Автоматическая межпланетная станция Венера-15

Автоматическая межпланетная станция 2МВ-1 для посадки на поверхность планеты Венера

2 июня 1983 г. в СССР с космодрома Байконур была запущена автоматическая межпланетная станция Венера-15, а 7 июня 1983 г. ‑ аналогичная ей АМС Венера-16. Целью запуска космических аппаратов было глобальное радиолокационное картографирование поверхности Венеры.

2 июня 1983 г. в СССР с космодрома Байконур была запущена автоматическая межпланетная станция Венера-15, а 7 июня 1983 г. ‑ аналогичная ей АМС Венера-16.

Целью запуска космических аппаратов было глобальное радиолокационное картографирование поверхности Венеры. Необходимость обследовать планету из космоса с помощью радиолокатора возникла из‑за недоступности ее для оптических телескопов.

Космические аппараты были созданы Научно‑исследовательским центром имени Г.Н. Бабакина на базе станций Венера‑9 ‑ Венера‑14. Радиолокационные системы с синтезом апертуры были разработаны в ОКБ МЭИ под руководством академика Алексея Богомолова. Руководил разработкой космических аппаратов Венера‑15 и Венера‑16 Вячеслав Ковтуненко, впоследствии Генеральный конструктор НПО им. Лавочкина.

На Земле для приема и регистрации информации со спутников были оборудованы две крупнейшие в Советском Союзе радиоантенны. Одна из них, диаметром зеркала 70 м, ежедневно обеспечивала прием в Центре дальней космической связи под Евпаторией. Другая, диаметром зеркала 64 м, ‑ в Медвежьих Озерах под Москвой на радиоастрономической станции Московского энергетического института.

10 октября, после 130 суток полета, оба космических аппарата были выведены на орбиты спутников Венеры с периодом обращения 24 ч. Минимальное расстояние аппаратов от поверхности Венеры (в перицентре) составляло 1000 км и приходилось примерно на 62 северной широты. Максимальное расстояние (в апоцентре) - 66000 км. Аппараты Венера‑15 и Венера‑16 функционировали как единая космическая система.

Параметры орбит космических аппаратов Венера‑15 и Венера‑16 были выбраны таким образом, чтобы снять часть северного полушария Венеры, включающую Землю Иштар, Область Бета, Равнину Аталанты, некоторые сведения о которых были известны в результате полета орбитального аппарата Пионер‑Венера, а также полярную область к северу от широты 75, которая оставалась неисследованной.

Площадь отснятой территории составила 115 млн. км2, что составляет четвертую часть от общей площади поверхности Венеры. На полученных изображениях были видны горные хребты, кратеры, плоскогорья, складки и разломы венерианской коры. Обнаружены многочисленные результаты тектонической активности Венеры. По результатам съемки были построены карты северного полушария Венеры - издан Атлас Венеры. Советским руководством проект был признан удачным. Более детальное картографирование Венеры было позже продолжено аналогичными методами при помощи американских аппаратов проекта Магеллан.

Вес космического корабля составил 4000 кг. Через пять суток после старта корабля «Венера-15», был запущен также корабль «Венера-16». который имел точно такое же оборудование и те же задачи, что и корабль «Венера-15». Оба межпланетных корабля («Венера-15» и «Венера-16») были модификацией предыдущих кораблей «Венера-13» и «Венера-14». Вместо спускаемых аппаратов на «Венере-15» и «Венере-16» было установлено радиолокационное оборудования для обследования рельефа поверхности планеты Венера.

Корабль «Венера-15» представлял собой цилиндр высотой 5 метров и диаметром 0,6 метра. На одном конце цилиндра были укреплены две антенны. параболическая антенна, размером 1,4 метра, предназначенная для радиолокационного зондирования поверхности планеты Венера и вторая — круглая антенна радиовысотомера с диаметром 1 метр, которая предназначена для измерения высоты над поверхностью планеты Венера. Антенна радиовысотомера была закреплена неподвижно на корпусе корабля. Во время сканирования поверхности Венеры, антенна радиовысотомера была направлена вертикально вниз. Параболическая антенна, в процессе сканирования, отклонялась от оси корабля на 10°.

