Где могила Чингисхана?
Чингисхан, он же Тэмучжин, что в переводе с древнемонгольского означает «кузнец», — основатель и великий хан Монгольской империи, один из величайших завоевателей всех времен, организатор грандиозных походов против племен и государств Азии и Восточной Европы. Эти походы, сопровождавшиеся опустошениями и гибелью целых народов, привели к установлению монголо-татарского ига в покоренных странах. При жизни Чингисхан сеял ужас, после смерти — оставил потомкам загадку: даже место могилы великого завоевателя остается неизвестным.
Чингисхан родился на берегу реки Онон в Монголии около 1155 года. Первоначально он носил имя Тэмучжин. Его отец, Есугей Баатур, был влиятельным человеком, но когда он умер (около 1168 года), бывшие друзья и союзники покинули его вдову и детей, и семья несколько лет влачила жалкое существование — скиталась в лесах, питаясь кореньями, дичью и рыбой.
Повзрослев, Тэмучжин решил бороться за место под палящим монгольским солнцем — для себя и своей семьи. Постепенно он собрал вокруг себя воинов из числа степной знати, после чего присоединился к хану кераитов[i] Ванхану. Тэмучжин начал создавать собственный удел. После гибели Ванхана он вступил в борьбу со своим прежним сторонником, также представителем монгольской родоплеменной знати, Джамухой, которого разбил в бою и казнил в 1201 году. Тэмучжин присвоил себе владение Джамухи, воспользовавшись неладами среди родственников и окружения Ванхана. В результате вся Монголия оказалась под его властью, и в 1206 году Тэмучжин принял титул Чингиза (что он означает, точно не ясно).
После покорения найманов Чингиз взял себе на службу уйгуров, занимавшихся письменным делопроизводством. Так уйгуры стали первыми чиновниками в монгольском государстве, а затем обучили этому делу и монголов. Помогали же им в непривычной для степняков управленческой работе китайцы и персы.
В 1209 году монголы покорили уйгуров в Восточном Туркестане, в 1211-м — карлуков в северной части Семиречья; и в том же году началась война с Китаем. Северный Китай принадлежал тогда чжучжэням, народу маньчжурского происхождения, давшему Поднебесной империи династию Цзинь. В 1215 году воины Чингиза вошли в Яньцзин (современный Пекин).
В 1218 году монголы полностью захватили Семиречье и Восточный Туркестан, где правил бежавший из Монголии найманский царевич Кучлук. В том же году в приграничном городе Отраре был разграблен монгольский караван, а купцы избиты. Это случилось во владениях хорезмшаха Мухаммеда, властителя мусульманской Центральной Азии и Ирана. Еще не окончив завоевание Китая, Чингисхан выдвинулся с войсками на запад. В результате был завоеван Мавераннехр, а хорезмшах Мухаммед бежал. Монголы, преследовавшие свергнутого владыку, прошли через Персию и Кавказ и дошли до украинских степей, однако в тот раз надолго в них не задержались и вернулись в Центральную Азию.
В 1221 году Чингиз покорил Афганистан, один из его сыновей — Тулуй — завоевал Хорасан, а другие сыновья — Хорезм. В Монголию Чингисхан вернулся в 1225 году. К этому моменту он был правителем огромной империи. Но останавливаться не хотелось. В 1225 – 1226 года Чингиз начал новый поход — на этот раз его жертвой должно было стать государство тангутов Западное Ся (оно существовало в XI—XIII веках к северо-западу от Китая). Во время этого похода, в августе 1227 года, Чингисхан умер.
Как правило, подобные государства, созданные волей одного, пусть даже выдающегося человека, существуют лишь малое время, пока жив их создатель, в крайнем случае — его ближайшие преемники. Такими были, например, империи Александра Македонского и Тамерлана. В данном случае потомки Чингисхана не только не потеряли, но и расширили великую империю: они завоевали Персию и юго-восток Европы. Монгольское государство стало самым обширным из каких-либо существовавших ранее. Империя Чингисхана продолжала быть единой сорок лет после смерти своего основателя, и еще около ста лет его потомки правили в государствах, возникших на руинах этой империи. До конца XIX века в Центральной Азии и Персии продолжали существовать многие должности и учреждения, возникшие после завоевания этих стран монголами.
