Венера-7

Спускаемый модуль "Венера-7" (макет для термовакуумных испытаний) с выпущенным парашютом. В конструкции АМС "Венера-7" были учтены данные, ...

Чтобы выдержать высокое давление, корпус спускаемого аппарата «Венеры-7» был изготовили не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как у предыдущих «Венер», а из титана с обеспечением его прочности при разрушающем внешнем давлении до 180 атмосфер. Тепловая изоляция нижней полусферы была выполнена из стеклопласта, а верхней полусферы - из стекловаты, которая заполняла ячейки стеклосот. Для уменьшения перегрузок, воздействующих на аппаратуру при соприкосновении аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационное устройство.

При входе СА в атмосферу произошел отказ телеметрического коммутатора, в результате чего на Землю передавалась только температура окружающей среды, которая изменялась от 25 до 475 градусов Цельсия, в течение всего спуска в атмосфере и нахождения аппарата на поверхности. Одновременно проводились радиоизмерения доплеровского изменения сигнала, принимаемого на Земле от спускаемого аппарата. Именно эти измерения позволили вычислить пройденный путь, привязать значения температуры к определенной высоте и зафиксировать момент касания поверхности Венеры. Они же позволили зафиксировать скачок по скорости снижения в середине спуска с 14 до 26 м/с, а затем и скорость в момент касания поверхности (16 м/с), превышающую расчетную. Вероятной причиной этого могло быть самопроизвольное срабатывание пирочеки, вызванное статическим электричеством, и отстрел парашютных стренг.

Из-за отказа телеметрического коммутатора была получена лишь информация о температуре атмосферы Венеры на участке спуска и у её поверхности. По полученным данным был выявлен адиабатический характер изменения температуры. Это позволило, используя уравнения гидростатического равновесия и газового состояния и данные измерений предыдущих станций, рассчитать распределение давления и плотности в атмосфере Венеры по высоте вплоть до поверхности. Оказалось, что давление у поверхности Венеры составляет 90±15 атмосфер, а температура - 475°±20°С.

Дата старта: 17 августа 1970 г. 08 часов 38 минут 21,745 секунды МСК. Ракета-носитель: Молния-М с разгонным блоком НВЛ. Масса КА: 1180 кг. Масса спускаемого аппарата: 500 кг. Космический аппарат Венера-7 был предназначен для доставки на поверхность Венеры спускаемого аппарата. Автоматическая станция Венера-7 явилась дальнейшим развитием станций Венера-4-6. По результатам полета станций Венера-5 и 6, которые завершили измерения на высоте 20 км над уровнем поверхности, расчетным путем были получены оценки давления и температуры на уровне средней поверхности Венеры, которые составили Т=500°С и Р=100 атмосфер.

Для проектирования спускаемого аппарата следующей экспедиции к Венере были заданы давление 150 атмосфер, а температура 540°С. В отличие от предыдущих экспедиций основной целью при запуске в 1970 году ставилась уже посадка на поверхность планеты. Поэтому в состав исходных данных вошла и скорость ветра у поверхности Венеры, которая по расчетам составила 1,5 м/с. Исходя из принятых условий, был спроектирован принципиально новый спускаемый аппарат. Он должен был выдержать давление, которое в 6 раз превышало расчетное давление для станций Венера-5 и Венера-6. При этом требовалось проработать на поверхности, то есть при максимальном давлении, не менее 30 минут. Чтобы выдержать такое давление, корпус спускаемого аппарата изготовили не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как у предыдущих Венер, а из титана с обеспечением его прочности при разрушающем внешнем давлении 180 атмосфер.

