Огонь без боли
Не все случаи хождения по огню имеют необъяснимый характер: существуют и разнообразные фокусы. В некоторых культурах используются мази, способные изолировать ноги от огня на достаточно длительное время. Но это также лишь частично объясняет данное явление. Считается, что индийские факиры владеют этими средствами, природа которых еще недостаточно изучена и во многих случаях продолжает оставаться тайной, хорошо охраняемой каждой из общин.
В остальном медленное хождение по огню должно было бы вызывать боль и ожоги. Даже если предположить, что ходящие по огню способны не чувствовать боль, то ожоги на их ступнях должны были бы все равно остаться. Это было бы логично, но многочисленные осмотры показали, что это не так: сразу после хождения по углям не остается совершенно никаких ожогов, и это говорит о существовании других объяснений данного феномена.
Хождение по огню без боли заставляет усомниться в полноте наших знаний о человеческом мозге и о силе самовнушения. Она, очевидно, намного сильнее, чем мы привыкли представлять. В состоянии гипноза, к примеру, можно убедить человека, что всякий предмет, к которому он прикасается, обжигает. Человек тут же чувствует боль, и в некоторых случаях даже возникают настоящие ожоги. Возможен ли обратный процесс? Если проследить за ходящими по огню, придется сделать вывод, что возможен.
Необходимо учесть, что многие из ритуалов проводятся в моменты состояния транса всего племени. Звук барабанов, танцы, которые соединяют людей с неизведанными зонами их организма, а также определенные многократно повторяемые словосочетания могут вводить их в измененные состояния сознания. Зачастую во время таких ритуалов используются наркотики. Надо отметить, что употребление племенем наркотиков не имеет ничего общего с их употреблением в западном мире. Для племен наркотики служат средством вхождения в измененное состояние сознания и только для этого. По их убеждению, в этот момент они видят другой мир. После принятия наркотиков, подобных пейоту или айауака, достигается состояние, подобное состоянию после медитации или других подобных техник (например, китайский цигун). Разница очевидна: использование наркотиков — несравненно более быстрый способ достижения желаемого состояния без необходимости предварительно этому обучаться.
Другие выбирают более медленный, но уверенный путь. Они с помощью собственных волевых усилий входят в состояние транса, что позволяет им осуществлять действия, подобные хождению по огню.
В наше время даже существуют различные курсы, где людей обучают хождению по огню. Как правило, изучается определенная техника, которую необходимо долго и упорно осваивать. Суть такой техники заключается в том, чтобы послать особую энергию в ноги для их защиты. Это связано с теорией энергетических полей, существующих в нашем теле, которыми мы можем управлять.
Люди, практикующие этот ритуал, заявляют, что в данном случае необходима концентрация. Они уверяют, что после прохождения длительного расстояния они теряют концентрацию и тогда они уже чувствуют жар под ногами.
Самое распространенное истолкование подобных методик, заключается в вере человека в нечто. Когда человек постигает веру, он способен входить в подобные состояния. Это зачастую называют различными понятиями: самогипнозом, концентрацией или энергетическим полем. Многие культуры использовали эти понятия в своих верованиях. Однако техники, подобные медитации и цигуну (не говоря уже о наркотических средствах), соединяют человека с существами невидимого мира. Поскольку, в силу своей греховности, человек не может свободно созерцать мир святых небесных существ, нетрудно догадаться, с кем он вступает в контакт, – зачастую не осознавая этого. В результате многолетней практики человек может убрать естественную защиту (своеобразный заслон), разделяющую наши миры, и получить доступ к неким возможностям, кажущиеся нам фантастическими. Хождение по огню является только одной из таких возможностей, но плата за такое “умение” может быть слишком высока – душа человека…