впервые зафиксировано в XIII веке в Италии, затем в Испании и, в XVI веке, в Латинской Америке. Считается, что сообщества, основанные на подобных ритуалах, начали появляться только в девятнадцатом веке. Весьма вероятно, что такие организации до сих пор существуют в некоторых частях Мексики, Центральной и Южной Америки. Католическая церковь не осуждает бичевание, но старается контролировать и регулировать проведение таких ритуалов еще со времен Папы Льва XIII.
Пенитентинцы Нью-Мексико произошли от ранее существовавшей группы францисканских монахов, известной как «Третий орден святого Франциска», который был создан в XVII веке. Но, несмотря на то, что францисканцы практиковали бичевание, они не стремились специально рассечь плетью кожу до крови. Они тоже устраивали процессии, во время которых шли босиком в церковь и обратно, но несли только небольшие кресты. Жестокость побоев и вес крестов возрастали с прошествием времени. В 1886 г. архиепископ Санта-Фе именем Церкви приказал им отказаться от бичевания и переноски тяжелых крестов. Он порекомендовал главам организации придерживаться правил Третьего ордена святого Франциска, но пенитентинцы не прислушались к совету и продолжали проводить ритуалы по-своему. Спустя три года архиепископ приказал распустить организацию, и пенитентинцы вынуждены были проводить свои церемонии в тайне.
[i] кающиеся
[ii] наказание
[iii] сопровождающие