Где могила Чингисхана?

Чингисхан, он же Тэмучжин, что в переводе с древнемонгольского означает «кузнец», — основатель и великий хан Монгольской империи, один из величайших завоевате­лей всех времен, организатор грандиозных походов про­тив племен и государств Азии и Восточной Европы. Эти походы, сопровождавшиеся опустошениями и гибелью целых народов, привели к установлению монголо-татар­ского ига в покоренных странах. При жизни Чингисхан сеял ужас, после смерти — оставил потомкам загадку: даже место могилы великого завоевателя остается неизвестным.

Чингисхан и его воиныЧингисхан родился на берегу реки Онон в Монголии около 1155 года. Первоначально он носил имя Тэмуч­жин. Его отец, Есугей Баатур, был влиятельным челове­ком, но когда он умер (около 1168 года), бывшие друзья и союзники покинули его вдову и детей, и семья не­сколько лет влачила жалкое существование — скиталась в лесах, питаясь кореньями, дичью и рыбой.

Повзрослев, Тэмучжин решил бороться за место под палящим монгольским солнцем — для себя и своей семьи. Постепенно он собрал вокруг себя воинов из числа степной знати, после чего присоединился к хану кераитов[i] Ванхану. Тэмучжин начал создавать собственный удел. После гибели Ванхана он вступил в борьбу со своим прежним сторонником, также представителем монгольской родоплеменной знати, Джамухой, которого разбил в бою и казнил в 1201 году. Тэмуч­жин присвоил себе владение Джамухи, воспользовавшись неладами среди родственников и окружения Ванхана. В результате вся Монголия оказалась под его властью, и в 1206 году Тэмучжин принял титул Чингиза (что он означает, точно не ясно).

После покорения найманов Чингиз взял себе на служ­бу уйгуров, занимавшихся письменным делопроизвод­ством. Так уйгуры стали первыми чиновниками в монголь­ском государстве, а затем обучили этому делу и монголов. Помогали же им в непривычной для степняков управлен­ческой работе китайцы и персы.

В 1209 году монголы покорили уйгуров в Восточном Туркестане, в 1211-м — карлуков в северной части Се­миречья; и в том же году началась война с Китаем. Се­верный Китай принадлежал тогда чжучжэням, народу маньчжурского происхождения, давшему Поднебесной империи династию Цзинь. В 1215 году воины Чингиза вошли в Яньцзин (современный Пекин).

В 1218 году монголы полностью захватили Семиречье и Восточный Туркестан, где правил бежавший из Монго­лии найманский царевич Кучлук. В том же году в пригра­ничном городе Отраре был разграблен монгольский ка­раван, а купцы избиты. Это случилось во владениях хорезмшаха Мухаммеда, властителя мусульманской Центральной Азии и Ирана. Еще не окончив завоевание Китая, Чингисхан выдвинулся с войсками на запад. В ре­зультате был завоеван Мавераннехр, а хорезмшах Му­хаммед бежал. Монголы, преследовавшие свергнутого владыку, прошли через Персию и Кавказ и дошли до украинских степей, однако в тот раз надолго в них не задержались и вернулись в Центральную Азию.

В 1221 году Чингиз покорил Афганистан, один из его сыновей — Тулуй — завоевал Хорасан, а другие сы­новья — Хорезм. В Монголию Чингисхан вернулся в 1225 году. К этому моменту он был правителем огром­ной империи. Но останавливаться не хотелось. В 1225 – 1226 года Чингиз начал новый поход — на этот раз его жертвой должно было стать государство тангутов Западное Ся (оно существовало в XI—XIII веках к северо-западу от Китая). Во время этого похода, в авгу­сте 1227 года, Чингисхан умер.

Как правило, подобные государства, созданные волей одного, пусть даже выдающегося человека, существуют лишь малое время, пока жив их создатель, в крайнем случае — его ближайшие преемники. Такими были, например, империи Александра Македонского и Тамерлана. В данном случае потомки Чингисхана не только не потеряли, но и расширили великую импе­рию: они завоевали Персию и юго-восток Европы. Мон­гольское государство стало самым обширным из каких-либо существовавших ранее. Империя Чингисхана продолжала быть единой сорок лет после смерти своего основателя, и еще около ста лет его потомки правили в го­сударствах, возникших на руинах этой империи. До кон­ца XIX века в Центральной Азии и Персии продолжали существовать многие должности и учреждения, возник­шие после завоевания этих стран монголами.

