Перспективный одноступенчатый космический самолет России

M-19 В.М.Мясищева

Исследования тенденций развития и возможностей создания отечественных многоразовых средств выведения проводятся в соответствии с Государственной космической программой в рамках научно-исследовательской и экспериментальной работы «Орел», выполняемой по заказу Российского космического агенства. С 1993 по 1996 работы по теме «Орел» велись в ЦНИИ машиностроения, ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, Исследовательском центре им. М.В.Келдыша, ЦИАМ им. П.И. Баранова и др. Проведенные в ЦНИИМаш параметрические расчеты и сравнительный анализ полностью многоразовых одно- и двухступенчатого носителей с различными двигателями показали, что при снижении сухой массы ЛА примерно на 30% по сравнению со «Спейс шаттлом» или системой «Энергия-Буран» одноступенчатый носитель грузоподъемностью 10-20 тонн должен иметь преимущества перед двухступенчатыми той же массы как по затратам на разработку, так и по удельной стоимости выведения.

Среди выдвинутых проектов одноступенчатых воздушно-космических самолетов были Ту-2000, МиГ-2000 и модификации крылатого аппарата «Нева». 

МиГ-2000 - беспилотный ОВКС со взлетным весом 300 тонн, который должен был выводить полезную  нагрузку до 9 тонн на орбиту 200 км с наклонением 51°.  После разгона ускорителем до М=0,8, ПВРД с дозвуковым горением обеспечивал дальнейший разгон до М=5. В качестве ракетного топлива должен был использоваться переохлажденный водород и жидкий кислород. При возращении был возможен боковой маневр до 3000 км.

Предпочтение было отдано проекту Ту-2000.

В России создали перспективный двигатель для воздушно-космического самолета

Двигатель для перспективного воздушно-космического самолета, который будет применяться как в Вооруженных силах РФ, так и в гражданской сфере, создали в серпуховском филиале Военной академии РВСН имени Петра Великого.

Комбинированный воздушно-ракетный двигатель с прямоточной камерой пульсирующего горения, форкамерой и системой воздушного запуска создан для обеспечения возможности работы двигательной установки как в атмосфере, так и в космическом пространстве. Перспективный самолет с таким двигателем может с большей выгодой доставлять грузы на орбитальные станции, отметил собеседник агентства.

— Решена задача создания комбинированной силовой установки летательного аппарата для перевода двигателя с воздушного режима работы при полете в атмосфере на ракетный — в космическом пространстве. Двигатель включает силовую установку, работающую на двух контурах — воздушном и ракетном, — пояснил представитель академии в ходе выставки «День инноваций Минобороны РФ — 2015».

Принцип работы, по его словам, таков:

- Самолет патрулирует воздушное пространство, взлетает с обычного аэродрома, дальше получает команду на отработку в космосе, например перехват боевых блоков, уничтожение целей, выходит в космическое пространство, там отрабатывает и возвращается в атмосферу.

Представитель академии отметил, что самого воздушно-космического самолета пока еще нет, сначала для него создают двигатель, а потом запустят в работу саму машину:

- Проект этой модели был разослан в ведущие российские организации, были получены отзывы и замечания. Два завода уже берутся сделать опытный образец в натуральную величину.

НПО «Молния» ведет сейчас разработку НИРа по гиперзвуковому воздушно-космическому самолету, но у них нет двигательной установки, мы пытаемся с ними начать проводить научную работу вместе".

По его словам, размерность двигателя будет зависеть от стартовой массы самолета и полезной нагрузки, которую он понесет.

Представленная на «Дне инноваций» модель — действующая, она прошла огневые испытания — работоспособность агрегата доказана.

В силовой установке на воздушном режиме использовалось керосиновое топливо, а для космоса — метан и газообразный кислород. Задач делать двигатель с экологически чистым топливом пока не стоит, так как будущий летательный аппарат возвращаемый, многоразовый и не будет иметь проблем с отработанными ступенями, как у обычных космических ракет.

По предварительным оценкам академии, стоимость созданного двигателя — 90 миллионов рублей, тогда как жидкостные ракетные двигатели на ракету с одной ступенью стоят порядка 120–140 миллионов. Таким образом, установка выходит гораздо выгоднее как по собственной стоимости, так и с учетом многоразового ее использования.

 

Одноступенчатый воздушно-космический самолет «Нева»

На базе концепции «Аякс» сотрудниками Научно-исследовательского предприятия гиперзвуковых систем разработано целое семейство гиперзвуковых летательных аппаратов «Нева», предназначенных для транспортировки полезных грузов на дальние расстояния или на орбиту.

Среди них — многоцелевой гиперзвуковой самолет «Нева» для метеорологических и астрофизических исследований, геологической разведки, экологического контроля и даже для генерации озона; легкий административный аппарата «Нева»; гиперзвуковые самолеты «Нева-М1», «Нева-М6», «НеваМ7» для транспортных операций; гиперзвуковой гражданский самолет «Нева-7А» для перевозки 77 пассажиров и 4 членов экипажа со скоростью 15000 км/час.

Характеристики многоцелевого гиперзвукового самолета «Нева»: взлетная масса — 200 тонн, масса полезной нагрузки — 10 тонн, максимальная скорость — 4000 м/с, максимальная высота — 36 километров, дальность — 10 000 километров.

Характеристики гиперзвукового транспортного самолета «Нева-М1»: взлетная масса — 390 тонн, масса полезной нагрузки — 10 тонн, максимальная скорость — 4600 м/с, максимальная высота — 36 километров, дальность — 12 000 километров.

Особый интерес для нас представляет воздушно-космический самолет «Нева». Его характеристики таковы: взлетная масса — 364 тонны, масса полезной нагрузки, выводимой на орбиту , — 3 тонны, масса подвесных топливных баков — 37 тонн, максимальная скорость полета на высоте 100 километров — 7500 м/с.

