Библиотека Ярослава Мудрого

Библиотека великого князя Киевского Ярослава Мудрого является одной из самых таинственных загадок истории Руси. Ярослав Мудрый (978—1054) — выдающийся го­сударственный деятель Киевской Руси, Великий князь Киевский, сын Владимира Великого и половецкой княж­ны Рогниды Рогволодовны. Этот правитель Руси известен своими величайшими достижениями: он преуспел в государственном строительстве, во множестве военных походов побеждал врагов, составил свод законов, которые вошли в историю под названием «Рус­ская правда». При Ярославе Мудром Киевская Русь до­стигла пика своего могущества.

Великий князь вел активное строительство в своей столице — Киеве. Именно при нем на Старокиевской горе был возведен «город Ярослава», занимавший площадь около 60 гектаров и огражденный рвом и валом. В этом райо­не были построены Золотые, Лядские и Жидовские во­рота, в центре Ярославова города вознес свои главы Со­фийский собор, а вокруг расположились величественные дворцы. При Ярославе возводились многие строения и в других городах Руси — Чернигове, Переяславе, Владимире-Волынском, Турове. В правление этого князя получило широкое распространение и окрепло христианство. Ярослав составил церковный устав, которым определил права церкви и духовенства, а в 1051 году по его инициативе собор епископов выбрал митрополитом Киевским ру­сина Иллариона[1]. В это же время основываются первые на Руси монастыри: Свя­того Юрия, Святой Ирины, Киево-Печерский монастырь. Они стали важнейшими культурными центрами, где велись летописи и писались иконы.

Государство Ярослава Мудрого заняло весомое ме­сто в семье европейских стран. Властители Европы об­ращались к киевскому князю за советами и помощью. При его дворе нашли прибежище бывшие монархи — норвежский Олаф Святой и английский Эдмунд Же­лезный Бык.

Одним из крупнейших культурных проектов Ярослава Мудрого было основание библиотеки. Событие это относится к 1037 году. О нем нам рассказывает «Повесть времен­ных лет». Правда, называлась библиотека на Руси в то время книгохранилищем или книжной палатой. Летопись указывает, что в княжеской библио­теке содержались книги церковного характера, что было особенно актуально во времена распространения христианства на Руси. Кроме того, по распоряжению мудрого князя с гре­ческого, болгарского и других языков переводились книги, повествующие о событиях мировой истории. Это были труды по географии и астрономии, философские и юридические трактаты, публици­стика того времени.

Располагалась библиотека в самой величественной ар­хитектурной достопримечательности Киевской Руси — Софийском соборе, возведенном на месте последней бит­вы с печенегами. Тогда это была окраина древнего города Ярослава, а сейчас Святая София — самое сердце Киева. Софийский собор стал центром древнерусского летопи­сания. Именно тут составлялись древнейшие летописи — летописный свод 1037—1039 годов, «Слово о законе и бла­годати» митрополита Иллариона, был написан первый сборник отечественных законов — «Русская Правда». Книги, написанные тут, легли в основу и других библио­тек Руси, в частности обширной библиотеки Печерского монастыря. При соборе была устроена первая школа на Руси и мастерские переводчиков и переписчиков книг. Около стен собора проводились народные собрания — вече. В этом же соборе находилась резиденция митропо­лита Руси, и тут же хранились важные государственные документы, в том числе договоры с Византией.

Высказываются разные мнения относительно того, сколько было книг в библиотеке при соборе. По оценкам некоторых специали­стов, книжное собрание насчитывало порядка девятисот пятидесяти томов ценнейших манускриптов. Называются, однако, и более скромные числа: по предположению историка право­славной церкви Е. Голубинского, число книг не превышало пятисот. В те времена книги стоили очень дорого, поскольку изготовлялись вручную, — до изобретения печатного станка Гуттенберга еще должны были прой­ти века. Тексты писались на дорогом материале — пер­гаменте, который выделывался из кожи телят или молодых овец. На переплет шла сафьяновая кожа, оклады книг украшали золотом, серебром и драгоценными кам­нями: алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом.

