Проект МАКС

В 1982 году, еще до полета системы «Буран-Энергия», Генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский, проанализировал перспективы создания авиационно-космических систем. Он обобщил опыт работы над проектом «Спираль», а также над экспериментальным беспилотным ракетопланом БОР-4 и на его основе предложил новую разработку - проект МАКС [1]. В 1988 году большой кооперацией (порядка 70 предприятий авиационной и космической промышленности СССР) был разработан эскизный проект системы МАКС, включивший в себя  220 томов.

Система МАКС

аэрокосмическая система МАКС не имеет аналогов в миреСогласно предложенной концепции система МАКС состояла из дозвукового самолета-носителя и установленной на нем орбитальной ступени с внешним топливным баком. В качестве первой ступени «МАКС» планировалось использование тяжелого самолета «Ан-225» («Мрия») или в перспективе Ан-325.

Предлагаемый проект мог быть реализован в следующих вариантах:

  1. МАКС-ОС с орбитальным самолётом и одноразовым баком;
  2. МАКС-М с беспилотным самолётом;
  3. МАКС-Т с одноразовой беспилотной второй ступенью и грузом до 18 тонн

Система могла стартовать с обычных аэродромов 1-го класса, оборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива. Что касается применения МАКС, то помимо традиционных задач вывода груза на орбиту, с помощью данной системы можно осуществлять аварийное спасение экипажей космических объектов и наземную разведку. Отсутствие привязки к космодрому делает систему чрезвычайно мобильной.

По произведенным расчётам, затраты проект МАКС (в отличие от системы “Буран-Энергия”) окупился бы через 1,5 года, дав в конечном итоге более, чем 8-кратную прибыль. Эта система уникальна, так как в мире не разработано ничего подобного. И что самое существенное, МАКС значительно дешевле ракет за счёт многократного использования самолёта-носителя (до 100 раз). Стоимость выведения груза на низкую околоземную орбиту в проекте МАКС — менее 1000 долл./кг., что не сопоставимо со стоимостью груза, выводимого современными традиционными средствами. Так, средняя стоимость выведения груза в настоящее время составляет около 8000-12 000 долл./кг, для  экономичной конверсионной ракеты-носителя «Днепр» эта цена составляет 3500 долл./кг., что, как мы видим, очень далеко от показателей проекта МАКС.

Общие характеристики системы МАКС:

  • Габариты орбитального самолета «МАКС-ОС»: длина — 19,3 метра, размах крыла — 13,3 метра, высота — 8,6 метра, масса — 27 тонн
  • Cтартовая масса системы: 620 тонн, в том числе 2-й ступени — 275 тонн
  • Полезная нагрузка, выводимая на орбиту до 400 километров: 5,8–6,6 тонны.

проект МАКС - воздушный старт орбитальной ступениМаршевая двигательная установка включает в себя два двигателя «РД-701», которые работают на трехкомпонентном топливе (жидкий водород, керосин и жидкий кислород), обеспечивая достаточную экологическую чистоту. Базовый пилотируемый вариант самолета «МАКС-ОС» имеет кабину для двух членов экипажа. Разработаны варианты самолета «МАКС-ОС» для транспортно-технического обеспечения орбитальных станций. Вариант «ТТО-1» оборудован стыковочным модулем и второй герметичной кабиной на четырех человек. Вариант «ТТО-2» предназначен для доставки в негерметичном отсеке оборудования, устанавливаемого на наружной стороне орбитальных станций. Для выведения на орбиту тяжелых (до 18 тонн) полезных нагрузок предназначена модификация «МАКС-Т», имеющая вторую беспилотную ступень одноразового применения.

Особенностью данного проекта является то, что все основные элементы системы в основе своей разработаны. Самолет «Мрия» неоднократно испытывался как транспортная платформа при дальних перевозках орбитального корабля «Буран». При максимальной взлетной массе в 600 тонн «Ан-225» может поднимать полезный груз до 250 тонн, развивая при этом скорость 850 км/ч на высоте от 9000 до 11 000 километров. Подобного самолета, разработанного в КБ Антонова, в мире ни у кого больше нет. Вторая орбитальная ступень разработана во множестве модификаций: космический самолет Челомея, проект “Буран”. Вся техника проверена на работоспособность и, вне всякого сомнения, система должна была эффективно заработать. Чтобы показать уровень данного проекта достаточно вспомнить состоявшийся в ноябре 1994 года в Брюсселе Всемирный салон изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94». Проект «МАКС» получил золотую медаль и специальный приз премьер-министра Бельгии…

Возникает только один закономерный вывод: наши политические лидеры, действующие в духе “перестройки”, не заинтересованы в лидирующем положении России в аэрокосмической сфере. А потому, как и множество подобных проектов, МАКС был закрыт.


[1] Многоразовая авиационно-космическая система

Храм Кайлаш

Терракотовая армия Китая

Проект МРКС-1

Локнянская поляна

Отсутствие сна

Многим известно понятие летаргический сон, однако менее знакомо полное отсутствие сна. В медицине такое явление  называется колестита хроническаяЭто чрезвычайно редкое явление, ...


Тайна Аристотеля Фиораванти

Карьера Аристотеля началась блестяще. С 1447 года продолжал работы отца, вместе с дядей-архитектором работал над рядом сложных инженерно-строительных проектов. ...


Сопровождение Су-30см ракетоносцев Ту-160

Экипажи стратегических ракетоносцев Ту-160 Военно-воздушных сил выполнили полеты с дозаправкой в воздухе в ночное время в сложных метеоусловиях. Ювелирная работа экипажей ...


Как научиться вставать рано с утра

Подниматься рано утром очень удобно. Нам нужно всегда как можно больше времени, кроме всего прочего, регулярно есть много дел, ...


Основные достопримечательности США

На востоке США наблюдается странный необъяснимый до сих пор феномен. Здесь можно услышать, как поют Звенящие скалы.Местные жители называют эти ...


Пророческие романы Жюля Верна

«Пять недель на воздушном шаре» является первым романом Жюля Верна, и опубликован в 1863 году. Последнее произведение фантаста увидело ...


Кюсю - страна девяти провинций

На севере острова Кюсю развита промышленность, а на юге, напротив, преобладает сельское хозяйство. Во многих местах рисоводы по-прежнему используют традиционный метод ...