Проект “Буран”: будущее, которое не наступило

Аэро-космический комплекс - проект БуранПроект "Буран" стартовал в 1976 году. В США тогда закрыли программу тяжелых ракет и орбитальных станций и поспешно создавали "Спейс Шаттл". Испуганный таким поворотом дел Брежнев приказал остановить работы по ракете "Вулкан", являвшейся в 4 раза мощнее "Протона" и достигала Луны, и дал новую команду: догонять Соединенные Штаты по многоразовым кораблям. Так, собственно, и появился проект "Буран".

Первый старт шаттла "Колумбия" состоялся 12 апреля 1981 года. Бесспорно, в руках НАСА находилась бесценная помощь. Они располагали документацией по немецким аппаратам Зенгера и Бредта, а создатель ракеты "Фау-2" Вернер фон Браун вообще возглавлял многие программы США. Кроме того, от острова Пасхи до Марокко, американцы располагали сетью посадочных полос для шаттла. У "Бурана" было три полосы - в Крыму, у озера Ханка на Дальнем Востоке и аэродром "Юбилейный" на Байконуре. Уже одно это обстоятельство требовало принципиальных отличий двух проектов по энерговооруженности, двигателям и по топливу. Несмотря на внешнее сходство, конструкции принципиально отличаются. Прежде всего система "Спейс Шаттл" - это монолитный блок, который предназначен только для подъема космического челнока. Космический самолет "Буран" же стартовал на самой мощной в мире ракете "Энергия", которую можно использовать самостоятельно для любых грузов. Другими словами, система "Буран-Энергия" состоит из двух независимых составляющих. Двигатели “Энергии” работали на жидком кислород-керосиновом и на кислород-водородном топливе, –  у американцев же первая ступень (погубившая "Челленджер") работала на твердом топливе. Ступени “Энергии” включались поочередно, у американцев же все вспыхивало с первой секунды (возможно, этот факт и стал причиной гибели "Колумбии"). И, что самой замечательной особенностью проекта "Буран" было следующее: наш космический корабль был способен летать в беспилотном режиме, что является само по себе чрезвычайно сложной задачей. Летный ресурс этого космического самолета достигал 100 орбитальных полетов.

Следует отметить, что остановка проекта “Буран” не является чем-то отдельно взятым. Система создавалась для большой страны с эффективно работающей экономикой и смелой космической программой. А структурная неэффективность экономики уже тогда давала сбой. Слишком много ведомств отвечало за корабль, рвали его на части. Дряхлеющее руководство Советского Союза уже подумывало о разделе будущих сфер влияния. Собрать в единую команду сотни предприятий, КБ и институтов, разбросанных по распадающемуся государству, оказалось уже невозможно…

Сан-Жи – город призрак

Эсминец Элдридж

Тайна левитации Иосифа Купертинского

Места силы Эльбруса – в поисках абсолютного оружия

Интересное об Австралии

1. Австралийцы по законодательству обязаны голосовать на выборах. Австралийскому гражданину, не явившемуся на выборы без уважительной причины, грозит штраф. 2. ...


Мертвое море

О том, что Мертвое море не является морем знают все. Морем его может считать Израиль. Площадь этого соленого озера - ...


Полезные для здоровья продукты питания

Организм человека способен легко адаптироваться к любым условиям, однако не нужно рисковать, подвергая его всяческими экспериментами. Три основополагающие элементы здоровья ...


Сокровища гетмана Мазепы

Гетман Иван Степанович Мазепа — один из наиболее загадочных и противоречивых деятелей украинской истории. Он являлся полководцем, дипломатом, поэтом и ...


Лобное место на Красной площади

В Москве на Красной площади находится интересная трибуна, окружённая каменной оградой — это уникальный памятник древнерусской архитектуры, известный как Лобное место Сегодня ...


Будущее аккумуляторных технологий

В настоящее время одной из самых больших проблем, препятствующих широкому распространению полностью электрических и гибридных автомобилей, заключается в их аккумуляторных батареях. ...


Мыс Фиолент

Фиолент - мыс в юго-западной части Крыма, между Балаклавой и Севастополем. У мыса существует и несколько других древних названий - Святого ...