собор Святой Софии - прошлое и настоящееК сожалению, до наших времен дошли лишь крупицы книжного наследия средневековой эпохи. Часть книг из библиотеки Ярослава была вывезена во Францию еще при жизни князя: его дочь Анна Ярославна была выдана замуж за короля Франции Анри I. Одна из книг, приве­зенных ей на берега Сены, — знаменитое Реймское Евангелие, на котором в течение семи веков, вплоть до Людо­вика XIV, присягали, вступая на престол, все французкие короли. Скорее всего, не только принцесса Анна вывез­ла книги отца в качестве своего приданого. Ярослава Мудрого не зря называли тестем Европы: другая его дочь Анастасия также была замужем за венгерским коро­лем Андрашем I, а еще одна дочь Елизавета — стала же­ной норвежского короля Гаральда Сурового. Похоронен великий князь Ярослав Мудрый был, в лю­бимом им соборе Святой Софии. Его мраморный сарко­фаг находится здесь по настоящее время.

Споры же о дальнейшей судьбе знаменитой библиотеки Ярослава Мудрого не смолкают и сегодня. Существует мнение, что книги погибли в огне монголо-татарского нашествия в декабре 1240 года, когда Киев подвергся разрушению. Другие историки склонны считать, что книги из собра­ния Ярослава Мудрого были распределены по монастырям и со­борам, а в дальнейшем — по разным государственным и частным собраниям. Существует также версия, что библиоте­ка не распалась по частям, а хранится, надежно спрятанная, в одном из многочисленных киевских подземе­лий, ожидая своего часа.

Однажды уже предпринималась попытка исследовать софийские подземелья. Весной 1916 года неподалеку от собора провалилась почва, и это подтолкнуло архео­логов заняться тщательным изучением скрытого под землей. Ученые расчистили два подземных коридора вблизи обвала. В конце второго коридора был найден небольшой кусок бересты с надписью: «Аще кто найде сей ход тот найде велий клад Ярослав». Впрочем, позже эта находка была признана мистификацией. Остальные находки оказались весьма скромными: были обнару­жены монета времен Людовика XIV, половина перламу­трового крестика и сильно стертая серебряная монета Московского царства.

Вскоре раскопки были свернуты: они проводились си­лами солдат и прапорщиков, дисциплина которых упала. Наступали драматические для страны времена, и архео­логическая комиссия приняла решение прекратить даль­нейшие поиски. После освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков в годы Вели­кой Отечественной войны беглый осмотр Софийского собора провели саперы. С тех пор сколько-нибудь си­стематических исследований собора и территории вокруг не проводилось.

Однако Софийский собор — не единственное возможное место расположения знаменитой библиоте­ки, или книжной па­латы Ярослава Мудрого. В Киеве и его окрестностях есть немало мест — кандидатов на обладание сокровищницей оте­чественной словесности.

в поисках библиотеки Ярослава МудрогоОдно из них — не менее знаменитые, чем Святая София, подземелья Киево-Печерской лавры. Устав этого первого на Руси монастыря требовал, чтобы его монахи свобод­ное от праведных трудов время посвящали чтению ду­ховной литературы. Это способствовало организации библиотеки при знаменитой древней обители. Ее основателем был Киевский митрополит Илла­рион, посвященный в высокий сан в 1051 году, — боль­шой любитель книжной мудрости. Но через четыре года у святого отца вышла размолвка с великим князем, и митрополит смиренно удалился в Киево-Печерский монастырь простым монахом. Киево-Печерский пате­рик (жизнеописание выдающихся монахов этой лав­ры) отмечает, что Илларион днями и ночами писал кни­ги. Возможно, он вывез всю или часть библиотеки из Софийского собора, являвшийся его резиденцией, в при­ютивший его монастырь. В 1106 году правнук князя Ярос­лава Мудрого, Святослав Давидович Черниговский, по­стригся в монахи этого же монастыря и передал в дар обители свою библиотеку. Ею же пользовался знамени­тый летописец Нестор, автор известной летописи «По­весть временных лет». В XVII веке о лаврской библиоте­ке с очень большим количеством дорогих книг упоминает сирийский путешественник Павел Алеппский. В том же столетии в обители начала работать старейшая в Киеве типография. Однако 22 апреля 1718 года лавру постигла тяжелая утрата – вспыхнул пожар, и в огне погиб­ли не только монастырские деревянные постройки, но и драгоценное книгохранилище. В нем веками тщательно сберегались бесценные свидетель­ства нашей истории — грамоты великих князей, несколь­ко тысяч печатных книг. Однако есть надежда, что огненная стихия погубила не все книги: часто монахи предусмотрительно прятали их в монастырских пещерах, где еще с княжеских времен располагались кельи иноков. Климат же лаврских подземелий способствует отличной сохран­ности древних манускриптов.

