Ракета-носитель “Ангара”

Еще в 1995 году в России утвержден проект по созданию нового поколения носителей для выведения в космос различных грузов с массами от 1,5 до 35 тонн. Создаваемая в рамках данного проекта ракета-носитель “Ангара” должна  прийти на смену применяемым сейчас "Протонам", "Зенитам" и т.д.

семейство ракет-носителей АнгараОсобенностью данного проекта является то, что это первая ракета, которая создана именно в России (все имеющиеся в эксплуатации ракеты разрабатывались в той или иной мере в СССР). По словам генерального директора Центра им. Хруничева Владимира Нестерова, создается универсальный космический ракетный комплекс, который позволит выводить на орбиту три класса ракет – легкие (с полезной нагрузкой до 3,5 тонн), среднего класса (до 14,6 тонн) и тяжелого класса (до 24,5 тонн). Стратегическая идея ракеты-носителя «Ангара» состоит в том, что носители разной грузоподъемности составляются из стандартных блоков-модулей с высокой степенью взаимозаменяемости. Унифицированный модуль на компонентах кислород + керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. В среднем и тяжелом варианте “Ангары” в центре конструкции располагаются баки с горючим, а баки с окислителем размещаются вокруг центральных модулей. Каждый универсальный модуль оснащается одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД 191М. РД 191М создан на базе четырехкамерного двигателя, применявшегося на ракете-носителе «Энергия», и в настоящее время применяемого двигателя ракеты-носителя «Зенит» (РД 170, 171). В составе носителей легкого класса «Ангара-1.1» и «Ангара-1.2» используется один универсальный модуль, а в составе ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-5" – уже пять.

В качестве верхних ступеней на ракете легкого класса «Ангара 1.1» применяется разгонный блок «Бриз», который прошел летные испытания в составе конверсионной ракеты-носителя «Рокот», а на ракете «Ангара 1.2» – третья ступень, создаваемая для модернизированного носителя «Союз». На данный момент ракетно-космический завод Центра им. М.В.Хруничева начал производство универсального модуля I ступени ракет-носителей семейства «Ангара». Запуск всех вариантов ракет-носителей «Ангара» будет проводиться с космодрома Плесецк с применением стартового и технического комплексов, ранее построенных для РН «Зенит». Это чрезвычайно важно для России, так как это даст ей возможность отправлять в космос грузы любой массы со своей территории. Однако отрабатываются также возможности запусков ракет-носителей «Ангара» с приэкваториальных космодромов. Для запусков с космодрома «Байконур» создаётся космический ракетный комплекс «Байтерек».

Сверхтяжелая ракета-носитель "Ангара"

Что же предполагается в перспективе? В ближайшем будущем намечено создание еще одного варианта “Ангары” – А7, способной выводить на орбиту полезный груз массой 35 тонн. Но это далеко не предел. Владимир Нестеров, в частности, рассказал о планах по созданию перспективного сверхтяжелого носителя, способного выводить на орбиту более 100 тонн (сверхтяжелым вариантом проекта "Ангара" является сверхтяжелая ракета-носитель "Амур"). Говоря о сверхтяжелой ракете-носителе, он подчеркнул: «Наша страна умеет делать очень хорошие ракеты. Наверное, здесь мы пока опережаем всех. Но первичной остается задача: что на этой ракете нужно сделать? Для чего она предназначена? Полететь на Луну, Марс? Обследовать планеты Солнечной системы, выйти за ее пределы? А наработки есть. Получим задание – сделаем». Генеральный директор подчеркнул, что прямой преемственности у новой ракеты от системы «Буран-Энергия» не будет, поскольку с тех пор, как она была создана, все-таки прошло много времени.

Вопрос о сверхтяжелом носителе, современном аналогом ракеты “Энергия”, сегодня обсуждается не случайно. России необходимо готовиться к миссиям на Луну и Марс, а в дальнейшем и другим планетам Солнечной системы. И сверхтяжелая ракета завтра будет крайне необходимой, ведь иначе разрабатываемый космический корабль "Русь" не на чем будет выводить на Лунную орбиту. Пока что на пути к ней сделан важный практический шаг – начата реализация проекта “Ангара”, но вызывает тревогу тот факт, что первый запуск предполагалось  осуществить ещё в 2005 году. По разным причинам сроки сдвигались вплоть до настоящего времени и, наконец в мае 2013 года, по сообщению заместителя генерального директора Космического центра имени Хруничева Владимира Петрика первая легкая ракета-носитель «Ангара» уже в конце мая с завода изготовителя будет направлена на космодром. Кроме того, практически завершены работы над тяжелым вариантом ракеты-носителя "Ангара", известной, как "Ангара-5", и в скором времени ракета также должна отправиться на космодром.

Остров: Пойдешь не вернешься

Исследовательский проект Радуга. Никола Тесла

Секреты зоны 51

Города-призраки США

Российский скафандр 5-го поколения

Пергам - наставник Рима

Экскурсии в Пергам организовываются как из Измира, так и с турецкого курорта Чесме. Кроме того, сюда привозят и туристов, ...


Лунный проект «Вулкан»

После отмены «Звезды» в 1974-1976 гг. советскими учеными был разработан проект "Вулкан".  Он предусматривал разработку комплекса средств для создания на Луне ...


Церковь в скале Хельсинки

Церковь в прямом смысле вырублена в гранитной скале и покрыта стеклянной крышей на металлических опорах. Одна из самых интересных достопримечательностей Хельсинки – ...


Поиски Ноева Ковчега

Ноев  Ковчег является предметом споров и дискуссий вот уже несколько тысяч лет. О месте его возможного местонахождения было высказано немало ...


Как образовалось Мертвое море

Ученые до сих пор не могут точно определить, каким образом возникло Мертвое море, однако людям верующим давно известен ответ на ...


Опровержение теории Дарвина

Акт Батлера - попытка опровержения теории Дарвина в США 10 июля 1925 г. начался судебный процесс над преподавателем, который, по сговору ...


Былина про Илью Муромца

Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой древнерусского эпоса . Как сказочный герой он ...


Безвоздушные шины

Шины, наполняемые воздухом, имеют большое количество недостатков. Выход из строя всего лишь одного колеса может создать массу неудобств, вплоть до ...


Орбитальный самолет Boeing X-37b

Попытка создать космический аппарат с самолетной посадкой не покидает инженеров ни на минуту уже многие десятилетия. Однако на данном этапе такой ...