Перспективный одноступенчатый космический самолет России

M-19 В.М.Мясищева

Исследования тенденций развития и возможностей создания отечественных многоразовых средств выведения проводятся в соответствии с Государственной космической программой в рамках научно-исследовательской и экспериментальной работы «Орел», выполняемой по заказу Российского космического агенства. С 1993 по 1996 работы по теме «Орел» велись в ЦНИИ машиностроения, ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, Исследовательском центре им. М.В.Келдыша, ЦИАМ им. П.И. Баранова и др. Проведенные в ЦНИИМаш параметрические расчеты и сравнительный анализ полностью многоразовых одно- и двухступенчатого носителей с различными двигателями показали, что при снижении сухой массы ЛА примерно на 30% по сравнению со «Спейс шаттлом» или системой «Энергия-Буран» одноступенчатый носитель грузоподъемностью 10-20 тонн должен иметь преимущества перед двухступенчатыми той же массы как по затратам на разработку, так и по удельной стоимости выведения.

Среди выдвинутых проектов одноступенчатых воздушно-космических самолетов были Ту-2000, МиГ-2000 и модификации крылатого аппарата «Нева». 

МиГ-2000 - беспилотный ОВКС со взлетным весом 300 тонн, который должен был выводить полезную  нагрузку до 9 тонн на орбиту 200 км с наклонением 51°.  После разгона ускорителем до М=0,8, ПВРД с дозвуковым горением обеспечивал дальнейший разгон до М=5. В качестве ракетного топлива должен был использоваться переохлажденный водород и жидкий кислород. При возращении был возможен боковой маневр до 3000 км.

Предпочтение было отдано проекту Ту-2000.

В России создали перспективный двигатель для воздушно-космического самолета

Двигатель для перспективного воздушно-космического самолета, который будет применяться как в Вооруженных силах РФ, так и в гражданской сфере, создали в серпуховском филиале Военной академии РВСН имени Петра Великого.

Комбинированный воздушно-ракетный двигатель с прямоточной камерой пульсирующего горения, форкамерой и системой воздушного запуска создан для обеспечения возможности работы двигательной установки как в атмосфере, так и в космическом пространстве. Перспективный самолет с таким двигателем может с большей выгодой доставлять грузы на орбитальные станции, отметил собеседник агентства.

— Решена задача создания комбинированной силовой установки летательного аппарата для перевода двигателя с воздушного режима работы при полете в атмосфере на ракетный — в космическом пространстве. Двигатель включает силовую установку, работающую на двух контурах — воздушном и ракетном, — пояснил представитель академии в ходе выставки «День инноваций Минобороны РФ — 2015».

Принцип работы, по его словам, таков:

- Самолет патрулирует воздушное пространство, взлетает с обычного аэродрома, дальше получает команду на отработку в космосе, например перехват боевых блоков, уничтожение целей, выходит в космическое пространство, там отрабатывает и возвращается в атмосферу.

Представитель академии отметил, что самого воздушно-космического самолета пока еще нет, сначала для него создают двигатель, а потом запустят в работу саму машину:

- Проект этой модели был разослан в ведущие российские организации, были получены отзывы и замечания. Два завода уже берутся сделать опытный образец в натуральную величину.

НПО «Молния» ведет сейчас разработку НИРа по гиперзвуковому воздушно-космическому самолету, но у них нет двигательной установки, мы пытаемся с ними начать проводить научную работу вместе".

По его словам, размерность двигателя будет зависеть от стартовой массы самолета и полезной нагрузки, которую он понесет.

Представленная на «Дне инноваций» модель — действующая, она прошла огневые испытания — работоспособность агрегата доказана.

В силовой установке на воздушном режиме использовалось керосиновое топливо, а для космоса — метан и газообразный кислород. Задач делать двигатель с экологически чистым топливом пока не стоит, так как будущий летательный аппарат возвращаемый, многоразовый и не будет иметь проблем с отработанными ступенями, как у обычных космических ракет.