империя Чингисхана

Чингисхан был щедр и благоволил своим соратникам, и они становились его надежными друзьями. Свои ум­ственные способности он сохранил в полной мере, буду­чи уже пожилым человеком. Выходец из среды степных кочевников, Чингиз не имел какого-либо образования и знал лишь родной монгольский язык, однако позабо­тился об обучении своих сыновей. Какими-либо глобальными идеями Чингиз не зада­вался и обширных завоевательных планов не строил. Все получалось как будто спонтанно, логика завоеваний диктовалась лишь предшествующими событиями — то врагу отомстить, то за своих купцов заступиться. Идея покорения мира появляется уже у наследников его пре­стола. Чингиз считал, что монголы, будучи воинами, должны, как и прежде, вести кочевую жизнь, а не жить в городах или селах, и пользоваться плодами работы завоеванных земледельцев и ремесленников, взамен обеспечивая им охрану. Правителю Монголии была чужда роскошь, которой обычно окружали себя восточные правители. Создав са­мое обширное государство своего времени, он продол­жал ходить в одежде простого кочевника. Но самое глав­ное, он был истинным воином: даже факт своей смерти приказал не оглашать до конца войны, дабы не подры­вать боевой дух своих подданных.

Тут начинаются тайны, разгадать которые не могут и в наши дни: такой же загадкой, как и могила Чингисхана, является его смерть. Великий полководец скончался в походе, на пути к очередной победе. О том, как это случилось, существует несколько версий. Согласно одной из них, правитель упал с коня во время охоты — облавы на диких лошадей. Его конь, чего-то испугавшись, шарахнул­ся в сторону, и всадник упал на землю. Здоровье хана стало ухудшаться, его военачальники предложили оста­новить поход и повернуть назад, но упрямый Чингис­хан решил идти, до конца. Другую версию кончины великого завоевателя приво­дит знаменитый венецианский путешественник XIII— XIV веков Марко Поло. Он считал, что хан умер от ра­нения отравленной стрелой в колено. Его не менее авторитетный современник, посол Папы Римского Плано Карпини — итальянский монах-францисканец, в середине XIII века первым из известных историкам ев­ропейцев посетивший Монгольскую империю, — утверж­дал, что причиной гибели полководца стал удар молнии. Монгольская же легенда гласит, что смерть настигла Чин­гисхана во время его первой брачной ночи с тангутской красавицей Кюобелдишин-хатун. Она укусила своего су­пруга за шею, задев сонную артерию, после чего хан умер от потери крови. Но не стоит все списывать на легкомыс­ленную любовную игру, закончившуюся столь печально; это было тщательно спланированное политическое убий­ство. Женщина была завербована коварным тангутским правителем Шидурхо-Хаганом.

Все версии смерти Чингисхана сходятся в одном: она не была естественной. Как же проходили похороны Чингисхана? Кортеж с останками правителя покинул берега Хуанхэ — Жел­той реки (в настоящее время эта территория принадлежит Китаю) и продвигался через пустыню Гоби в Каракорум. Туда же съехалась монгольская аристократия и ханы родов. День похорон определяли шаманы по своей шаманской науке. Тело правителя в парадных одеждах положили в гроб, который поместили еще в четыре саркофага, и отвезли на одну из гор. Ее название также сохранила народная память — Бурхан-Халдун.

река Онон - возможное место могилы ЧингисханаНесмотря на столь, казалось бы, подробные описа­ния, истории неизвестно, где конкретно находится могила Чингисхана. Как же могло случиться, что столь важное сведение осталось вне поля зрения современни­ков тех событий? Все дело в том, что проводившие захоронение своего хана монголы позаботились, чтобы могила Чингисхана не была найдена и осквернена. Насчет того, как именно они это сделали, также существуют разные версии. Со­гласно одной из них, после похорон по могиле несколько раз прогнали многотысячный табун лошадей, уничто­живший все следы захоронения. Другая версия гласит, что могила была расположена в русле реки Онон, для чего река вблизи горы Дэлюн-Болдок на какое-то время была перекрыта дамбой, а ее воды направлены в другое русло. На каменистом дне реки установили саркофаг из горно­го хрусталя. Затем дамбу разрушили, река вернулась в свое русло и могила скрылась под толщей вод. Всех, кто участвовал в захоронении и знал, где искать могилу хана (а таких было около двух тысяч человек), предали смер­ти восемьсот конных охранников из свиты умершего вла­стителя. На следующий день этих воинов также убили, опасаясь любой утечки информации. Вдобавок ко всему посланные в окрестности места погребения воины уби­вали всех встречавшихся им путников.

