Феномен психического фото
Во время зарождения искусства фотографии были популярны разнообразные фотомонтажи, а самым эффектным считалось создание некоего сияния. Появились даже фотографии с изображением сверхъестественных существ. Большинство из них, конечно, были фальшивками, но часть из них вызывает споры и по сей день. Если фотокамера улавливает то, чего не видно, может ли она с закрытым объективом уловить то, что видит человек? Можно ли передать пленке информацию, которую видит человек?
Однажды Марсель Дарже решил показать, что сила разума настолько велика, что может экспонировать фотопластинку. Дарже утверждал, что мысль способна воздействовать на любой вид материи. Чтобы подтвердить свою гипотезу, он закрыл в матовом конверте новую неэкспонированную фотопластинку. Затем поставил перед собой бутылку, сконцентрировался и в течение часа смотрел на нее, одновременно положив ладонь на лежащую в конверте пластинку. После этого он ее проявили, – на ней оказалось изображение контура бутылки…
Эксперимент Дарже остался почти не замеченным в истории психического фото, но это был один из первых шагов в этом направлении. А в 1963 году подлинную сенсацию вызвал человек по имени Тед Сериос. Его назвали “человеком-фотоаппаратом», а его недоброжелатели называли его «пьяным комедиантом психического фото”. Сериос работал лифтером в Чикаго. Однажды он пришел в редакцию журнала «Лайф» и заявил, что имеет особые психические способности, предложив продемонстрировать их. Он поставил перед собой фотоаппарат и сконцентрировался, чтобы получить изображение. Результатом стал панорамный вид города. После этого его попросили сделать что-то подобное, и Сериос не напрягаясь, лишь немного сконцентрировавшись на образе в своем мозгу, экспонировал фотопленку. В итоге все увидели изображения королевы Англии, пирамид Египта и некоторых известных людей. Нужно сказать, что подобные способности могут проявляться в иной форме. В частности, сыщик иногда чувствует правильный путь, несмотря на отсутствие прямых доказательств.
Профессор клинической психиатрии университета Колорадо Юл Эйзенбад, узнав о способностях Теда Сериоса, заинтересовался экстрасенсом. Он пригласил его приехать в Денвер, для прохождения в университете ряда тестов. Сериос согласился, после чего подвергся сотням тестов, которые подтвердили, что экстрасенс действительно может экспонировать фотопластинку. Однако эти исследования настолько измотали Сериоса, который много лет страдал от алкоголя, что вызвали у него стресс. Тесты наскучили Теду до такой степени, что если сначала он мог экспонировать фотографии достаточно быстро, то по прошествии нескольких дней экспериментов на одну фотографию ему приходилось затрачивалось несколько часов. Недоброжелатели утверждали, что это обман, а те, кто слепо верили в него, отмечали, что неудачи экстрасенса объясняются недостатком мотивации, а также стрессом, которому он подвергся в процессе исследований. Алан Брэнд, профессор парапсихологии, отметил, что Тед Сериос теряет свои способности, поскольку недостаточно концентрируется на том, что делает. Брэнд утверждал, что способность Сериоса являлась природным даром, возникшим спонтанно, когда экстрасенс находился в спокойном состоянии, и ему не нужно было концентрироваться. Профессор отстаивал существование «психического вдохновения» и сравнивал неудачи Теда Сериоса с неудачами поэта, который не в состоянии написать стихотворение, когда ему это приходится делать в лаборатории и от него требуют, чтобы он дал полную волю своему творчеству.
Однако после этих неудачных тестов имя Теда Сериоса стали связывать с фальсификацией. Экстрасенс в конечном итоге опять запил. При этом он еще несколько раз демонстрировал свои способности, но достаточно часто заявлял, что его способности истощаются: когда он пытался сделать фотографию, то испытывал ощущение завесы, не позволяющей ему увидеть, что находится за ней. И действительно, его последние фотографии были похожи на занавески или куски драпированной ткани. В результате Тед Сериос оказался забыт.
Уже после первых демонстраций психического фото Теда Сериоса исследователи пытались выяснить, в чем же заключается обман. Они искали, что кроется за его способностью к паранормальной фотографии. На первых сеансах психической фотографии Тед просто смотрел в фотоаппарат, или располагал его объектив у себя на лбу, или укладывал на объектив ладонь. На втором этапе Тед Сериос помогал себе с помощью специального самодельного устройства, представлявшим собой пластмассовый цилиндр из свернутого в трубку куска картона. Экстрасенс пояснял, что это приспособление необходимо, чтобы пот с ладони не испачкал предмет. Исследователи предполагали, что в «приборе» экстрасенс прятал микропленки, на которых в действительности было то, что впоследствии должен был запечатлеть фотоаппарат. Но когда это устройство, подвергли анализу, – ничего подозрительного в нем не обнаружили. Мало того, известные доктора Дж. Прэтт и И. Стивенсон, исследователи паранормальной феноменологии, проанализировали более 800 фотосессий Теда Сериоса, также не нашли ничего подозрительного.
На последующих фотосессиях Тед Сериос сменил тактику и выполнял фотографии одного и того же предмета или сцены под разными углами, как будто его мозг находился в движении. Ученые удостоверились в подлинности способностей Сериоса и пришли к выводу, что обман в данном случае был исключен: для такой фальсификации нужно было бы слишком много мини-диапозитивов, чтобы получить такое количество фокусировок.