Чингисхан был щедр и благоволил своим соратникам, и они становились его надежными друзьями. Свои умственные способности он сохранил в полной мере, будучи уже пожилым человеком. Выходец из среды степных кочевников, Чингиз не имел какого-либо образования и знал лишь родной монгольский язык, однако позаботился об обучении своих сыновей. Какими-либо глобальными идеями Чингиз не задавался и обширных завоевательных планов не строил. Все получалось как будто спонтанно, логика завоеваний диктовалась лишь предшествующими событиями — то врагу отомстить, то за своих купцов заступиться. Идея покорения мира появляется уже у наследников его престола. Чингиз считал, что монголы, будучи воинами, должны, как и прежде, вести кочевую жизнь, а не жить в городах или селах, и пользоваться плодами работы завоеванных земледельцев и ремесленников, взамен обеспечивая им охрану. Правителю Монголии была чужда роскошь, которой обычно окружали себя восточные правители. Создав самое обширное государство своего времени, он продолжал ходить в одежде простого кочевника. Но самое главное, он был истинным воином: даже факт своей смерти приказал не оглашать до конца войны, дабы не подрывать боевой дух своих подданных.
Тут начинаются тайны, разгадать которые не могут и в наши дни: такой же загадкой, как и могила Чингисхана, является его смерть. Великий полководец скончался в походе, на пути к очередной победе. О том, как это случилось, существует несколько версий. Согласно одной из них, правитель упал с коня во время охоты — облавы на диких лошадей. Его конь, чего-то испугавшись, шарахнулся в сторону, и всадник упал на землю. Здоровье хана стало ухудшаться, его военачальники предложили остановить поход и повернуть назад, но упрямый Чингисхан решил идти, до конца. Другую версию кончины великого завоевателя приводит знаменитый венецианский путешественник XIII— XIV веков Марко Поло. Он считал, что хан умер от ранения отравленной стрелой в колено. Его не менее авторитетный современник, посол Папы Римского Плано Карпини — итальянский монах-францисканец, в середине XIII века первым из известных историкам европейцев посетивший Монгольскую империю, — утверждал, что причиной гибели полководца стал удар молнии. Монгольская же легенда гласит, что смерть настигла Чингисхана во время его первой брачной ночи с тангутской красавицей Кюобелдишин-хатун. Она укусила своего супруга за шею, задев сонную артерию, после чего хан умер от потери крови. Но не стоит все списывать на легкомысленную любовную игру, закончившуюся столь печально; это было тщательно спланированное политическое убийство. Женщина была завербована коварным тангутским правителем Шидурхо-Хаганом.
Все версии смерти Чингисхана сходятся в одном: она не была естественной. Как же проходили похороны Чингисхана? Кортеж с останками правителя покинул берега Хуанхэ — Желтой реки (в настоящее время эта территория принадлежит Китаю) и продвигался через пустыню Гоби в Каракорум. Туда же съехалась монгольская аристократия и ханы родов. День похорон определяли шаманы по своей шаманской науке. Тело правителя в парадных одеждах положили в гроб, который поместили еще в четыре саркофага, и отвезли на одну из гор. Ее название также сохранила народная память — Бурхан-Халдун.
Несмотря на столь, казалось бы, подробные описания, истории неизвестно, где конкретно находится могила Чингисхана. Как же могло случиться, что столь важное сведение осталось вне поля зрения современников тех событий? Все дело в том, что проводившие захоронение своего хана монголы позаботились, чтобы могила Чингисхана не была найдена и осквернена. Насчет того, как именно они это сделали, также существуют разные версии. Согласно одной из них, после похорон по могиле несколько раз прогнали многотысячный табун лошадей, уничтоживший все следы захоронения. Другая версия гласит, что могила была расположена в русле реки Онон, для чего река вблизи горы Дэлюн-Болдок на какое-то время была перекрыта дамбой, а ее воды направлены в другое русло. На каменистом дне реки установили саркофаг из горного хрусталя. Затем дамбу разрушили, река вернулась в свое русло и могила скрылась под толщей вод. Всех, кто участвовал в захоронении и знал, где искать могилу хана (а таких было около двух тысяч человек), предали смерти восемьсот конных охранников из свиты умершего властителя. На следующий день этих воинов также убили, опасаясь любой утечки информации. Вдобавок ко всему посланные в окрестности места погребения воины убивали всех встречавшихся им путников.
