«ОК-М» - космический корабль малой размерности

Система “Буран-Энергия” в силу ряда обстоятельств оказалась не востребованная в свое время. Однако разработчики системы не остановились: на основе опыта по проекту «Буран» в НПО «Энергия» в период с 1984 по 1993 год были развернуты проектно-конструкторские работы по усовершенствованию ракетно-космических комплексов.

ОК-МПриоритетной задачей в тот период стало транспортно-техническое обслуживание и повышение эффективности орбитальных станций, а также замена одноразовых кораблей «Союз» и «Прогресс». В результате данных разработок появились проекты кораблей малой размерности «ОК-М»: «ОК-М», «ОК-М1» и «ОК-М2» со стартовыми массами от 15 до 32 тонн. В связи с этим нельзя не вспомнить прозорливость талантливого конструктора Владимира Николаевича Челомея, еще в 60х годах обосновавшего необходимость применения космических самолетов малой размерности и разработавшего соответствующий проект. Увы, в то время его не поддержали …

Таким образом, в конце 80х – начале 90-х годов вновь вернулись к идее кораблей многоразового использования малой размерности. Аэродинамическая схема пилотируемого космического самолета «ОК-М»  со стартовой массой 15 тонн подобна схеме «Бурана». Внешняя поверхность корабля «ОК-М» покрыта плиточным теплозащитным покрытием на основе тех же материалов, которые были разработаны для «Бурана». Двигательная установка, состоящая из 36 ЖРД на высококипящих компонентах и вытеснительной системы подачи топлива, размещается в двух мотогондолах хвостовой части фюзеляжа и в носовом «коке». Система управления корабля «ОК-М» реализовывалась на основе бортового вычислительного комплекса, установленного на корабле «Союз ТМ». Экипаж «ОК-М» составлял 2 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса выводимого груза достигала 3,5 тонн. Выводить на орбиту космический самолет «ОК-М» должна была двухступенчатая ракета «Зенит» конструкции НПО «Энергия». Блок ускорителей (средняя тяга каждого – 25 тонн) мог увеличить мощность ракеты в полете и обеспечить экстренное отделение и управляемый увод «ОК-М» в случае аварии.

Многоразовые космические корабли «ОК-М1» и «ОК-М2» были рассчитаны на стартовую массу 32 тонны. Планеры этих космических самолетов реализованы по схеме «летающее крыло» со складными консолями двойной стреловидности. С учетом увеличенных габаритов кораблей была повышена тяга орбитальных двигательных установок, работающих на компонентах: жидкий кислород + керосин («ОК-М1») и жидкий кислород + этанол («ОК-М2»). Экипаж «ОК-М1» («ОК-М2») составлял 4 человека, количество пассажиров, доставляемых на орбиту в специальном модуле — 4 человека. Масса полезного груза в данных вариантах составляла соответственно 7,5 (10) тонн.

В качестве вероятных средств выведения кораблей «ОК-М1» и «ОК-М2» предполагалось использовать ракеты-носители «Зенит», «Энергия-М» и многоразовую крылатую разгонную ступень вертикального старта на базе корабля «Буран». Одновременно исследовалась возможность применения транспортного самолета-носителя  “Мрия” (“Руслан”) в качестве 1-й ступени авиационно-космической системы. Однако при сравнительном анализе выяснилось, что на данном этапе большую надежность полета смогут обеспечить только ракеты-носители. Поэтому конструкторы «ОК-М1» и «ОК-М2» все-таки остановились на ракетно-космических комплексах на базе многоразовой космической системы «Буран-Энергия». Так, «ОК-М1» был введен в состав многоразового многоцелевого космического комплекса (ММКК), а «ОК-М2» — в состав комплекса РН «Энергия-М».

К сожалению, данные разработки также остались невостребованными, но до настоящего времени сохраняют техническую перспективность.

Виманы

Радиация на Марсе

О чем говорят наскальные рисунки

Пятое измерение и гравитация

Космические корабли России: корабль нового поколения

Камбейский залив: допотопная цивилизация Индии

Большинство современных ученых, воспитанных на теории эволюции Дарвина, не допускают мысли о существовании развитых цивилизаций древнее IV века до н.э. ...


Долина великанов

В 1930 году К. Стренбергом было сделано сенсационное открытие в русле реки Пэлэкси Ривер (штат Техас). Это место носит ...


Древняя Испания

Современные путешественники давно облюбовали для себя этот райский уголок. Каждый отдыхающий в этой стране найдет любые развлечения на свой ...


Рыцари Золотого Круга

В 1854 г. д-ром Джорджем Бикли в г. Цинциннати (штат Огайо) была основана организация под названием «Рыцари Золотого Круга». Многие из ...


Самые знаменитые аквапарки мира

При слове «аквапарк» каждый из нас мысленно представляет картинку жаркого лета, веселого отдыха на водных аттракционах и горках. В ...


Происхождение северного сияния

  Одним из самых потрясающих и красивых явлений на Земле по праву считается северное сияние. Долгое время никто не мог ...


Саккарская коллекция

Таинственная Ступенчатая пирамида может быть действительно первой, из построенных фараонами. Однако, бесспорно, это не первая египетская пирамида. Как было ...


Кибератака - оружие войн будущего

Кибератака - это понятие, ставшее уже привычным явлением в современном мире. Социологи всего мира единодушны во мнении, что современное ...


Аренда квартир и коттеджей в Анапе

Как и в любом курортном городе, в Анапе множество вариантов аренды жилья. Кроме отелей, гостиниц, пансионатов и санаториев. Например, ...