История ассасинов
Ассасины... Что сегодня известно об этой таинственной средневековой секте? История ассасинов, как и сведения об их загадочном предводителе, покрыта мифами, легендами и слухами, так что уже и не отличить правду от вымысла. Само название секты — ассасины (хашишины — любители гашиша), содержит легенду, пересказанную путешественником Марко Поло: в процессе подготовки убийц использовался этот наркотик, и будущий террорист переносился в райский сад, возвращение в который ему было обещано после выполнения задания. В средневековой Европе репутация у ассасинов была аналогична той, что в современном западном мире — у Аль-Каиды. Сведения о тайной секте мусульманских фанатиков распространились в Европе в эпоху первых крестовых походов. Их участники доносили разведданные о группировке тайных наемных убийц, говоря современным языком — террористов. Было известно, что ими руководит некий Старец Горы — так крестоносцы прозвали Хасана ибн Саббаха. Сама группировка состояла в основном из персов, и в ней царила очень жесткая внутренняя иерархия и дисциплина.
В то бурное время на политическую сцену ближневосточного региона вышел шейх Хасан ибн Саббах. Его внешность и поведение меньше всего соответствовали его делам. Спокойный, рассудительный человек с мягкими манерами, однако при этом жестокий и циничный предводитель религиозно-террористического тайного общества. Именно с него и началась история ассасинов. Его сетевое государство охватывало совершенно не соседние земли в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана. Жизнь шейха была тайной для посторонних, да и для непосвященных своих тоже. Все, что с ним связано, хранилось как великая тайна.
Орден ассасинов
В течение трехсот лет орден ассасинов, организованный некогда Старцем Горы, по праву считался главной террористической организацией средневекового мира. Организацией, жертвами которой становились короли, султаны, вельможи и ученые разных национальностей и вероисповеданий. Рука убийц этой организации застигала их прямо в своих дворцах.
Хасан ибн Саббах родился в 1051 году в персидском городе Кум. Он получил хорошее образование, с малых лет проявляя неподдельный интерес к наукам и познанию. Хасан был человеком, всем сердцем преданным своей религии — исламу. Но его жизнь круто изменилась после знакомства и долгих бесед с ученым, приверженцем течения исмаилитов Амиром Заррабом. Проповедь ученого глубоко затронула молодого человека. Однако в это направление ислама ибн Саббах перешел не сразу. Хасан стал исмаилитом в двадцать с небольшим лет после тяжелой болезни. Со временем он утвердился в стремлении основать ни от кого не зависимое исмаилитское государство. Эта мысль впоследствии привела к созданию ордена ассасинов
Начиная с 1081 года, пребывая в Каире, столице Фатимидского халифата, он начал собирать сторонников, проповедуя власть скрытого имама из династии Низаритов. Он оказался блестящим проповедником, нашедшим живой отклик в сердцах большого количества последователей. Однако вскоре ибн Саббах поссорился с фактическим правителем Египта — визирем, был арестован и отправлен в Тунис. Впрочем, волей судьбы корабль, на котором его везли, потерпел крушение, в котором Хасан уцелел. После этой истории он вернулся на родину, в Персию.
До поры до времени Хасан ибн Саббах был лидером одного из многочисленных суфийских орденов шиитского направления. От своих коллег шейх Хасан отличался тем, что предпочитал не традиционные для суфиев отвлеченные теологические рассуждения — о сущности Бога, о природе человеческой души, о возможности для человека слияния с Божественностью, а участие в реальной политике. К этому его подтолкнула и тревожная обстановка в регионе Ближнего Востока, и усталость от бесконечных войн, и ожидания мира и нового порядка среди местного населения — жителей Персии, Сирии и Ливана.
В 1090 году, Хасан, вследствие преследований египетскими властями, вернулся в Западную Персию и обосновался в гористой местности вблизи южного побережья Каспийского моря. В то время он был уже весьма популярен и являлся вождем группы исмаилитов-низаритов, которая в дальнейшей истории стала известна, как орден ассасинов. Постепенно создается сплоченная тайная организация, состоящая из разбросанных по всему халифату ячеек проповедников, несущих свои идеи и занимающихся сбором развединформации. В любое подходящее для их вождя время они быстро превращались в боевые группы.
Первым шагом к созданию террористического государства был захват удобно расположенной территории, ставшей центром радикального движения. Проведя анализ удобно расположенных и хорошо укрепленных природой и людьми крепостей и замков, шейх выбрал для своей резиденции крепость Аламут, располагавшуюся среди горных хребтов на каспийском побережье. Название этой скалы в переводе означает «гнездо орла». Подступиться к ней было непросто — вокруг простирались глубокие ущелья и стремительные горные реки. Это было отличное место для базы тайной группировки. Правдами и неправдами, используя всевозможные хитрости, ибн Саббах стал владельцем этой неприступной крепости. Он начал с того, что в крепость направил своих миссионеров. А когда настроения и численный перевес в Аламуте оказались в пользу Хасана, коменданту и его людям ничего не оставалось, как самим покинуть крепость. Хасан перечислил ушедшему коменданту деньги. С этого момента в истории ассасинов началась новая эпоха. Следующие 34 года своей жизни шейх безвыездно провел в этой своей горной резиденции. Владения ассасинов пополнялись такими же укрепленными крепостями в горах Курдистана, Фарса и Альбурса и более западных земель Ливана и Сирии. Действовали разными методами: вначале проповедью — словом и увещеванием, а если это не помогало, прибегали к оружию.
В этот момент истории ассасинам сложившаяся в регионе обстановка благоприятствовала: шли войны за престол в государстве Сельджукидов. На группу ассасинов из крепости Аламут до поры до времени никто не обращал внимания. Так на карте мира появилось исмаилитское государство, объединившее вокруг себя горные районы Персии, Сирии, Ливана и Месопотамии. Оно продержалось с 1090 по 1256 год.
Хасан ибн Саббах служил примером для своих подданных, ведя аскетический образ жизни. Закон был один для всех и никаких поблажек от ибн Саббаха ждать не приходилось. Однажды шейх приказал казнить одного из своих сыновей, которого он застал за распитием вина. Второй сын был казнен лишь потому, что попал под подозрение в причастности к убийству проповедника.
Провозгласив свое государство, Старец Горы организовал строительство дорог, рытье каналов и возведение неприступных крепостей. Знания также весьма ценилось исмаилитским шейхом, и его проповедники скупали по всему миру редкостные книги и манускрипты, содержащие важную информацию из разных областей знаний. В Аламут приглашались (а иногда доставлялись насильно) специалисты в сфере разных наук, среди которых были инженеры-строители, медики и даже алхимики. Благодаря столь передовому подходу, система оборонительных укреплений ассасинов в свое время не знала себе равных.