«ОК-М» - космический корабль малой размерности

Система “Буран-Энергия” в силу ряда обстоятельств оказалась не востребованная в свое время. Однако разработчики системы не остановились: на основе опыта по проекту «Буран» в НПО «Энергия» в период с 1984 по 1993 год были развернуты проектно-конструкторские работы по усовершенствованию ракетно-космических комплексов.

ОК-МПриоритетной задачей в тот период стало транспортно-техническое обслуживание и повышение эффективности орбитальных станций, а также замена одноразовых кораблей «Союз» и «Прогресс». В результате данных разработок появились проекты кораблей малой размерности «ОК-М»: «ОК-М», «ОК-М1» и «ОК-М2» со стартовыми массами от 15 до 32 тонн. В связи с этим нельзя не вспомнить прозорливость талантливого конструктора Владимира Николаевича Челомея, еще в 60х годах обосновавшего необходимость применения космических самолетов малой размерности и разработавшего соответствующий проект. Увы, в то время его не поддержали …

Таким образом, в конце 80х – начале 90-х годов вновь вернулись к идее кораблей многоразового использования малой размерности. Аэродинамическая схема пилотируемого космического самолета «ОК-М»  со стартовой массой 15 тонн подобна схеме «Бурана». Внешняя поверхность корабля «ОК-М» покрыта плиточным теплозащитным покрытием на основе тех же материалов, которые были разработаны для «Бурана». Двигательная установка, состоящая из 36 ЖРД на высококипящих компонентах и вытеснительной системы подачи топлива, размещается в двух мотогондолах хвостовой части фюзеляжа и в носовом «коке». Система управления корабля «ОК-М» реализовывалась на основе бортового вычислительного комплекса, установленного на корабле «Союз ТМ». Экипаж «ОК-М» составлял 2 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса выводимого груза достигала 3,5 тонн. Выводить на орбиту космический самолет «ОК-М» должна была двухступенчатая ракета «Зенит» конструкции НПО «Энергия». Блок ускорителей (средняя тяга каждого – 25 тонн) мог увеличить мощность ракеты в полете и обеспечить экстренное отделение и управляемый увод «ОК-М» в случае аварии.

Многоразовые космические корабли «ОК-М1» и «ОК-М2» были рассчитаны на стартовую массу 32 тонны. Планеры этих космических самолетов реализованы по схеме «летающее крыло» со складными консолями двойной стреловидности. С учетом увеличенных габаритов кораблей была повышена тяга орбитальных двигательных установок, работающих на компонентах: жидкий кислород + керосин («ОК-М1») и жидкий кислород + этанол («ОК-М2»). Экипаж «ОК-М1» («ОК-М2») составлял 4 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса полезного груза в данных вариантах составляла соответственно 7,5 (10) тонн.

В качестве вероятных средств выведения кораблей «ОК-М1» и «ОК-М2» предполагалось использовать ракеты-носители «Зенит», «Энергия-М» и многоразовую крылатую разгонную ступень вертикального старта на базе корабля «Буран». Одновременно исследовалась возможность применения транспортного самолета-носителя  “Мрия” (“Руслан”) в качестве 1-й ступени авиационно-космической системы. Однако при сравнительном анализе выяснилось, что на данном этапе большую надежность полета смогут обеспечить только ракеты-носители. Поэтому конструкторы «ОК-М1» и «ОК-М2» все-таки остановились на ракетно-космических комплексах на базе многоразовой космической системы «Буран-Энергия». Так, «ОК-М1» был введен в состав многоразового многоцелевого космического комплекса (ММКК), а «ОК-М2» — в состав комплекса РН «Энергия-М».

К сожалению, данные разработки также остались невостребованными, но до настоящего времени сохраняют техническую перспективность.

Астральные путешественники

Куликовская битва

Заколдованный остров Энваитенет

Масоны и иллюминаты. Масонский заговор

Проект mars one

Город Грац – жемчужина Австрии

На юго-западе Австрии находится редкой красоты город Грац, второй по величине в государстве. Являясь федеральным центром Штирии, по результатам 2014 года его ...


Коко Шанель - женщина-шарм

В далеком 1883 году, 19 августа, в простой семье на свет появилась Габриэль Шанель, известная позже под оригинальным именем – Коко. ...


Мадридские “Ворота в Европу”

В 1996 году жители Мадрида наблюдали удивительную картину на площади Кастилья постепенно росли две странные конструкции. Башни-близнецы строились одновременно двумя американскими ...


Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя имеет интересную историю. Первоначально его планировалось строить на Воробьевых горах, но там почва не подошла. Стоит он на ...


Интересные места Москвы для детей

В Москве много интересного. Так много, что можно гулять по ней целую неделю и всё равно останется пара музеев и десяток ...


Самые быстрые автомобили

Самые быстрые автомобили всегда будоражат наше воображение. Мы видим их по телевизору, читаем о них в журналах, кому-то даже доводилось видеть ...


Племя амазонок в преданиях древности

Племя амазонок у древних греков считалось воинственным, состоявшим исключительно из женщин. Амазонки ходили в походы под предводительством своей царицы и создали ...


Обувь будущего

Melissa обувь, о которой говорят достаточно часто. Чем же заинтересовала модников эта марка? Дело в том, что этот вполне серьезный бразильский ...


Национальный парк Плитвицкие озера

Заповедник Плитвицкие озёра находится на северо-западе Динарского нагорья, поросшего лиственничными, девственными буковыми и сосновыми лесами. Он занимает территорию 29482 га и ...