Обследовать из космоса поверхность планеты Венеры возможно только с помощью радиолокатора, так как Венера постоянно окутана плотными облаками.

На другом конце корабля были топливные баки и двигатели. Две прямоугольные солнечные батареи располагались с двух сторон корабля и были раскрыты в виде крыльев. Для связи с Землёй, на корабле была установлена тарелка радиоантенны (диаметр 2,6 метра).

На корабле были также установлены: Инфракрасный спектрометр Фурье, Детектор космических лучей (6 сенсоров), Детекторы солнечной плазмы.

10 октября корабль «Венера-15» достиг окрестностей планеты Венера. После торможения корабль «Венера-15» вышел на полярную орбиту вокруг планеты Венера.

24 часа. Корабль «Венера-16» был выведен на орбиту вокруг планеты Венера 14 октября. Орбита «Венеры-16» была сдвинута относительно орбиты «Венеры-15» на 4°. Два корабля, «Венера-15» и «Венера-16», работали совместно более восьми месяцев. Они получили радиолокационное изображение поверхности планеты Венера в области от северного полюса до, приблизительно, 30° северной широты, то есть, приблизительно, 25% поверхности Венеры.

АМС ВЕНЕРА - 15, 16

Вопрос о разработчике РЛБО решить не удалось. Наш постоянный партнер по радиосистемам КА – главный конструктор НИИ приборостроения, член-корреспондент АН СССР М.С.Рязанский – за это не взялся. Мы выдали техническое задание главному конструктору НПО «Элас» Г.Я.Гуськову, создателю телеметрической системы для наших КА М-69.

Эта система по своим характеристикам лет на десять опережала лучшие отечественные и зарубежные образцы. Соглашаясь разработать РЛБО, Г.Я.Гуськов называл такие сроки, которые не позволяли запустить КА в 1981 г.

Наконец, два предприятия – НПО «Комета» (генеральный конструктор – академик А.И.Савин) и ОКБ МЭИ (главный конструктор – член-корреспондент АН СССР А.Ф.Богомолов) – предложили разработать РЛБО в приемлемые сроки. Обсудив предложения с С.С.Крюковым, главным конструктором НПО им. С.А.Лавочкина, мы решили отдать предпочтение ОКБ МЭИ. НПО «Комета» было несравненно мощнее и имело большой опыт создания сложных систем, но было «отягощено» важными правительственными заданиями, которые могли помешать выполнить наш заказ в срок. Между тем небольшой, но динамичный коллектив ОКБ МЭИ не раз демонстрировал свое искусство в разработке уникальных радиотехнических систем. А.Ф.Богомолов назначил ответственным за создание РЛБО главного инженера ОКБ МЭИ Н.В.Жерихина.

Межпланетная автоматическая станция "Венера-7"

Аппаратуру радиолокатора решили разместить в специальном торовом приборном отсеке с автономной системой терморегулирования, стоящем вместо спускаемого аппарата на торце топливного бака АМС. На отсеке установили раскрывающуюся в космосе антенну РЛБО размером 1.4х6.0 м, антенны радиометра и радиовысотомера. Последний измерял высоты от поверхности Венеры с точностью ±50 м. Получение карты поверхности Венеры требовало ежесуточной передачи на Землю большого объема информации. Для этого на АМС поставили более мощный (50 Вт) передатчик и увеличили диаметр параболической антенны с 1.6 до 2.6 м. Это позволило повысить скорость передачи информации с 6 тыс до 100 тыс бит/с на дальности до 250 млн км. Для питания вновь установленной аппаратуры ввели две дополнительные секции солнечных батарей общей площадью 3 м 2.

В отличие от предыдущих станций, АМС должна была ежесуточно ориентироваться продольной осью на центр планеты и отслеживать это направление в течение сеанса картографирования, что требовало большого расхода рабочего тела системы ориентации: запас азота был увеличен с 36 кг до 114.2 кг.

АМС  «Венера-15» и «Венера‑16»  — космические аппараты, целью запуска которых было глобальное радиолокационное картографирование поверхности Венеры. Необходимость обследовать планету из космоса с помощью радиолокатора возникла из‑за недоступности её для оптических телескопов.

