Библиотека Ярослава Мудрого
Библиотека великого князя Киевского Ярослава Мудрого является одной из самых таинственных загадок истории Руси. Ярослав Мудрый (978—1054) — выдающийся государственный деятель Киевской Руси, Великий князь Киевский, сын Владимира Великого и половецкой княжны Рогниды Рогволодовны. Этот правитель Руси известен своими величайшими достижениями: он преуспел в государственном строительстве, во множестве военных походов побеждал врагов, составил свод законов, которые вошли в историю под названием «Русская правда». При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла пика своего могущества.
Великий князь вел активное строительство в своей столице — Киеве. Именно при нем на Старокиевской горе был возведен «город Ярослава», занимавший площадь около 60 гектаров и огражденный рвом и валом. В этом районе были построены Золотые, Лядские и Жидовские ворота, в центре Ярославова города вознес свои главы Софийский собор, а вокруг расположились величественные дворцы. При Ярославе возводились многие строения и в других городах Руси — Чернигове, Переяславе, Владимире-Волынском, Турове. В правление этого князя получило широкое распространение и окрепло христианство. Ярослав составил церковный устав, которым определил права церкви и духовенства, а в 1051 году по его инициативе собор епископов выбрал митрополитом Киевским русина Иллариона[1]. В это же время основываются первые на Руси монастыри: Святого Юрия, Святой Ирины, Киево-Печерский монастырь. Они стали важнейшими культурными центрами, где велись летописи и писались иконы.
Государство Ярослава Мудрого заняло весомое место в семье европейских стран. Властители Европы обращались к киевскому князю за советами и помощью. При его дворе нашли прибежище бывшие монархи — норвежский Олаф Святой и английский Эдмунд Железный Бык.
Одним из крупнейших культурных проектов Ярослава Мудрого было основание библиотеки. Событие это относится к 1037 году. О нем нам рассказывает «Повесть временных лет». Правда, называлась библиотека на Руси в то время книгохранилищем или книжной палатой. Летопись указывает, что в княжеской библиотеке содержались книги церковного характера, что было особенно актуально во времена распространения христианства на Руси. Кроме того, по распоряжению мудрого князя с греческого, болгарского и других языков переводились книги, повествующие о событиях мировой истории. Это были труды по географии и астрономии, философские и юридические трактаты, публицистика того времени.
Располагалась библиотека в самой величественной архитектурной достопримечательности Киевской Руси — Софийском соборе, возведенном на месте последней битвы с печенегами. Тогда это была окраина древнего города Ярослава, а сейчас Святая София — самое сердце Киева. Софийский собор стал центром древнерусского летописания. Именно тут составлялись древнейшие летописи — летописный свод 1037—1039 годов, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, был написан первый сборник отечественных законов — «Русская Правда». Книги, написанные тут, легли в основу и других библиотек Руси, в частности обширной библиотеки Печерского монастыря. При соборе была устроена первая школа на Руси и мастерские переводчиков и переписчиков книг. Около стен собора проводились народные собрания — вече. В этом же соборе находилась резиденция митрополита Руси, и тут же хранились важные государственные документы, в том числе договоры с Византией.
Высказываются разные мнения относительно того, сколько было книг в библиотеке при соборе. По оценкам некоторых специалистов, книжное собрание насчитывало порядка девятисот пятидесяти томов ценнейших манускриптов. Называются, однако, и более скромные числа: по предположению историка православной церкви Е. Голубинского, число книг не превышало пятисот. В те времена книги стоили очень дорого, поскольку изготовлялись вручную, — до изобретения печатного станка Гуттенберга еще должны были пройти века. Тексты писались на дорогом материале — пергаменте, который выделывался из кожи телят или молодых овец. На переплет шла сафьяновая кожа, оклады книг украшали золотом, серебром и драгоценными камнями: алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом.
К сожалению, до наших времен дошли лишь крупицы книжного наследия средневековой эпохи. Часть книг из библиотеки Ярослава была вывезена во Францию еще при жизни князя: его дочь Анна Ярославна была выдана замуж за короля Франции Анри I. Одна из книг, привезенных ей на берега Сены, — знаменитое Реймское Евангелие, на котором в течение семи веков, вплоть до Людовика XIV, присягали, вступая на престол, все французкие короли. Скорее всего, не только принцесса Анна вывезла книги отца в качестве своего приданого. Ярослава Мудрого не зря называли тестем Европы: другая его дочь Анастасия также была замужем за венгерским королем Андрашем I, а еще одна дочь Елизавета — стала женой норвежского короля Гаральда Сурового. Похоронен великий князь Ярослав Мудрый был, в любимом им соборе Святой Софии. Его мраморный саркофаг находится здесь по настоящее время.
Споры же о дальнейшей судьбе знаменитой библиотеки Ярослава Мудрого не смолкают и сегодня. Существует мнение, что книги погибли в огне монголо-татарского нашествия в декабре 1240 года, когда Киев подвергся разрушению. Другие историки склонны считать, что книги из собрания Ярослава Мудрого были распределены по монастырям и соборам, а в дальнейшем — по разным государственным и частным собраниям. Существует также версия, что библиотека не распалась по частям, а хранится, надежно спрятанная, в одном из многочисленных киевских подземелий, ожидая своего часа.
