Загадки Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи — выдающийся итальянский художник, архитектор, инженер и ученый, одна из величайших фигур итальянского Возрождения, жизнь которого полна загадок. Многочисленные загадки Леонардо да Винчи до сих пор не имеют ответа. Вызывает изумление как многогранность его талантов, так и его способность предвидения.
Он родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано вблизи Винчи, укрепленной крепости в 30 километрах от Флоренции. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой девушке, однако их брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Таким образом, рано разлученный с матерью, Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах. Отец прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Он пытался привлечь Леонардо к семейному делу, но безрезультатно: у его сына были совсем другие наклонности.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле: «да Винчи» означает “из городка Винчи”.
Примерно с 15 лет он начал учиться в мастерской художника Верроккьо, находившейся в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо изучить гуманитарные науки и приобрести технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Кроме того, занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Андреа дель Верроккьо (ди Микеле Чони) был знаком с отцом Леонардо. Судьба знаменитого мастера на самом деле была непростой. Подростком он с толпой хулиганов убил человека, за что отбыл срок в тюрьме. С годами он набрался мастерства и стал ювелиром, скульптором и художником. Но больший интерес как учитель Леонардо вызывает не Верроккьо, а простолюдин Томмазо Мазини. Именно он находился рядом с дворянином Леонардо все годы обучения во Флоренции. Именно он позже поехал с Леонардо в Милан и работал вместе с ним до своей смерти.
Загадка картин Леонардо да Винчи
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель писал картину вместе с помощниками-учениками. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, однозначно показали превосходство ученика над учителем. Пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии святого Луки. О его жизни в молодые годы известно очень мало, но, вероятно, в 1476—1481 годах у него была собственная мастерская во Флоренции. Леонардо долгие годы провел в странствиях по Италии, занимался математикой, инженерным делом.
В 1482 году Леонардо, будучи весьма талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы и играл на ней виртуозно. Моренцо Медичи послал его в качестве миротворца в Милан, а лиру отправил с ним как подарок. В этом же году Леонардо начал работу над конным памятником Франческо Сфорца, отца Людовика Моро. В течение 10 лет Леонардо да Винчи работает над этим монументом, глиняная модель которого была разрушена при взятии Милана французами; она известна лишь за подготовительными эскизами. На тот период приходит и творческий расцвет Леонардо как живописца. В картине тех лет «Мадонна в скалах» персонажи представлены в окружении удивительного скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Леонардо да Винчи.
У Леонардо было много друзей и учеников. Что касается личных отношений Леонардо да Винчи с женщинами, – это является загадкой, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни.
Изобретения Леонардо да Винчи
В 1487 году он разрабатывает летательную машину — орнитоптер, конструкцию которой он придумал, наблюдая за полетами птиц. В 1489 году художник создает анатомические рисунки черепов, а с 1490-х годов сосредотачивается на архитектуре и анатомии. Тогда же он создает «Витрувианского человека» — знаменитый рисунок, на котором, как считается, отражены канонические пропорции человеческого тела.
В 1495—1498 годах Леонардо работает над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
В 1499 году Милан оказывается захвачен французскими войсками Людовика XII, и Леонардо покидает Милан, где французы разрушают модель его памятника Сфорца. Через некоторое время Леонардо поступает на службу к скандально известному герцогу Чезаре Борджиа как архитектор и инженер, но в 1503 году переезжает во Флоренцию, где вступает в соперничество с Микеланджело. Еще через три года он возвращается в Милан для службы у короля Франции Людовика XII, который в то время контролировал север Италии.
В 1507 году Леонардо изучает строение человеческого глаза, делает конный памятник маршалу Тривульцио в Милане и расписывает собор Святой Анны. В 1512 году он пишет свой знаменитый «Автопортрет». В этом же году Леонардо да Винчи переезжает в Рим под покровительство папы Льва X и три года живет в римском Бельведере, где работает над картиной «Иоанн Креститель».
Последней переменой места жительства был для Леонардо переезд во Францию в 1516 году. При дворе короля он стал придворным художником, инженером, архитектором и механиком. Именно там он создал серию рисунков на тему Всемирного потопа. Однако во Франции Леонардо почти не создавал картин: у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. 2 мая 1519 года Леонардо скончался в окружении учеников и своих шедевров в замке Кло-Люсей, на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите его выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, крупнейшего художника, инженера и архитектора Французского королевства».
Картины, инструменты, библиотеку, деньги и другое имущество Леонардо унаследовал его ученик, художник Франческо Мельци.
Загадка личности Леонардо да Винчи остается не раскрытой и по настоящее время. В разные периоды своей жизни он считал себя в большей мере то инженером, то ученым. Изобразительному искусству он отдавал не очень много времени и работал медленно, поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, многие его работы утрачены или сильно повреждены. Однако его вклад и мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне многочисленных гениев, которую дало итальянское Возрождение.
Важным источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи, написанные разговорным итальянским языком, потому что латыни Леонардо не знал. Он не оставил систематического изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», составленный после смерти учеником Леонардо Франческо Мельци из отрывков, относящихся к живописи, и впервые изданный в 1651 году, оказал большое влияние на художественную европейскую теорию и практику. Для самого Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Живопись он понимал как универсальный язык. По его мнению, и живописи, как и в математике, воплощены пропорции и перспективы, которые помогают выявлению умного начала, царящего в природе. Особое внимание Леонардо уделял механике — он считал ее раем математических наук и видел в ней главный ключ к тайнам познания мира. Да Винчи сделал попытки установить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление металлов, занимался гидравликой.