Космические аппараты были созданы Научно‑исследовательским центром имени Г. Н. Бабакина на базе станций «Венера‑9» ‑ «Венера‑14». Радиолокационные системы с синтезом апертуры были разработаны в ОКБ МЭИ под руководством академика Алексея Богомолова. Руководил разработкой космических аппаратов «Венера‑15» и «Венера‑16» Вячеслав Ковтуненко. впоследствии Генеральный конструктор НПО им. Лавочкина.

На Земле для приема и регистрации информации со спутников были оборудованы две крупнейшие в СССР радиоантенны. Одна из них, диаметром зеркала 70 м, ежедневно обеспечивала прием в Центре дальней космической связи под Евпаторией. Другая, диаметром зеркала 64 м, ‑ в Медвежьих Озерах под Москвой на радиоастрономической станции Московского энергетического института.

10 октября. после 130 суток полета, оба космических аппарата были выведены на орбиты спутников Венеры с периодом обращения 24 ч. Минимальное расстояние аппаратов от поверхности Венеры (в перицентре) составляло 1000 км и приходилось примерно на 62° северной широты. Максимальное расстояние (в апоцентре) — 66000 км. Аппараты «Венера‑15» и «Венера‑16» функционировали как единая космическая система.

Параметры орбит космических аппаратов «Венера‑15» и «Венера‑16» были выбраны таким образом, чтобы снять часть северного полушария Венеры, включающую Землю Иштар, Область Бета, Равнину Аталанты, некоторые сведения о которых были известны в результате полета орбитального аппарата «Пионер‑Венера», а также полярную область к северу от широты 75°, которая оставалась неисследованной.

Площадь отснятой территории составила 115 млн кв. км, что составляет четвёртую часть от общей площади поверхности Венеры. На полученных изображениях были видны горные хребты, кратеры, плоскогорья, складки и разломы венерианской коры. Обнаружены многочисленные результаты тектонической активности Венеры. По результатам съемки были построены карты северного полушария Венеры — издан Атлас Венеры. Советским руководством проект был признан удачным. Более детальное картографирование Венеры было позже продолжено аналогичными методами при помощи американских аппаратов проекта «Магеллан».

Источники: ria.ru, truthiness.ru, galspace.spb.ru, querycom.ru, newsruss.ru

Стивен Хокинг: опасные возможности искусственного интеллекта

Ядерная зима

Скачки во времени

Нью-Грейндж: гробница великанов

Храмовники

Хождение по огню

Самовозгорание человека без видимой причины, бесспорно, явля­ется тайной, однако не меньшей загадкой является невосприимчивость к огню. Во всем мире ...


Автомобиль Николы Тесла

Современные автомобили достигли значительного уровня в области аэродинамики, скоростных и тяговых характеристик. Благодаря электронике, инжекторной системе питания и многоклапанному ...


Проект Ан-325

Те, кто разбирается в самолетах, наверняка, с самого начала захочет нас поправить, и сказать, что никакого Ан-325 не существует и ...


Психометрия и интуиты

Психометрия — это психическая способность отдельных медиумов и ясновидящих, заключающаяся в способности воспринимать данные о людях, животных предметах независимо от времени ...


Кольца и перстни Третьего Рейха

Коллекционирование всегда являлось частью истории. Благодаря ему можно окунуться в прошлые века и понять, как развивалось человечество. Коллекционирование, затрагивающее ювелирные украшения, ...


Геодезия в строительстве

Представить отечественную строительную индустрию без геодезических компаний практически невозможно. Обусловлено это в первую очередь тем, что геодезические компании выполняют ...


Заброшенные дома в лесу

Как сейчас я помню тот день. Вокруг нашего поселка, где я жил, опускался на землю туман. Видимость была почти ...


Металлические двери - прочность и надежность

Не так давно импортные входные металлические двери заполоняли наш российский рынок, поскольку качество данных дверей очень высоко, и внешний вид ...


Какую дверь установить внутри помещения

В процессе строительных или ремонтных работ неизбежно возникает вопрос выбора дверей. На этот вопрос нет однозначного ответа, и все зависит от условий эксплуатации, финансовых ...