«ОК-М» - космический корабль малой размерности

Система “Буран-Энергия” в силу ряда обстоятельств оказалась не востребованная в свое время. Однако разработчики системы не остановились: на основе опыта по проекту «Буран» в НПО «Энергия» в период с 1984 по 1993 год были развернуты проектно-конструкторские работы по усовершенствованию ракетно-космических комплексов.

ОК-МПриоритетной задачей в тот период стало транспортно-техническое обслуживание и повышение эффективности орбитальных станций, а также замена одноразовых кораблей «Союз» и «Прогресс». В результате данных разработок появились проекты кораблей малой размерности «ОК-М»: «ОК-М», «ОК-М1» и «ОК-М2» со стартовыми массами от 15 до 32 тонн. В связи с этим нельзя не вспомнить прозорливость талантливого конструктора Владимира Николаевича Челомея, еще в 60х годах обосновавшего необходимость применения космических самолетов малой размерности и разработавшего соответствующий проект. Увы, в то время его не поддержали …

Таким образом, в конце 80х – начале 90-х годов вновь вернулись к идее кораблей многоразового использования малой размерности. Аэродинамическая схема пилотируемого космического самолета «ОК-М»  со стартовой массой 15 тонн подобна схеме «Бурана». Внешняя поверхность корабля «ОК-М» покрыта плиточным теплозащитным покрытием на основе тех же материалов, которые были разработаны для «Бурана». Двигательная установка, состоящая из 36 ЖРД на высококипящих компонентах и вытеснительной системы подачи топлива, размещается в двух мотогондолах хвостовой части фюзеляжа и в носовом «коке». Система управления корабля «ОК-М» реализовывалась на основе бортового вычислительного комплекса, установленного на корабле «Союз ТМ». Экипаж «ОК-М» составлял 2 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса выводимого груза достигала 3,5 тонн. Выводить на орбиту космический самолет «ОК-М» должна была двухступенчатая ракета «Зенит» конструкции НПО «Энергия». Блок ускорителей (средняя тяга каждого – 25 тонн) мог увеличить мощность ракеты в полете и обеспечить экстренное отделение и управляемый увод «ОК-М» в случае аварии.

Многоразовые космические корабли «ОК-М1» и «ОК-М2» были рассчитаны на стартовую массу 32 тонны. Планеры этих космических самолетов реализованы по схеме «летающее крыло» со складными консолями двойной стреловидности. С учетом увеличенных габаритов кораблей была повышена тяга орбитальных двигательных установок, работающих на компонентах: жидкий кислород + керосин («ОК-М1») и жидкий кислород + этанол («ОК-М2»). Экипаж «ОК-М1» («ОК-М2») составлял 4 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса полезного груза в данных вариантах составляла соответственно 7,5 (10) тонн.

В качестве вероятных средств выведения кораблей «ОК-М1» и «ОК-М2» предполагалось использовать ракеты-носители «Зенит», «Энергия-М» и многоразовую крылатую разгонную ступень вертикального старта на базе корабля «Буран». Одновременно исследовалась возможность применения транспортного самолета-носителя  “Мрия” (“Руслан”) в качестве 1-й ступени авиационно-космической системы. Однако при сравнительном анализе выяснилось, что на данном этапе большую надежность полета смогут обеспечить только ракеты-носители. Поэтому конструкторы «ОК-М1» и «ОК-М2» все-таки остановились на ракетно-космических комплексах на базе многоразовой космической системы «Буран-Энергия». Так, «ОК-М1» был введен в состав многоразового многоцелевого космического комплекса (ММКК), а «ОК-М2» — в состав комплекса РН «Энергия-М».

К сожалению, данные разработки также остались невостребованными, но до настоящего времени сохраняют техническую перспективность.

Западный полигон: последнее слово вождя

В дальний космос на ионных двигателях

Стоунхендж

Люди-великаны

Азовское море изменилось

В Ростов-на-Дону возвратилась экспедиция Южного научного центра РАН, которая выяснила, почему Азовское море стало более соленым, а также грозит ...


Драконы из древности

Впервые о драконах упоминается в рукописных текстах древних шумеров. В них описываются удивительные существа с лапами собаки, головой льва и крыльями ...


Как зрительно увеличить коридор

Первое помещение, в которое мы входим, чтобы попасть в квартиру, является прихожая. К сожалению, нехватка естественного света и достаточного пространства ...


Разрушенный город Иерихон

В Библии разрушение стены представлено как сверхъестественное явление, но ведь на самом деле, все могло быть гораздо проще: стена была ...


Обратное развитие человека

Попытки понять сущность времени стали особенно активными в XX – XXI веках. Ученые пытаются выяснить, что же оно, в сущности, представляет: ...


Адмиралтейский шпиль

Адмиралтейство одна главных достопримечательностей Петербурга. От шпиля Адмиралтейства начинаются три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект, отходящих ...


Водопад Виктория

Водопад Виктория − одно из чудес Африки, находится на реке Замбези в окружении государств Замбии и Зимбабве, является наследием ...