Такие тщательные меры предосторожности предпри­нимались потому, что в средневековой Монголии осквер­нение могил влиятельных и знатных соотечественников было обычным делом. Причем банальный грабеж вовсе не был главной целью осквернителей могил, несмотря на множество изделий из золота и серебра. Причины лежали намного глубже — в древних пластах монгольских верований, согласно которым, монгольское общество состояло не только из ныне живущих людей, но и из их умерших предков. Монголы верили в переселение душ и считали, что душа предка мо­жет воплотиться в его потомке, а умерший человек смо­жет возродиться в новой земной жизни, но при одном условии — кости скелета умершего должны быть целы­ми. Уничтожая скелет человека, ему закрывают путь на­зад. Некоторые шаманы столь ревностно готовили свое возвращение в этот мир, что всю жизнь собирали выпав­шие волосы, зубы и обрезанные ногти, чтобы все это было погребено вместе с ними.

Недоброжелатели же могущественных правителей и феодалов старались позаботиться о лишении своих врагов права на возвращение. Вот почему так часто встре­чаются погребения, в которых ценные вещи лежат, как лежали, а кости разбросаны и перепутаны. Можно было бы, конечно, списать это на кротов и прочих землерой­ных животных, однако так тщательно разбросать кости они просто не в состоянии. Отвратительный обычай осквернения могил известен в монгольских степях с бронзового века. Монгольские и китайские летописи описывают слу­чаи надругательства над трупами врагов. Все это объясня­ет, почему влиятельные люди монгольских степей пред­почитали быть похороненными в скрытом от лишних взоров месте.

Конечно же, по поводу места погребения Чингисха­на существует множество легенд и более или менее ве­роятных версий. Персидский историк XIII века Рашид ад-Дин расска­зывает, что хан сам выбрал место для своего захороне­ния. Охотясь в низовьях реки Онон, Чингисхан залю­бовался открывшимся пейзажем, вселявшим отраду в сердце и душевный покой. Там росло одинокое дерево. Посмотрев на него, хан сказал: «Эта местность подходит для моего погребения... Пусть ее запомнят и отметят». Это было в шести днях пути от горы Бурхан-Халдун. Од­нако в дальнейшем исследователям эта легенда показа­лась маловероятной — в XIX веке монголовед Я.Шмидт усомнился, чтобы тело Чингисхана сумели довезти до Монголии, ведь монголы не умели бальзамировать тела. Стало быть, его погребли в каком-то другом месте, по­ближе к месту его кончины.

руины  предполагаемого поминального мавзолея Чингисхана Однако Марко Поло не дает мысли историков пойти в этом направлении, поскольку свидетельствует: «Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоро­нят в большой горе Алтай, и, где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути до той горы, его привозят туда хоронить. И вот такая диковина: ког­да тела великих ханов несут к той горе, убивают мечом провожатых при теле, да приговаривают: иди служить нашему государю!»

Вероятных мест погребения хана насчитывается целых семь, причем пять из них связаны с горами. В основном предположения о месте могилы Чингисхана враща­ются вокруг горного массива Хэнтэй, который распола­гается на северо-востоке страны. Высота его достигает 2800 метров над уровнем моря, что, впрочем, не рекорд для Монголии. Обратить внимание на эти места были все основания. Значительное пространство вокруг одной из гор считалось священным, и посещать его запрещалось, дерзнувшему же нарушить этот запрет грозила смерть. Охрана этого святилища была доверена монгольскому роду дархан. Его представители жили в тех краях на про­тяжении семисот лет и были насильственно выселены от­туда лишь несколько десятилетий назад.

Существует версия о захоронении правителя в мест­ности Ихи-Эджен-Хоро в Ордасе, где ежегодно буддий­ские монахи отмечают праздник в честь Чингисхана у одной из юрт и где, как уверяют, в серебряном саркофа­ге хранятся его останки. В прежние времена на том месте шаманы совершали человеческие жертвоприношения.

Одна из легенд о могиле Чингисхана вообще происхо­дит из мест более северных, чем монгольские степи. Существует рассказ, согласно которому, воины Чингисха­на останавливались лагерем на мысе Кобылья Голова, расположенном на байкальском острове Ольхон. Там, на самом конце мыса, они якобы оставили огромный чан. Эту легенду пересказал еще в 1761 году немецкий исто­рик Г.Миллер в «Истории Сибири». Услышанная им вер­сия звучит так: “По рассказам монголов, Чингисхан имел свое главное местопребывание при реках Ононе, впада­ющей в Шилку, и Куринлуме, впадающей в озеро Далай. Они же рассказывают, что Чингисхан иногда доходил со своими кочевьями до озера Байкал. Доказательством это­го должен будто бы служить таган, поставленный им на горе на острове Ольхоне, который находится на указан­ном выше озере, и на тагане большой котел, в котором лежит лошадиная голова. Хотя буряты, живущие вблизи озера Байкал и на острове Ольхон, и не подтверждают эту информацию, приведен­ное известие о владениях Чингисхана весьма вероятно, так как первые завоеванные Чингисханом земли — Ки­тай и Тангут — лежат рядом”. Может, именно там, подальше от недобрых глаз, и скрыли захоронение хана его верные соратники? Впрочем, современные историки считают эту версию неубедительной: тому, что Чингисхан был на берегах Байкала, никаких доказа­тельств не существует.