Тепловая изоляция нижней полусферы была выполнена из стеклопласта, а верхней полусферы - из стекловаты, которая заполняла ячейки стеклосот. Для уменьшения перегрузок, воздействующих на аппаратуру при соприкосновении аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационное устройство. Высокое атмосферное давление позволило заменить двухкаскадную парашютную систему на однокаскадную с рифленым парашютом конусной формы площадью 2,8 м 2. Это чуть больше, чем площадь купола тормозного парашюта на Венере-4. Изготовлен парашют был из отечественного материала стеклонитрон. Для обеспечения достаточной прочности купол парашюта изготавливался из 4 слоев ткани. После выгорания нитрона обеспечивалась воздухопроницаемость купола, гарантирующая его надежное функционирование. Соответственно была изменена и автоматика ввода парашютной системы.

Полностью был изменен состав научной аппаратуры. Кроме того, для измерения высот в диапазоне 25-1 км был установлен новый радиовысотомер. В связи с изменением состава научной аппаратуры в спускаемом аппарате и циклограммы её функционирования потребовалось увеличить и емкость аккумуляторной батареи. Вместо кадмий-никелевой была установлена свинцово-цинковая батарея. За 15 суток до подлета к Венере по команде с Земли производился ее заряд от солнечных батарей. В связи с увеличением почти на 100 кг массы спускаемого аппарата по сравнению со спускаемыми аппаратами Венеры-5,6 пришлось максимально облегчить орбитальный отсек. С него была снята вся научная аппаратура за исключением счетчика космических частиц КС 18 4М.

Результаты полета межпланетной станции Венера-7

Исследование космоса в двадцатом веке стало одним из самых важных мероприятий для всего мира. И СССР старался не только ни в чем не отставать от Запада, но даже и перегнать по достижениям США. Разработке космоса удалялось огромное внимание. Тот, кто выигрывал «битву за космос» считался ведущим в «холодной войне». Помимо гонки вооружения, изучение других планет и Вселенной стало основным в ходе соперничества. В конце 60-х – начале 70-х СССР резко вырвался вперед. Первый человек в космосе, постоянные межпланетные экспедиции и запуски межпланетных исследовательских станций.

Запуск Венеры-7 с помощью пускового механизма Молния-М. 17 августа 1970 года.

17 августа 1970 года с космодрома «Байконур» была запущена автоматическая научно-исследовательская космическая станция «Венера – 7». Ее целью было выйти на орбиту планеты Венера и изучить ее. При ее конструировании были учтены ошибки и достижения предыдущих полетов (Венера-4,5,6). Во время запуска космическую станцию считали лучшей и уникальной в своем роде. Корпус на этот раз сделали из титана, а не из алюминиево-магниевого сплава, также было установлено амортизационное устройство. За четыре месяца полета с межпланетной станцией были предприняты 124 попытки радиосвязи и через 120 суток «Венера-7» достигла планеты. Это был первый случай достижения поверхности планеты Венера. Предлагаем вспомнить еще некоторые важные достижения космической станции.

1. Аппарат совершил мягкую посадку на ночной стороне Венеры и предавал данные на Землю 53 минуты непрерывно. В счет принимается вхождение в атмосферу и мягкая посадка на планету. Около двадцати минут этого времени станция находилась на поверхности Венеры и успела передать данные о состоянии ее атмосферы.

2. Важным было получение результатов измерений температуры атмосферы планеты. Выяснилось, что она составляет 475°±20°С.

3. Используя данные предыдущих запусков и уравнение гидростатического и газового состояния, удалось вычислить атмосферное давление на Венере. Выяснилось, что давление поверхности планеты составляет 90±15 атмосфер.

К сожалению, полностью завершить миссию не удалось, помешали сбои в управлении устройством. Вслед за ней была отправлена станция «Венера-8», которая продолжила триумфальное шествие Советского Союза на просторах космоса. Более подробно с информацией об исследованиях планеты Венера можно узнать из докладов Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина.

«Венера-7» была запущена с космодрома Байконур 17 августа 1970.

2 октября и 17 ноября были проведены две успешные коррекции орбиты станции. Эти коррекции проводились с ориентацией посолнцу. Две попытки коррекции (27 и 30 сентября) с ориентацией на звезду Сириус. были неудачными.