Однажды уже предпринималась попытка исследовать софийские подземелья. Весной 1916 года неподалеку от собора провалилась почва, и это подтолкнуло археологов заняться тщательным изучением скрытого под землей. Ученые расчистили два подземных коридора вблизи обвала. В конце второго коридора был найден небольшой кусок бересты с надписью: «Аще кто найде сей ход тот найде велий клад Ярослав». Впрочем, позже эта находка была признана мистификацией. Остальные находки оказались весьма скромными: были обнаружены монета времен Людовика XIV, половина перламутрового крестика и сильно стертая серебряная монета Московского царства.
Вскоре раскопки были свернуты: они проводились силами солдат и прапорщиков, дисциплина которых упала. Наступали драматические для страны времена, и археологическая комиссия приняла решение прекратить дальнейшие поиски. После освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны беглый осмотр Софийского собора провели саперы. С тех пор сколько-нибудь систематических исследований собора и территории вокруг не проводилось.
Однако Софийский собор — не единственное возможное место расположения знаменитой библиотеки, или книжной палаты Ярослава Мудрого. В Киеве и его окрестностях есть немало мест — кандидатов на обладание сокровищницей отечественной словесности.
Одно из них — не менее знаменитые, чем Святая София, подземелья Киево-Печерской лавры. Устав этого первого на Руси монастыря требовал, чтобы его монахи свободное от праведных трудов время посвящали чтению духовной литературы. Это способствовало организации библиотеки при знаменитой древней обители. Ее основателем был Киевский митрополит Илларион, посвященный в высокий сан в 1051 году, — большой любитель книжной мудрости. Но через четыре года у святого отца вышла размолвка с великим князем, и митрополит смиренно удалился в Киево-Печерский монастырь простым монахом. Киево-Печерский патерик (жизнеописание выдающихся монахов этой лавры) отмечает, что Илларион днями и ночами писал книги. Возможно, он вывез всю или часть библиотеки из Софийского собора, являвшийся его резиденцией, в приютивший его монастырь. В 1106 году правнук князя Ярослава Мудрого, Святослав Давидович Черниговский, постригся в монахи этого же монастыря и передал в дар обители свою библиотеку. Ею же пользовался знаменитый летописец Нестор, автор известной летописи «Повесть временных лет». В XVII веке о лаврской библиотеке с очень большим количеством дорогих книг упоминает сирийский путешественник Павел Алеппский. В том же столетии в обители начала работать старейшая в Киеве типография. Однако 22 апреля 1718 года лавру постигла тяжелая утрата – вспыхнул пожар, и в огне погибли не только монастырские деревянные постройки, но и драгоценное книгохранилище. В нем веками тщательно сберегались бесценные свидетельства нашей истории — грамоты великих князей, несколько тысяч печатных книг. Однако есть надежда, что огненная стихия погубила не все книги: часто монахи предусмотрительно прятали их в монастырских пещерах, где еще с княжеских времен располагались кельи иноков. Климат же лаврских подземелий способствует отличной сохранности древних манускриптов.
Еще одно место возможного тайника с княжеской библиотекой — Выдубицкий монастырь. Это известный центр летописания XII—XIII веков, и монастырская библиотека располагала также достаточно внушительным книжным собранием. Кроме того, в случае нападения на этот монастырь, находившийся на киевской окраине, книги было куда спрятать: в окрестностях обители имелись пещеры. Часть их была случайно обнаружена на Зверинецком урочище в 1862 году при обвале грунта. Археологические исследования провести тогда не рискнули — состояние подземных ходов внушало опасение за безопасность этого мероприятия. Через тридцать лет оползень открыл два новых входа в подземные пещеры. В 1912 году начались их археологические раскопки, в результате которых были расчищены две галереи. Были найдены хаотичные погребения монахов и жителей Киева, спасавшихся от монголо-татарского нашествия 1240 года в заваленных пещерах. Также были найдены надписи, относящиеся к X—XI векам. Однако тогда были исследованы далеко не все пещеры и подземные ходы, находящиеся в той местности.
Еще одна версия рассказывает о находке на территории Межигорского монастыря книг в кожаных переплетах. Они были обнаружены рабочими, строившими в 1933 году правительственную дачу для секретаря КП(б)У Павла Постышева. Обращаться к ученым тогда не стали: поджимали сроки строительства, и по приказу сотрудников НКВД подвальное помещение с манускриптами было просто засыпано землей. Предпринятая в начале 1990 годов попытка отыскать это место оказалась безрезультатной. Библиотека Ярослава Мудрого продолжает хранить свои тайны и по сей день.
[1] До и после этого высшую церковную должность занимали греки, присланные из Византии, поскольку Киевская Русь входила в церковную юрисдикцию Константинопольского патриархата