По предварительным оценкам академии, стоимость созданного двигателя — 90 миллионов рублей, тогда как жидкостные ракетные двигатели на ракету с одной ступенью стоят порядка 120–140 миллионов. Таким образом, установка выходит гораздо выгоднее как по собственной стоимости, так и с учетом многоразового ее использования.

 

Одноступенчатый воздушно-космический самолет «Нева»

На базе концепции «Аякс» сотрудниками Научно-исследовательского предприятия гиперзвуковых систем разработано целое семейство гиперзвуковых летательных аппаратов «Нева», предназначенных для транспортировки полезных грузов на дальние расстояния или на орбиту.

Среди них — многоцелевой гиперзвуковой самолет «Нева» для метеорологических и астрофизических исследований, геологической разведки, экологического контроля и даже для генерации озона; легкий административный аппарата «Нева»; гиперзвуковые самолеты «Нева-М1», «Нева-М6», «НеваМ7» для транспортных операций; гиперзвуковой гражданский самолет «Нева-7А» для перевозки 77 пассажиров и 4 членов экипажа со скоростью 15000 км/час.

Характеристики многоцелевого гиперзвукового самолета «Нева»: взлетная масса — 200 тонн, масса полезной нагрузки — 10 тонн, максимальная скорость — 4000 м/с, максимальная высота — 36 километров, дальность — 10 000 километров.

Характеристики гиперзвукового транспортного самолета «Нева-М1»: взлетная масса — 390 тонн, масса полезной нагрузки — 10 тонн, максимальная скорость — 4600 м/с, максимальная высота — 36 километров, дальность — 12 000 километров.

Особый интерес для нас представляет воздушно-космический самолет «Нева». Его характеристики таковы: взлетная масса — 364 тонны, масса полезной нагрузки, выводимой на орбиту , — 3 тонны, масса подвесных топливных баков — 37 тонн, максимальная скорость полета на высоте 100 километров — 7500 м/с.

Вполне естественно, что концепция «Аякс» имеет не только сторонников, но и противников. Многим отечественным специалистам представляется достаточно спорной рациональность и эффективность технического исполнения вышеперечисленных нововведений. До настоящего времени ни одно из них не получило признания. Финансовая поддержка проекта со стороны государства также отсутствует.

Реактивные самолеты будущего

В результате создание гиперзвуковых летательных аппаратов типа «Нева» в обозримом будущем представляется маловероятным.

Россия хочет создать космический самолёт

Россия хочет построить воздушно-космический самолет. Уже на выставке "День инноваций Минобороны РФ – 2015" была представлена действующая модель двигателя для перспективного воздушно-космического самолета. Двигатель разработан в Серпуховском филиале Военной академии Ракетных войск стратегического назначения.

Особенностью новой двигательной установки является ее способность работать и в космосе, и в атмосфере. Воздушно-космический самолет, снабженный подобным комбинированным воздушно-ракетным двигателем с прямоточной камерой пульсирующего действия, форсажной камерой и системой воздушного запуска, может неоднократно выходить в космическое пространство, а взлетать с обычного аэродрома.

При создании двигателя для воздушно-космического самолета была решена основная задача по переключению установки с воздушного режима на ракетный . В воздушном режиме двигатель использует в качестве горючего керосин, а в ракетном режиме – смесь метана с кислородом.

Стоимость двигателя по предварительным оценкам специалистов составит около 90 миллионов рублей. К примеру, стоимость ЖРД для одноступенчатых ракет одноразового использования составляет 120-140 миллионов рублей. Поэтому разработка воздушно-космического самолета намного выгоднее не только из-за возможности многоразового использования, но и с учетом стоимости двигательной установки.

Надо отметить, что самого летательного аппарата еще нет, поскольку для его разработки сначала необходимо было создать двигатель. Но поскольку двигатель теперь практически имеется, то и до создания ВКС, над которым работают в НПО "Молния", уже недалеко.