Такие тщательные меры предосторожности предпринимались потому, что в средневековой Монголии осквернение могил влиятельных и знатных соотечественников было обычным делом. Причем банальный грабеж вовсе не был главной целью осквернителей могил, несмотря на множество изделий из золота и серебра. Причины лежали намного глубже — в древних пластах монгольских верований, согласно которым, монгольское общество состояло не только из ныне живущих людей, но и из их умерших предков. Монголы верили в переселение душ и считали, что душа предка может воплотиться в его потомке, а умерший человек сможет возродиться в новой земной жизни, но при одном условии — кости скелета умершего должны быть целыми. Уничтожая скелет человека, ему закрывают путь назад. Некоторые шаманы столь ревностно готовили свое возвращение в этот мир, что всю жизнь собирали выпавшие волосы, зубы и обрезанные ногти, чтобы все это было погребено вместе с ними.
Недоброжелатели же могущественных правителей и феодалов старались позаботиться о лишении своих врагов права на возвращение. Вот почему так часто встречаются погребения, в которых ценные вещи лежат, как лежали, а кости разбросаны и перепутаны. Можно было бы, конечно, списать это на кротов и прочих землеройных животных, однако так тщательно разбросать кости они просто не в состоянии. Отвратительный обычай осквернения могил известен в монгольских степях с бронзового века. Монгольские и китайские летописи описывают случаи надругательства над трупами врагов. Все это объясняет, почему влиятельные люди монгольских степей предпочитали быть похороненными в скрытом от лишних взоров месте.
Конечно же, по поводу места погребения Чингисхана существует множество легенд и более или менее вероятных версий. Персидский историк XIII века Рашид ад-Дин рассказывает, что хан сам выбрал место для своего захоронения. Охотясь в низовьях реки Онон, Чингисхан залюбовался открывшимся пейзажем, вселявшим отраду в сердце и душевный покой. Там росло одинокое дерево. Посмотрев на него, хан сказал: «Эта местность подходит для моего погребения... Пусть ее запомнят и отметят». Это было в шести днях пути от горы Бурхан-Халдун. Однако в дальнейшем исследователям эта легенда показалась маловероятной — в XIX веке монголовед Я.Шмидт усомнился, чтобы тело Чингисхана сумели довезти до Монголии, ведь монголы не умели бальзамировать тела. Стало быть, его погребли в каком-то другом месте, поближе к месту его кончины.
Однако Марко Поло не дает мысли историков пойти в этом направлении, поскольку свидетельствует: «Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоронят в большой горе Алтай, и, где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути до той горы, его привозят туда хоронить. И вот такая диковина: когда тела великих ханов несут к той горе, убивают мечом провожатых при теле, да приговаривают: иди служить нашему государю!»
Вероятных мест погребения хана насчитывается целых семь, причем пять из них связаны с горами. В основном предположения о месте могилы Чингисхана вращаются вокруг горного массива Хэнтэй, который располагается на северо-востоке страны. Высота его достигает 2800 метров над уровнем моря, что, впрочем, не рекорд для Монголии. Обратить внимание на эти места были все основания. Значительное пространство вокруг одной из гор считалось священным, и посещать его запрещалось, дерзнувшему же нарушить этот запрет грозила смерть. Охрана этого святилища была доверена монгольскому роду дархан. Его представители жили в тех краях на протяжении семисот лет и были насильственно выселены оттуда лишь несколько десятилетий назад.
Существует версия о захоронении правителя в местности Ихи-Эджен-Хоро в Ордасе, где ежегодно буддийские монахи отмечают праздник в честь Чингисхана у одной из юрт и где, как уверяют, в серебряном саркофаге хранятся его останки. В прежние времена на том месте шаманы совершали человеческие жертвоприношения.
