«ОК-М» - космический корабль малой размерности

Главная » Космические корабли будущего

Система “Буран-Энергия” в силу ряда обстоятельств оказалась не востребованная в свое время. Однако разработчики системы не остановились: на основе опыта по проекту «Буран» в НПО «Энергия» в период с 1984 по 1993 год были развернуты проектно-конструкторские работы по усовершенствованию ракетно-космических комплексов.

ОК-МПриоритетной задачей в тот период стало транспортно-техническое обслуживание и повышение эффективности орбитальных станций, а также замена одноразовых кораблей «Союз» и «Прогресс». В результате данных разработок появились проекты кораблей малой размерности «ОК-М»: «ОК-М», «ОК-М1» и «ОК-М2» со стартовыми массами от 15 до 32 тонн. В связи с этим нельзя не вспомнить прозорливость талантливого конструктора Владимира Николаевича Челомея, еще в 60х годах обосновавшего необходимость применения космических самолетов малой размерности и разработавшего соответствующий проект. Увы, в то время его не поддержали …

Таким образом, в конце 80х – начале 90-х годов вновь вернулись к идее кораблей многоразового использования малой размерности. Аэродинамическая схема пилотируемого космического самолета «ОК-М»  со стартовой массой 15 тонн подобна схеме «Бурана». Внешняя поверхность корабля «ОК-М» покрыта плиточным теплозащитным покрытием на основе тех же материалов, которые были разработаны для «Бурана». Двигательная установка, состоящая из 36 ЖРД на высококипящих компонентах и вытеснительной системы подачи топлива, размещается в двух мотогондолах хвостовой части фюзеляжа и в носовом «коке». Система управления корабля «ОК-М» реализовывалась на основе бортового вычислительного комплекса, установленного на корабле «Союз ТМ». Экипаж «ОК-М» составлял 2 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса выводимого груза достигала 3,5 тонн. Выводить на орбиту космический самолет «ОК-М» должна была двухступенчатая ракета «Зенит» конструкции НПО «Энергия». Блок ускорителей (средняя тяга каждого – 25 тонн) мог увеличить мощность ракеты в полете и обеспечить экстренное отделение и управляемый увод «ОК-М» в случае аварии.

Многоразовые космические корабли «ОК-М1» и «ОК-М2» были рассчитаны на стартовую массу 32 тонны. Планеры этих космических самолетов реализованы по схеме «летающее крыло» со складными консолями двойной стреловидности. С учетом увеличенных габаритов кораблей была повышена тяга орбитальных двигательных установок, работающих на компонентах: жидкий кислород + керосин («ОК-М1») и жидкий кислород + этанол («ОК-М2»). Экипаж «ОК-М1» («ОК-М2») составлял 4 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса полезного груза в данных вариантах составляла соответственно 7,5 (10) тонн.

В качестве вероятных средств выведения кораблей «ОК-М1» и «ОК-М2» предполагалось использовать ракеты-носители «Зенит», «Энергия-М» и многоразовую крылатую разгонную ступень вертикального старта на базе корабля «Буран». Одновременно исследовалась возможность применения транспортного самолета-носителя  “Мрия” (“Руслан”) в качестве 1-й ступени авиационно-космической системы. Однако при сравнительном анализе выяснилось, что на данном этапе большую надежность полета смогут обеспечить только ракеты-носители. Поэтому конструкторы «ОК-М1» и «ОК-М2» все-таки остановились на ракетно-космических комплексах на базе многоразовой космической системы «Буран-Энергия». Так, «ОК-М1» был введен в состав многоразового многоцелевого космического комплекса (ММКК), а «ОК-М2» — в состав комплекса РН «Энергия-М».

К сожалению, данные разработки также остались невостребованными, но до настоящего времени сохраняют техническую перспективность.


Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Как построить дом из бруса

Популярность домов из древесины объясняется многими причинами. Среди них – технологичность, экологичность, умеренная цена, высокие теплоизоляционные показатели, а также высокая ...


Интернет вещей

В ближайшем будущем все предметы вокруг нас — от тостера до кондиционера — будут подключены к интернету. Они будут активно общаться с ...


Предсказание о США

Из России снова прибудет надежда для мира. Ведомая чем? Дружбой с народом, на деньгах которого написано: В Бога мы ...


Зимний отдых в Подмосковье

Одно из самых правильных решений для проведения прекрасного отпуска зимой – это горные лыжи. Этот зимний спорт предпочтителен для тех, ...


Проклятия волхвов

В  1703 году в устье реки Невы, на Заячьем острове, была заложена Петропавловская крепость и церковь апостолов Петра и Павла. ...


Редкие генетические заболевания

Генетическое заболевание вылечить невозможно, но и случайно заразиться также не получится. В мире существует достаточно много редких болезней, большинство ...


Маммопластика сегодня каприз или необходимость?

Желание иметь красивую пышную грудь не дает покоя миллионампредставительницам прекрасного пола. Одних не устраивает ее форма,других размер и каждая женщина мечтает ...


 

Самые читаемые

Хвост у людей

Забавно, но хвост у человека есть. До определенного периода. Известно, что у ... Далее

Шедевры искусства инков

В данной презентации описаны лучшие шедевры искусства инков. Цель презентации – рассказать ... Далее

Тайна Антарктиды

В силу изолированности и суровых климатических условий ледяной континент, пожалуй, является наиболее ... Далее

Миф о строительстве города Фивы

Политики Сенусерта I придерживались и его наследники Аменемхет II и Сенусерт II. ... Далее

© 2009-2017 Объектив-Х: Мир непознанного