На выставке ученые представили только проект модели новой двигательной установки, которая уже успешно прошла огневые испытания. Опытный образец, размеры и мощность которого будут определяться стартовой массой и полезной нагрузкой ВКС, может быть построен в ближайшее время, и уже два российских завода выразили готовность воплотить эту разработку в жизнь.

Подготовлен проект космического корабля, который сможет обойтись без ракет-носителей

Сейчас для вывода грузов и космонавтов на орбиту используются ракеты-носители с отделяемыми ступенями. И не первый год разрабатываются проекты, в рамках которых можно было бы использовать «обычные» самолеты. Конечно, существуют корабли многоразового использования, к примеру, американский «Спэйс Шаттл», но задумка российского конструктора и автора проекта несколько интереснее.

За авторством проекта стоит отечественный конструктор Владимир Денисов, согласно его проекту, новый космический корабль сможет обойтись без привычных ракет-носителей. Базой для такого решения может стать суборбитальный самолет МГ-19. МГ-19 — это один из нереализованных советских проектов, добравшихся до стадии прототипа. Интересным является то, что для создания тяги на корабле конструкцией предусмотрены как ракетные двигатели, так и находящаяся на борту ядерная установка. Естественно, проект был доработан с учетом современных реалий и модифицирован для совершения как грузовых, так и пассажирских перевозок. 

По подсчетам специалистов, такой космический корабль в производстве и эксплуатации обойдется дешевле любых существующих аналогов, а использовать его можно для совершения длительных полетов на Луну или Марс. Для дозаправки используются специальные космические заправщики, которые также описаны в докладе изобретателя. В данный момент проект находится на рассмотрении, а сроки начала работ по его реализации на данный момент тоже не известны.

Источники: universal_ru_en.academic.ru, rusplane.ru, professionali.ru, www.seti-ceti.ru, arsenal-info.ru, www.yaplakal.com

Аномальные зоны Северного Урала

Тайна племени догонов: древние артефакты

Загадка 6 -го чувства: предвещающие часы

Этруски

Правда о машине времени

Великий волшебник Мерлин

В древние времена никто не удивлялся чудесам, а волшебники, феи и драконы жили рядом с людьми. Но когда люди поверили в ...


Бог Эхнатона

На шестом году своего правления фараон Эхнатон приступает к новому этапу реформ: пере­носит свою резиденцию в только что построенную им ...


Таинственный город Мачу Пикчу

Каждому путешественнику, которого интересует все, что связано с легендарными памятниками древности, чудесами природы и прочими редкостями, несомненно, будет полезна информация, ...


Подводные мотоциклы

Подводный скутер - это транспортное средство для перевозки дайверов на большие расстояния. Широко применяется для поисков, обзоров, исследований и спасательных операций. Главным ...


Аномальные зоны России на карте

В России существуют места, которые смело можно назвать аномальными зонами. Огнеопасная Медведица Медведицкая гряда – это цепь холмов, которая простирается на границе ...


Писатель Евгений Петров - конверт из параллельного мира

У известного писателя Евгения Петрова было довольно своеобразное хобби – он коллекционировал конверты писем, отосланных им же самим. Принцип был следующий: ...


Загадка 6 -го чувства: предвещающие часы

В 1970 году с британским пенсионером Джонни Дауни произошла удивительная история. Она была опубликована в ведомостях парапсихологических исследований «Alter ...


Опасности сети Интернет

В настоящее время интернет и социальные сети очень актуальны. Практически все умеют пользоваться интернетом, и у многих есть свои ...


Пирамиды Теотиуакана построены до Всемирного потопа

Комплекс построек древнего города богов, бесспорно, является сложной инженерной задачей, однако настоящей тайной являются пирамиды Теотиуакана.  Наиболее известными из них ...