Одна из легенд о могиле Чингисхана вообще происходит из мест более северных, чем монгольские степи. Существует рассказ, согласно которому, воины Чингисхана останавливались лагерем на мысе Кобылья Голова, расположенном на байкальском острове Ольхон. Там, на самом конце мыса, они якобы оставили огромный чан. Эту легенду пересказал еще в 1761 году немецкий историк Г.Миллер в «Истории Сибири». Услышанная им версия звучит так: “По рассказам монголов, Чингисхан имел свое главное местопребывание при реках Ононе, впадающей в Шилку, и Куринлуме, впадающей в озеро Далай. Они же рассказывают, что Чингисхан иногда доходил со своими кочевьями до озера Байкал. Доказательством этого должен будто бы служить таган, поставленный им на горе на острове Ольхоне, который находится на указанном выше озере, и на тагане большой котел, в котором лежит лошадиная голова. Хотя буряты, живущие вблизи озера Байкал и на острове Ольхон, и не подтверждают эту информацию, приведенное известие о владениях Чингисхана весьма вероятно, так как первые завоеванные Чингисханом земли — Китай и Тангут — лежат рядом”. Может, именно там, подальше от недобрых глаз, и скрыли захоронение хана его верные соратники? Впрочем, современные историки считают эту версию неубедительной: тому, что Чингисхан был на берегах Байкала, никаких доказательств не существует.
Конечно же, историки не ограничивались лишь абстрактными кабинетными рассуждениями, при возможности они снаряжали экспедиции, призванные найти могилу Чингисхана. В 1923—1926 годах на одной из вершин горного массива Ихэ-Богдо в монгольском Алтае экспедиция под руководством путешественника Петра Кузьмича Козлова нашла древний мавзолей, от которого открывался роскошный вид на сотни километров вокруг. У основания горы Хна-Кокшун в Хангае исследователи нашли руины китайского города, пролить свет на которые позволила найденная там же каменная плита, гласившая, что город был возведен в 1275 году войском Хубилая, внука Чингисхана, который захватил трон китайского императора. В тех краях участники экспедиции обнаружили также усыпальницу, где покоились останки тринадцати поколений прямых потомков Чингисхана.
А в 1950 году в Китае был возведен музей, в котором, как уверяют жители Поднебесной, находятся останки Чингисхана, найденные в северной китайской провинции Цинхай. Рассказы местных жителей, способные хоть немного пролить свет на эту тайну, даже по прошествии веков вызывают неподдельный интерес специалистов.
В 1990-е годы разгадывать эту загадку прошлого отправилась монгольско-японская экспедиция. Расспросы привели ученых к 88-летнему старику из Хэнтэя, который передал им услышанный в детстве рассказ. Один тюркский полководец якобы доставил тело Чингисхана на родину. Он закопал четыре гроба в различных местах, чтобы запутать следы, а вблизи настоящей могилы поставил стражников. Три месяца по его указу там паслись несколько тысяч коней, затаптывая все следы захоронения. Потом, чтобы убедиться в результатах своей работы, подданный хана предложил награду человеку, который обнаружит могилу Чингисхана. Но найти ее так никто и не смог. Не нашли ее и монголы с японцами, хоть и использовали самую современную технику.
В 1998 году на поиски могилы Чингисхана отправились бурятские исследователи во главе с Чингисом Голбоином. В группу входили геодезист-картограф и лозоискатель. На северо-западном склоне Хамар-Дабана эта экспедиция нашла сооружение, которое сочли местом, где шаманы совершали обряды, поклоняясь духу великого правителя. Это сооружение представляет собой пирамиду из камней разного размера и формы. Его высота составляет около 15 метров, диаметр окружности — 50 метров. Вокруг простирается лесистая местность, считавшаяся у монголов заповедной зоной. На этой территории были запрещены облавная охота и распашка земли. Возможно, где-то тут и Чингисхан и похоронен …
[i] Кераиты – в то время влиятельное племя, исповедовавшее христианство