Венера-7 – это первый в мире аппарат, совершивший мягкую посадку на Венере 17 августа 1970 года. То есть, все предыдущие аппараты снимали показания датчиков ...

15 декабря 1970 года, через 120 суток после старта, станция «Венера-7» достигла окрестностей планеты Венера. Во время аэродинамического торможения скорость аппарата относительно планеты уменьшилась с 11,5 км/с до 200 м/с. При этом максимальные перегрузки достигали 350 g.

Тормозной парашют спускаемого аппарата был введен в действие на высоте 55 км над поверхностью планеты. Внешнее давление на этой высоте составляло 0,7 атмосфер. 15 декабря 1970 года в 8 часов 34 минуты 10 секунд спускаемый аппарат станции «Венера-7» впервые в мире совершил посадку на поверхность Венеры в 2000 км от утреннего терминатора на ночной стороне.

Информация со спускаемого аппарата поступала в течение 53 минут, в том числе — 20 минут с поверхности. Во время спуска были проведены замеры температуры атмосферы, которые менялись от 25 до 475 °C на поверхности планеты.

При входе СА в атмосферу произошел отказ телеметрического коммутатора. в результате чего на Землю передавалась только температура окружающей среды в течение всего спуска в атмосфере и нахождения аппарата на поверхности.

Одновременно проводились радиоизмерения доплеровского изменения сигнала, принимаемого на Земле от спускаемого аппарата. Именно эти измерения позволили вычислить пройденный путь, привязать значения температуры к определенной высоте и зафиксировать момент касания поверхности Венеры. Они же позволили зафиксировать скачок по скорости снижения в середине спуска с 14 до 26 м/с, а затем и скорость в момент касания поверхности (16 м/с), превышающую расчетную. Вероятной причиной этого могло быть самопроизвольное срабатывание пирочеки, вызванное статическим электричеством, и отстрел парашютных стренг.

Постоянные измерения соотношения сигнал/шум принимаемого на Земле сигнала позволили зафиксировать уменьшение в момент посадки уровня сигнала почти в 30 раз. Это могло означать влияние ветра на спускаемый аппарат во время посадки или его опрокидывание.

Основная задача полёта, мягкая посадка на поверхность Венеры, была выполнена. Однако не все запланированные измерения были проведены.

Источники: znaniya-sila.narod.ru, seasonvar.ru, galspace.spb.ru, elive.com.ua, cosmo-bilyrsk.ucoz.ru

Летательные аппараты древней Индии

Проект Панкрат-11

Проклятие боярина Кучки

Призраки в обычных домах

Орландо - город фанатов Гарри Поттера

В 2010 году в США, штате Флорида, в городе развлечений Орландо был открыт необычный тематический парк - Мир Гарри Поттера. Это ...


Остров Монтекристо

В 1550-х годах известный турецкий пират Красная Борода и его последователь Драгут захватили монастырь Монтекристо и организовали в нём ...


Крутицкое Патриаршее подворье

Москва - замечательный город, в котором столько старинных, исторических мест, которые нужно посетить ради интереса и вдохновения. Те, кто побывали хоть ...


Причудливые острова Палау

Острова Палау - это достаточно новое и необычное туристическое направление. Для жителей большинства российских регионов оно остаётся малоизвестным ввиду значительной удалённости ...


Нафплион, город в Греции – столица Арголиды

На полуостровной части Пелопоннес в Греции, размещен очаровательный живописный город – Нафплион. Он является столичным городом на территории Арголиды. Город располагается примерно в ...


«Настоящая» машина времени

Роман Герберта Уэллса Машина времени, как сейчас становится понятным, внедрил в сознание многих людей идею о реальности проекта создания ...


Швейцария из окна поезда

Для тех, кто любит путешествовать в поездах, поездка в Швейцарию – идеальный вариант. Потрясающие пейзажи, открывающиеся из окна вагона, сделают ...