сюжет одной из легенд смерти Чингисхана - ранение в ногуКонечно же, историки не ограничивались лишь аб­страктными кабинетными рассуждениями, при воз­можности они снаряжали экспедиции, призванные най­ти могилу Чингисхана. В 1923—1926 годах на одной из вершин горного массива Ихэ-Богдо в монгольском Алтае экспедиция под руководством путешественника Петра Кузьмича Козло­ва нашла древний мавзолей, от которого открывался ро­скошный вид на сотни километров вокруг. У основания горы Хна-Кокшун в Хангае исследователи нашли руины китайского города, пролить свет на которые позволила найденная там же каменная плита, гласившая, что город был возведен в 1275 году войском Хубилая, внука Чин­гисхана, который захватил трон китайского императора. В тех краях участники экспедиции обнаружили также усыпальницу, где покоились останки тринадцати поко­лений прямых потомков Чингисхана.

А в 1950 году в Китае был возведен музей, в котором, как уверяют жители Поднебесной, находятся останки Чингисхана, найденные в северной китайской провин­ции Цинхай. Рассказы местных жителей, способные хоть немного пролить свет на эту тайну, даже по прошествии веков вызывают неподдельный интерес специалистов.

В 1990-е годы разгадывать эту загадку прошлого от­правилась монгольско-японская экспедиция. Расспросы привели ученых к 88-летнему старику из Хэнтэя, кото­рый передал им услышанный в детстве рассказ. Один тюркский полководец якобы доставил тело Чингисхана на родину. Он закопал четыре гроба в различных местах, чтобы запутать следы, а вблизи настоящей могилы по­ставил стражников. Три месяца по его указу там паслись несколько тысяч коней, затаптывая все следы захороне­ния. Потом, чтобы убедиться в результатах своей рабо­ты, подданный хана предложил награду человеку, кото­рый обнаружит могилу Чингисхана. Но найти ее так никто и не смог. Не нашли ее и монголы с японцами, хоть и использовали самую современную технику.

В 1998 году на поиски могилы Чингисхана отправи­лись бурятские исследователи во главе с Чингисом Голбоином. В группу входили геодезист-картограф и лозо­искатель. На северо-западном склоне Хамар-Дабана эта экспедиция нашла сооружение, которое сочли местом, где шаманы совершали обряды, по­клоняясь духу великого правителя. Это сооружение представляет собой пирамиду из камней разного размера и формы. Его высота составляет около 15 метров, диаметр окруж­ности — 50 метров. Вокруг простирается лесистая мест­ность, считавшаяся у монголов заповедной зоной. На этой территории были запрещены облавная охота и рас­пашка земли. Возможно, где-то тут и Чин­гисхан и похоронен …


[i] Кераиты – в то время влиятельное племя, исповедовавшее христианство

Тайное мировое правительство

Невидимая стена

Призрак девочки

Пропавшие самолеты

Храм Красной Царицы

Обнаруженный в Храме надписей саркофаг так и не был подвержен детальному анализу, как и останки того, кто в нем находился. Обычно ...


Иерусалим - город Бога

Древний город Иерусалим! Здесь каждый камень, каждое дерево, каждый дом имеет свою историю. Сам воздух пронизан невероятной энергетикой и даёт приятное ...


Зороастризм и царство Лжи

Каждый человек задумывается о том, что ждет его после смерти. К счастью, человечеству оставлен Закон Божий, в котором есть ...


Аненербе

Самая таинственная организация Третьего рейха входила в состав империи СС. Это — Аненэрбе, история которой окружена мифами. Когда нацистская ...


Древние наскальные рисунки Алтайского хребта

Русский филолог, доктор Вячеслав Зайцев представил копию одного из образцов наскальных фантастических рисунков, найденных на Алтайском хребте к югу от Ферганы. ...


Истребителей Су - 27СМ3

Компания «Сухой» поставила ВВС России 12 новых истребителей Су-27СМ3, завершив выполнение государственного оборонного заказа на 2011 год, в части, касающейся ...


Таинственная субмарина

Военный врач Рубенс Дж. Виллела находился на палубе ледокола, участвовавшего участие в военно-морских маневрах в северной Атлантике. Вместе с ...