Проект МАКС

Главная » Космические корабли будущего

В 1982 году, еще до полета системы «Буран-Энергия», Генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский, проанализировал перспективы создания авиационно-космических систем. Он обобщил опыт работы над проектом «Спираль», а также над экспериментальным беспилотным ракетопланом БОР-4 и на его основе предложил новую разработку - проект МАКС [1]. В 1988 году большой кооперацией (порядка 70 предприятий авиационной и космической промышленности СССР) был разработан эскизный проект системы МАКС, включивший в себя  220 томов.

Система МАКС

аэрокосмическая система МАКС не имеет аналогов в миреСогласно предложенной концепции система МАКС состояла из дозвукового самолета-носителя и установленной на нем орбитальной ступени с внешним топливным баком. В качестве первой ступени «МАКС» планировалось использование тяжелого самолета «Ан-225» («Мрия») или в перспективе Ан-325.

Предлагаемый проект мог быть реализован в следующих вариантах:

  1. МАКС-ОС с орбитальным самолётом и одноразовым баком;
  2. МАКС-М с беспилотным самолётом;
  3. МАКС-Т с одноразовой беспилотной второй ступенью и грузом до 18 тонн

Система могла стартовать с обычных аэродромов 1-го класса, оборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива. Что касается применения МАКС, то помимо традиционных задач вывода груза на орбиту, с помощью данной системы можно осуществлять аварийное спасение экипажей космических объектов и наземную разведку. Отсутствие привязки к космодрому делает систему чрезвычайно мобильной.

Грузоперевозка является  обязательным условием для какой либо деятельности. На Земле автотранспортные перевозки грузов являются наиболее массовыми и в большинстве случаев способны решить все поставленные задачи. Однако в космической сфере подобных перевозчиков груза пока не появилось. Это связано в первую очередь с отсутствием надежных эффективных многоразовых систем. Эту проблему во многом можно было бы решить в случае реализации проекта МАКС.

По произведенным расчётам, затраты проект МАКС (в отличие от системы “Буран-Энергия”) окупился бы через 1,5 года, дав в конечном итоге более, чем 8-кратную прибыль. Эта система уникальна, так как в мире не разработано ничего подобного. И что самое существенное, МАКС значительно дешевле ракет за счёт многократного использования самолёта-носителя (до 100 раз). Стоимость выведения груза на низкую околоземную орбиту в проекте МАКС — менее 1000 долл./кг., что не сопоставимо со стоимостью груза, выводимого современными традиционными средствами. Так, средняя стоимость выведения груза в настоящее время составляет около 8000-12 000 долл./кг, для  экономичной конверсионной ракеты-носителя «Днепр» эта цена составляет 3500 долл./кг., что, как мы видим, очень далеко от показателей проекта МАКС.

Общие характеристики системы МАКС:

  • Габариты орбитального самолета «МАКС-ОС»: длина — 19,3 метра, размах крыла — 13,3 метра, высота — 8,6 метра, масса — 27 тонн
  • Cтартовая масса системы: 620 тонн, в том числе 2-й ступени — 275 тонн
  • Полезная нагрузка, выводимая на орбиту до 400 километров: 5,8–6,6 тонны.

проект МАКС - воздушный старт орбитальной ступениМаршевая двигательная установка включает в себя два двигателя «РД-701», которые работают на трехкомпонентном топливе (жидкий водород, керосин и жидкий кислород), обеспечивая достаточную экологическую чистоту. Базовый пилотируемый вариант самолета «МАКС-ОС» имеет кабину для двух членов экипажа. Разработаны варианты самолета «МАКС-ОС» для транспортно-технического обеспечения орбитальных станций. Вариант «ТТО-1» оборудован стыковочным модулем и второй герметичной кабиной на четырех человек. Вариант «ТТО-2» предназначен для доставки в негерметичном отсеке оборудования, устанавливаемого на наружной стороне орбитальных станций. Для выведения на орбиту тяжелых (до 18 тонн) полезных нагрузок предназначена модификация «МАКС-Т», имеющая вторую беспилотную ступень одноразового применения.

Особенностью данного проекта является то, что все основные элементы системы в основе своей разработаны. Самолет «Мрия» неоднократно испытывался как транспортная платформа при дальних перевозках орбитального корабля «Буран». При максимальной взлетной массе в 600 тонн «Ан-225» может поднимать полезный груз до 250 тонн, развивая при этом скорость 850 км/ч на высоте от 9000 до 11 000 километров. Подобного самолета, разработанного в КБ Антонова, в мире ни у кого больше нет. Вторая орбитальная ступень разработана во множестве модификаций: космический самолет Челомея, проект “Буран”. Вся техника проверена на работоспособность и, вне всякого сомнения, система должна была эффективно заработать. Чтобы показать уровень данного проекта достаточно вспомнить состоявшийся в ноябре 1994 года в Брюсселе Всемирный салон изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94». Проект «МАКС» получил золотую медаль и специальный приз премьер-министра Бельгии…

Возникает только один закономерный вывод: наши политические лидеры, действующие в духе “перестройки”, не заинтересованы в лидирующем положении России в аэрокосмической сфере. А потому, как и множество подобных проектов, МАКС был закрыт.


[1] Многоразовая авиационно-космическая система


Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Мексика - полуостров Юкатан

Полуостров Юкатан площадью в 180 тыс. кв. км, находится в Центральной Америке, где разделяет собой Мексиканский залив и Карибское море. Территорияв ...


Создание лунной орбитальной станции

  Не секрет, что освоение Луны и создание на ней обитаемой базы является одним из приоритетных направлений Российской космонавтики. Однако для ...


Загадка деревни Гацьки

Гацьки - польская деревня в Бельском уезде Подляшского воеводства. Здесь есть котловина, которая возникла в результате таяния ледника. В ...


Телевизоры будущего

Очень трудно говорить о том, чего еще нет – о телевизорах будущего. Поэтому ограничимся тем, что рассмотрим телевизоры ближайшего будущего, ...


Крейсер Аврора

Крейсер «Аврора» - крейсер первого ранга , знаменит своей ролью в Великой Октябрьской революции – именно он дал холостой залп ...


 

Самые читаемые

Дом Хундертвассера

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер в 1986 году построил по заказу мэрии города Вена ... Далее

Иллюминаты - тайна просветленных

Современные иллюминаты - тайное общество, стремящееся установить Новый Мировой Порядок с мировым ... Далее

Тайны Марианской впадины - Бездна Челленджера

Начиная с открытия самого глубокого места Марианской впадины - Бездны Челленджера в ... Далее

Климатическое оружие - оружие массового поражения

Вопрос о существовании климатического оружия является закрытым. Официально ни одна страна мира ... Далее

© 2009-2017 Объектив-Х: Мир непознанного