Проект МАКС

В 1982 году, еще до полета системы «Буран-Энергия», Генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский, проанализировал перспективы создания авиационно-космических систем. Он обобщил опыт работы над проектом «Спираль», а также над экспериментальным беспилотным ракетопланом БОР-4 и на его основе предложил новую разработку - проект МАКС [1]. В 1988 году большой кооперацией (порядка 70 предприятий авиационной и космической промышленности СССР) был разработан эскизный проект системы МАКС, включивший в себя  220 томов.

Система МАКС

аэрокосмическая система МАКС не имеет аналогов в миреСогласно предложенной концепции система МАКС состояла из дозвукового самолета-носителя и установленной на нем орбитальной ступени с внешним топливным баком. В качестве первой ступени «МАКС» планировалось использование тяжелого самолета «Ан-225» («Мрия») или в перспективе Ан-325.

Предлагаемый проект мог быть реализован в следующих вариантах:

  1. МАКС-ОС с орбитальным самолётом и одноразовым баком;
  2. МАКС-М с беспилотным самолётом;
  3. МАКС-Т с одноразовой беспилотной второй ступенью и грузом до 18 тонн

Система могла стартовать с обычных аэродромов 1-го класса, оборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива. Что касается применения МАКС, то помимо традиционных задач вывода груза на орбиту, с помощью данной системы можно осуществлять аварийное спасение экипажей космических объектов и наземную разведку. Отсутствие привязки к космодрому делает систему чрезвычайно мобильной.

По произведенным расчётам, затраты проект МАКС (в отличие от системы “Буран-Энергия”) окупился бы через 1,5 года, дав в конечном итоге более, чем 8-кратную прибыль. Эта система уникальна, так как в мире не разработано ничего подобного. И что самое существенное, МАКС значительно дешевле ракет за счёт многократного использования самолёта-носителя (до 100 раз). Стоимость выведения груза на низкую околоземную орбиту в проекте МАКС — менее 1000 долл./кг., что не сопоставимо со стоимостью груза, выводимого современными традиционными средствами. Так, средняя стоимость выведения груза в настоящее время составляет около 8000-12 000 долл./кг, для  экономичной конверсионной ракеты-носителя «Днепр» эта цена составляет 3500 долл./кг., что, как мы видим, очень далеко от показателей проекта МАКС.

Общие характеристики системы МАКС:

  • Габариты орбитального самолета «МАКС-ОС»: длина — 19,3 метра, размах крыла — 13,3 метра, высота — 8,6 метра, масса — 27 тонн
  • Cтартовая масса системы: 620 тонн, в том числе 2-й ступени — 275 тонн
  • Полезная нагрузка, выводимая на орбиту до 400 километров: 5,8–6,6 тонны.

проект МАКС - воздушный старт орбитальной ступениМаршевая двигательная установка включает в себя два двигателя «РД-701», которые работают на трехкомпонентном топливе (жидкий водород, керосин и жидкий кислород), обеспечивая достаточную экологическую чистоту. Базовый пилотируемый вариант самолета «МАКС-ОС» имеет кабину для двух членов экипажа. Разработаны варианты самолета «МАКС-ОС» для транспортно-технического обеспечения орбитальных станций. Вариант «ТТО-1» оборудован стыковочным модулем и второй герметичной кабиной на четырех человек. Вариант «ТТО-2» предназначен для доставки в негерметичном отсеке оборудования, устанавливаемого на наружной стороне орбитальных станций. Для выведения на орбиту тяжелых (до 18 тонн) полезных нагрузок предназначена модификация «МАКС-Т», имеющая вторую беспилотную ступень одноразового применения.

Особенностью данного проекта является то, что все основные элементы системы в основе своей разработаны. Самолет «Мрия» неоднократно испытывался как транспортная платформа при дальних перевозках орбитального корабля «Буран». При максимальной взлетной массе в 600 тонн «Ан-225» может поднимать полезный груз до 250 тонн, развивая при этом скорость 850 км/ч на высоте от 9000 до 11 000 километров. Подобного самолета, разработанного в КБ Антонова, в мире ни у кого больше нет. Вторая орбитальная ступень разработана во множестве модификаций: космический самолет Челомея, проект “Буран”. Вся техника проверена на работоспособность и, вне всякого сомнения, система должна была эффективно заработать. Чтобы показать уровень данного проекта достаточно вспомнить состоявшийся в ноябре 1994 года в Брюсселе Всемирный салон изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94». Проект «МАКС» получил золотую медаль и специальный приз премьер-министра Бельгии…

Возникает только один закономерный вывод: наши политические лидеры, действующие в духе “перестройки”, не заинтересованы в лидирующем положении России в аэрокосмической сфере. А потому, как и множество подобных проектов, МАКС был закрыт.


[1] Многоразовая авиационно-космическая система

Тайная власть масонов

Киборги будущего

Свечение могил

Адрианов вал

Новые процессоры от IBM будут анализировать человеческий мозг в реальном времени

Клад Наполеона

1812 год. Наполеон, покидая сожженную Москву, приказывает уложить в два обоза свои трофеи, награбленные в древней столице России, золото, ...


Револьверы мира

Револьверы системы Нагана появились в России в конце XIX века и были довольно широко распространены как боевое оружие. С распространением самозарядных ...


Самые большие морские свинки

Морские свинки - это грызуны семейства свинковых, имеющие довольно скромные размеры. Однако их близкие родственники, капибары, могут вырастать до 140 ...


Пирамиды на плато Гиза

Древние пирамиды на плато Гиза в Египте является одними из самых грандиозных сооружений в мире. Основу комплекса сооружений составляют ...


3D принтер строит дом

В Южной Калифорнии изобрели здоровенный 3д принтер Contour Crafting, который позволит печатать целые дома. Причем специальные приспособления позволяют не ...


Создание искусственного интеллекта

Уже многие десятилетия, не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых волнует проблема: возможно ли создание искусственного интеллекта? На заре кибернетики перспективы ...


Доступные способы преображения интерьера

Философия комфорта подталкивает обывателя к поискам оригинальных решений в обустройстве жилища. Любая интерьерная стилистика, по истечению определенного промежутка времени, потеряет ...


Древний город Петра 

В древности Петра была столицей Идумеи, а затем Набатеи. Старинный город, вырубленный в скальных породах более двух тысяч лет назад, ...


Мексика - полуостров Юкатан

Полуостров Юкатан площадью в 180 тыс. кв. км, находится в Центральной Америке, где разделяет собой Мексиканский залив и Карибское море. ...