«ОК-М» - космический корабль малой размерности

Система “Буран-Энергия” в силу ряда обстоятельств оказалась не востребованная в свое время. Однако разработчики системы не остановились: на основе опыта по проекту «Буран» в НПО «Энергия» в период с 1984 по 1993 год были развернуты проектно-конструкторские работы по усовершенствованию ракетно-космических комплексов.

ОК-МПриоритетной задачей в тот период стало транспортно-техническое обслуживание и повышение эффективности орбитальных станций, а также замена одноразовых кораблей «Союз» и «Прогресс». В результате данных разработок появились проекты кораблей малой размерности «ОК-М»: «ОК-М», «ОК-М1» и «ОК-М2» со стартовыми массами от 15 до 32 тонн. В связи с этим нельзя не вспомнить прозорливость талантливого конструктора Владимира Николаевича Челомея, еще в 60х годах обосновавшего необходимость применения космических самолетов малой размерности и разработавшего соответствующий проект. Увы, в то время его не поддержали …

Таким образом, в конце 80х – начале 90-х годов вновь вернулись к идее кораблей многоразового использования малой размерности. Аэродинамическая схема пилотируемого космического самолета «ОК-М»  со стартовой массой 15 тонн подобна схеме «Бурана». Внешняя поверхность корабля «ОК-М» покрыта плиточным теплозащитным покрытием на основе тех же материалов, которые были разработаны для «Бурана». Двигательная установка, состоящая из 36 ЖРД на высококипящих компонентах и вытеснительной системы подачи топлива, размещается в двух мотогондолах хвостовой части фюзеляжа и в носовом «коке». Система управления корабля «ОК-М» реализовывалась на основе бортового вычислительного комплекса, установленного на корабле «Союз ТМ». Экипаж «ОК-М» составлял 2 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса выводимого груза достигала 3,5 тонн. Выводить на орбиту космический самолет «ОК-М» должна была двухступенчатая ракета «Зенит» конструкции НПО «Энергия». Блок ускорителей (средняя тяга каждого – 25 тонн) мог увеличить мощность ракеты в полете и обеспечить экстренное отделение и управляемый увод «ОК-М» в случае аварии.

Многоразовые космические корабли «ОК-М1» и «ОК-М2» были рассчитаны на стартовую массу 32 тонны. Планеры этих космических самолетов реализованы по схеме «летающее крыло» со складными консолями двойной стреловидности. С учетом увеличенных габаритов кораблей была повышена тяга орбитальных двигательных установок, работающих на компонентах: жидкий кислород + керосин («ОК-М1») и жидкий кислород + этанол («ОК-М2»). Экипаж «ОК-М1» («ОК-М2») составлял 4 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса полезного груза в данных вариантах составляла соответственно 7,5 (10) тонн.

В качестве вероятных средств выведения кораблей «ОК-М1» и «ОК-М2» предполагалось использовать ракеты-носители «Зенит», «Энергия-М» и многоразовую крылатую разгонную ступень вертикального старта на базе корабля «Буран». Одновременно исследовалась возможность применения транспортного самолета-носителя  “Мрия” (“Руслан”) в качестве 1-й ступени авиационно-космической системы. Однако при сравнительном анализе выяснилось, что на данном этапе большую надежность полета смогут обеспечить только ракеты-носители. Поэтому конструкторы «ОК-М1» и «ОК-М2» все-таки остановились на ракетно-космических комплексах на базе многоразовой космической системы «Буран-Энергия». Так, «ОК-М1» был введен в состав многоразового многоцелевого космического комплекса (ММКК), а «ОК-М2» — в состав комплекса РН «Энергия-М».

К сожалению, данные разработки также остались невостребованными, но до настоящего времени сохраняют техническую перспективность.

Космическая ядерная установка в концепции марсианского корабля

Тайны великана Куйвы и Сейдозера

Феномен «параллельной жизни»

Мистический дуб Комптон Хилл

Аномальная зона Бурятии

Путешествие в Алжир

Древнейший и прекрасный город Алжир, расположился амфитеатром на берегу Северной Африки. Средиземное море омывает берега большого порта, Алжир-это так называемые ...


Мост убийца

В шотландской деревне Милтон есть необычный арочный мост, относящийся к огромному старинному поместью Овертоун. Увы, вместо замочков влюбленных с романтическими ...


Устройство пирамиды Хеопса

16 сентября 2002 года в прямом эфире канала National Geographics маленький робот по имени Pyramid Rover передал изображение, запечатлевшее ...


Что находится на дне Мертвого моря

Многие из нас неоднократно слышали о Мертвом море. Кому-то врезалось в память его несколько зловещее название. Кто-то запомнил рассказ о том, ...


Танзания - государство Восточной Африки

Танзания - государство, расположенное в Восточной Африке, было создано в 1964 году. Именно здесь расположена самая высокая гора континента - Килиманджаро, ...


Артефакты на Марсе

Джозеф Скиппер, известный исследователь Марса, обнародовал свои последние предположения, которые возникли при тщательном просмотре фотографий, сделанных марсоходом Curiosity. Фотографии с Марса публикуются ...


Лунный лифт

Транспортные средства для доставки экипажей и грузов на Луну активно разрабатываются в ряде стран. Однако, несмотря на развитие технологий, ...


Загадочные исчезновения людей

Таинственные исчезновения людей На земле существуют места, где периодически происходят таинственные исчезновения людей. Зачастую они появляются через продолжительное время, практически ...


Секреты зоны 51

На территории Невады (США) располагается секретный военный объект, известный, как зона 51. В силу особой таинственности, которой окружена зона, вокруг ...