Еще одно место возможного тайника с княжеской би­блиотекой — Выдубицкий монастырь. Это известный центр летописания XII—XIII веков, и монастырская би­блиотека располагала также достаточно внушительным книжным собранием. Кроме того, в случае нападения на этот монастырь, находившийся на киевской окраине, книги было куда спрятать: в окрестностях обители имелись пе­щеры. Часть их была случайно обнаружена на Зверинец­ком урочище в 1862 году при обвале грунта. Археологические исследования провести тогда не риск­нули — состояние подземных ходов внушало опасение за безопасность этого мероприятия. Через тридцать лет оползень открыл два новых входа в подземные пещеры. В 1912 году начались их археологические раскопки, в ре­зультате которых были расчищены две галереи. Были найдены хаотичные погребения монахов и жителей Киева, спасавшихся от монголо-татарского нашествия 1240 года в заваленных пещерах. Также были найдены надписи, относящиеся к X—XI векам. Однако тогда были исследованы далеко не все пещеры и подземные ходы, на­ходящиеся в той местности.

Еще одна версия рассказывает о находке на территории Межигорского монастыря книг в кожаных переплетах. Они были обнаружены рабочими, строившими в 1933 году правительственную дачу для секретаря КП(б)У Павла Постышева. Обращаться к ученым тогда не стали: под­жимали сроки строительства, и по приказу сотрудни­ков НКВД подвальное помещение с манускриптами было просто засыпано землей. Предпринятая в начале 1990 годов попытка отыскать это место оказалась безрезультатной. Библиотека Ярослава Мудрого продолжает хра­нить свои тайны и по сей день.


[1] До и после этого высшую церковную должность занимали греки, присланные из Византии, поскольку Киевская Русь входила в церковную юрис­дикцию Константинопольского патриархата

Загадочное озеро

Загадка небесного светового луча

Российский плазменный ракетный двигатель откроет путь к Марсу

Тайна Шамбалы

Наследие Атлантиды

За шесть тысяч лет человечество не совершило такого прогресса, какой был достигнут в Атлантиде. Финикия, Египет, Халдея, Индия, Греция и ...


Царские монеты Николая II

Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно — ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в ...


Тайна планеты Земля

На территории Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа сохранились предания о реликтовом животном. Манси называли его ялпын уй, русские именовали полозом, ...


Самые знаменитые места для путешествий по России

Одним из уникальных мест России является озеро Байкал. Путешественники всего мира уже побывали в этом удивительном месте. Флора и ...


Опус Деи

Организация «Опус Деи» («[i]»), основанная в Ис­пании в 1928 г. человеком по имени Хосемария Эскрива де Балагер, заявляет, что ...


Зачем выражать эмоции по-детски?

Способны ли вы радоваться самым простым вещам, восхищаться самыми обычными явлениями? Какие эмоции возникают у вас при виде пушистого одуванчика? ...


Дорога в никуда

"Дорога в никуда" - зловещее место, названное так жителями города Альбукерке американского штата Нью-Мексико. Этот 15-километровый отрезок шоссе, уходящий ...