Вполне естественно, что концепция «Аякс» имеет не только сторонников, но и противников. Многим отечественным специалистам представляется достаточно спорной рациональность и эффективность технического исполнения вышеперечисленных нововведений. До настоящего времени ни одно из них не получило признания. Финансовая поддержка проекта со стороны государства также отсутствует.

Реактивные самолеты будущего

В результате создание гиперзвуковых летательных аппаратов типа «Нева» в обозримом будущем представляется маловероятным.

Россия хочет создать космический самолёт

Россия хочет построить воздушно-космический самолет. Уже на выставке "День инноваций Минобороны РФ – 2015" была представлена действующая модель двигателя для перспективного воздушно-космического самолета. Двигатель разработан в Серпуховском филиале Военной академии Ракетных войск стратегического назначения.

Особенностью новой двигательной установки является ее способность работать и в космосе, и в атмосфере. Воздушно-космический самолет, снабженный подобным комбинированным воздушно-ракетным двигателем с прямоточной камерой пульсирующего действия, форсажной камерой и системой воздушного запуска, может неоднократно выходить в космическое пространство, а взлетать с обычного аэродрома.

При создании двигателя для воздушно-космического самолета была решена основная задача по переключению установки с воздушного режима на ракетный . В воздушном режиме двигатель использует в качестве горючего керосин, а в ракетном режиме – смесь метана с кислородом.

Стоимость двигателя по предварительным оценкам специалистов составит около 90 миллионов рублей. К примеру, стоимость ЖРД для одноступенчатых ракет одноразового использования составляет 120-140 миллионов рублей. Поэтому разработка воздушно-космического самолета намного выгоднее не только из-за возможности многоразового использования, но и с учетом стоимости двигательной установки.

Надо отметить, что самого летательного аппарата еще нет, поскольку для его разработки сначала необходимо было создать двигатель. Но поскольку двигатель теперь практически имеется, то и до создания ВКС, над которым работают в НПО "Молния", уже недалеко.

На выставке ученые представили только проект модели новой двигательной установки, которая уже успешно прошла огневые испытания. Опытный образец, размеры и мощность которого будут определяться стартовой массой и полезной нагрузкой ВКС, может быть построен в ближайшее время, и уже два российских завода выразили готовность воплотить эту разработку в жизнь.

Подготовлен проект космического корабля, который сможет обойтись без ракет-носителей

Сейчас для вывода грузов и космонавтов на орбиту используются ракеты-носители с отделяемыми ступенями. И не первый год разрабатываются проекты, в рамках которых можно было бы использовать «обычные» самолеты. Конечно, существуют корабли многоразового использования, к примеру, американский «Спэйс Шаттл», но задумка российского конструктора и автора проекта несколько интереснее.

За авторством проекта стоит отечественный конструктор Владимир Денисов, согласно его проекту, новый космический корабль сможет обойтись без привычных ракет-носителей. Базой для такого решения может стать суборбитальный самолет МГ-19. МГ-19 — это один из нереализованных советских проектов, добравшихся до стадии прототипа. Интересным является то, что для создания тяги на корабле конструкцией предусмотрены как ракетные двигатели, так и находящаяся на борту ядерная установка. Естественно, проект был доработан с учетом современных реалий и модифицирован для совершения как грузовых, так и пассажирских перевозок. 

По подсчетам специалистов, такой космический корабль в производстве и эксплуатации обойдется дешевле любых существующих аналогов, а использовать его можно для совершения длительных полетов на Луну или Марс. Для дозаправки используются специальные космические заправщики, которые также описаны в докладе изобретателя. В данный момент проект находится на рассмотрении, а сроки начала работ по его реализации на данный момент тоже не известны.

Источники: universal_ru_en.academic.ru, rusplane.ru, professionali.ru, www.seti-ceti.ru, arsenal-info.ru, www.yaplakal.com

Вторжение духов зла

Религия вуду

Древние подземные тоннели

Оружие древних цивилизаций

Багровый туман

Дух дома

В народе издавна верят в неких существ, которые незримо находятся рядом с человеком. Одни бывают злыми и их нужно остерегаться, ...


Многоженство у мусульман

Необходимо отметить, что многоженство – не обязанность, а дозволенное решение, которое позволяет разрешить множество моральных и социальных проблем в обществе. ...


Тинмут Электрон

Исчезновение судов в районе Бермудского треугольника часто связывают с их износом. Во всяком случае, такое мнение нельзя не учитывать в случае, ...


Самый лучший зоопарк в мире

А зачем посещать заведения в которых несчастных животных держат в клетках? Если достаточно денег чтобы колесить по миру для посещения ...


Остров сокровищ Робинзона Крузо

Место действия известного приключенческого роман «Остров сокровищ» можно отнести к различным местам планеты, поскольку таковых на карте действительно немало. ...


Космический самолет Челомея

Многоразовые космические аппараты, способные осуществлять старт с Земли и садиться, как самолет, являются предметом разработок ведущих космических держав уже ...


Неопознанные подводные объекты

5 февраля 1964 г неопознанный подводный объект стал причиной гибели американской яхты "Хатти Д". Хотя она и была переделана из военного ...


Феникс-3

Филадельфийский эксперимент - тайна XX века Начиная с 1979 года участники Монтаукского проекта приступили к реализации завершающего этапа, ставившего задачу завершить филадельфийский эксперимент. ...


Аномальные зоны в Кировской области

В Кировской области, как и во многих других регионах страны, есть аномальные зоны, отличающиеся паранормальными явлениями. Одним из наиболее известных мистических ...