Система “Байкал”

Главная » Космические корабли будущего

Бесспорным лидером космического раздела 44-го авиакосмического салона в Ле Бурже стал технологический макет российского многоразового ускорителя (МРУ) "Байкал", представляющий собой первую ступень ракеты-носителя семейства "Ангара". "Байкал" был доставлен во Францию самолетом Ан-124-100 "Руслан" и установлен возле павильона Центра Хруничева. По мнению авторов проекта, концепция двухступенчатого средства выведения с многоразовой первой ступенью сможет обеспечить гибкость в использовании различных верхних ступеней, среди которых должны присутствовать многоразовые космические корабли.

Ракета-носитель "Ангара" и проект "Байкал"

невидимый мир: система "Байкал"Система “Байкал” является развитием проекта “Ангара”, и что особенно важно, данная система будет иметь значительно меньшие габариты и массу, чем одноступенчатая многоразовая система, обладающая сходными характеристиками по показателям масс выводимой на орбиту и доставляемой на Землю полезных нагрузок. Ракета-носитель "Ангара", снабженная системой "Байкал" открывает принципиально новый этап развития космонавтики. Общая стоимость разработки и эксплуатации подобной системы выгодно отличается от одноступенчатого носителя, так как отработка системы "по частям" будет дешевле, чем доведение до рабочего состояния более сложного одноступенчатого носителя. С точки зрения конструкторов, операция разделения двухступенчатой системы является хорошо отработанной в мировой практике процедурой и не должна потребовать значительных затрат.

Кроме того, применение многоразовой ступени для выведения одноразовых носителей может осуществляться в сочетании с одноразовыми ступенями, начинающими работу с поверхности Земли. Именно такая стратегия многоразовых ступеней-модулей заложена в основу разработок, проводимых ГКНПЦ совместно с НПО "Молния" в проекте "Байкал". Ступени-модули имеют ракетный двигатель для старта и разгона, воздушно-реактивный двигатель, поворотное крыло, органы управления, а также шасси для возвращения и посадки. Данная технология может использоваться как в виде первых ступеней легких ракет-носителей, так и для связок и навесных ускорителей в носителях среднего и тяжелого классов. Разработчиками было заявлено, что многоразовые ускорители могут быть применены не только в рамках проекта “Ангара”, но и для ракет американского и европейского производства.

По предварительным расчетам, применение системы "Байкал" на ракетах семейства "Ангара" позволит в 2-3 раза сократить расходы по выводу полезной нагрузки на орбиту.

Летные Применение системы "Байкал" в ракете-носителе "Ангара"испытания многоразового ускорителя “Байкал” предполагается провести в несколько этапов. На первом этапе "Байкал" устанавливается на фюзеляже специально оборудованного самолета-носителя ВМ-Т "Атлант". После взлета и набора высоты “Байкал” отделяется от носителя и в автономном режиме совершает посадку. На следующем этапе "Байкал" без второй ступени запускается со стартового комплекса ракеты-носителя "Ангара". И, наконец, на завершающем этапе предусматриваются запуски "Ангары А1-В" в штатной конфигурации: система “Байкал” плюс вторая ступень "Бриз-КМ".

Как было сказано ранее, многоразовый ускоритель "Байкал" универсален и может использоваться на ракетах носителях различного класса: американских шаттлах, французской Ariane 5 и ряде других носителей. На начальном этапе планируется применить “Байкал” в РН "Ангара" легкого класса. Система "Байкал" в ней будет являться первой ступенью. Однако рынок легких носителей в настоящее время не настолько велик, чтобы окупить создание столь дорогой многоразовой ступени. В начале 90-х годов предполагалось, что ракеты легкого класса будут чрезвычайно востребованы в связи с резким ростом числа малых космических аппаратов. Однако этого не произошло: число проектов подобных аппаратов в последние годы сократилось. В связи с данным обстоятельством, множества пусков ракет легкого класса не потребовалось, и тот большой ресурс, который закладывается в "Байкал" (200 полетов) в варианте легкой ракеты, скорее всего не выработается к моменту морального "старения" системы. Поэтому создание многоразового ракетного ускорителя будет оправдано только при его использовании в наиболее востребованных носителях среднего и тяжелого классов.

Перспективным развитием проекта “Ангара” является "Ангара-В" среднего и тяжелого классов. Речь здесь идет о замене боковых универсальных ракетных модулей на многоразовые ускорители "Байкал". В частности, на носителе среднего класса "Ангара?А3" планируется установить два ускорителя ("Ангара А3-В"), а на ракете-носителе тяжелого класса "Ангара-А5" заменить четыре боковых УРМ на четыре многоразовых ускорителя ("Ангара А5-В"). Рассматривается также вариант использования ускорителей на "Ангаре-А4" с кислородно-водородной второй ступенью ("Ангара А4-В"). Но использование 4 многоразовых ускорителя на одной ракете-носителе вызывает ряд проблем. При компоновке "Ангара А5-В" и "Ангара А4-В" уже потребовалось сделать складными горизонтальные хвостовые стабилизаторы у двух из четырех ускорителей, что, конечно, является усложнением системы.

Многоразовые космические системы: опыт проектов "Спираль" и "МАКС"

Центр Хруничева и НПО "Молния" разрабатывают вариант проекта запуска ракеты-носителя "Ангара", оснащенной системой "Байкал", с самолета-носителя Ан-124 "Руслан". Это очень перспективное направление, поскольку позволяет применить наработки, созданные в рамках проекта “Спираль” и подобного ему проекта “МАКС”. В рамках других перспективных исследований ГКНПЦ прорабатываются полностью многоразовые системы, состоящие из "Байкала" и многоразовой второй ступени. Однако их реализация является делом отдаленного будущего. По убеждению сотрудников Центра Хруничева, развитие технологий, подобных “Байкалу”, неизбежно приведет к созданию гиперзвуковых самолетов-носителей "космических" ступеней. В дальнейшем же такие самолеты будут оснащены эффективными комбинированными двигателями и преобразованы в полноценные одноступенчатые аэрокосмические самолеты. Они будут полностью многоразовыми средствами выведения экипажей и грузов на орбиту Земли. Но для их создания, видимо, потребуются более совершенные технологии...


Это интересно

Астронавты и тайны Луны

21 июля 1969 года астронавты впервые ступили на поверхность Луны с ее многочисленными тайнами. Космическая экспедиция в составе командира ...


Компьютерные игры будущего

За последнее десятилетие компьютерные игры совершили головокружительный рывок в развитии. Первые 3D изображения прошлого сегодня вызывают улыбку в сравнении со все ...


Пирамида Чолулы

Город Пуэбло является одним из административных центров Мексики. Однако для любителей загадок и тайн особо примечателен небольшой городок Чолула, ...


  • Храм Wat Mahabut в Бангкоке

    В верховьях реки Вилюй (Якутия) существует загадочное место, называемое местными жителями Долина смерти. Некоторые утверждают, что...

  • Призрачный город Фамагуста

    «Черный дракон» это тайное общество, действовавшее в Японии перед началом Второй мировой войны. Они осуществили ряд сис­тематических убийств выступавших за...

 

Самые читаемые

Дом Салтычихи в Москве

Некогда владение, на котором был построен дом, принадлежало Салтычихе — помещице ... Далее

Хвост у людей

Забавно, но хвост у человека есть. До определенного периода. Известно, что ... Далее

История еды древних славян

Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество болезней ... Далее

Тайна Антарктиды

В силу изолированности и суровых климатических условий ледяной континент, пожалуй, является ... Далее

© 2009-2018 Объектив-Х: Мир непознанного