Многоразовые космические корабли – ближайшие перспективы

Полеты в космос являются чрезвычайно сложным и дорогостоящим процессом, для подготовки которого прикладываются очень большие интеллектуальные и материальные ресурсы. Одной из серьезнейших преград на пути дальнейшего освоения космического пространства является отсутствие относительно недорогих и надежных средств вывода груза на орбиту Земли. Современные одноразовые ракеты-носители имеют очень низкий КПД, что связано с одной стороны с жидкостными ракетными двигателями, а с другой – значительные затраты на постройку самих агрегатов, которые после каждого запуска требуется заменять новыми.

космический корабль ЧеломеяЭти обстоятельства, да и сама логика развития космической техники требовали создания более совершенных летательных аппаратов, которые могли бы эксплуатироваться многократно. США первыми реализовали проект многоразового космического корабля в облике Спейс Шаттл, долгие годы выводивший грузы и астронавтов на околоземную орбиту. Ответом СССР стал проект Буран-Энергия – связка, состоящая из самостоятельной сверхтяжелой ракеты-носителя и космического корабля многоразового использования Буран.

Система Спейс Шаттл оказалась ненадежной: количество катастроф достигло колоссальной величины. Кроме того, цена запуска системы была слишком велика. В результате от этого многоразового корабля решено было отказаться, несмотря НАТО, что собственной замены  не было, и нет до сих пор.

Советский Буран оказался более совершенным кораблем, обладающим рядом преимуществ перед американским аналогом. В частности он мог совершать полет вплоть до посадки в автоматическом режиме. Но экономически оказался также слишком дорогостоящим. Несмотря на свое совершенство и успешный полет, России 1990-х годов он оказался не под силу. Его запуск обходился настолько дорого в сравнении с одноразовыми космическими кораблями, что все преимущества многоразовости сходили на нет.

многоразовый космический корабль КлиперОднако нужно отметить, что эти корабли в первую очередь создавались для военных целей, и в этом отношении здесь было все в порядке, однако вопрос экономичности впоследствии все равно стал актуальным. Причем для многоразовых кораблей первого поколения себестоимость даже выше, чем для одноразовых (ситуация меняется, если увеличивается частота запусков, однако они ограничены).

Инженеры принялись разрабатывать многоразовые космические корабли нового поколения. Из зарубежных проектов можно вспомнить, например, Hotol, Skylon. В Советском Союзе были разработаны целый ряд великолепных проектов: Спираль, МАКС, наконец, атомный космолет М-19. Что самое грустное, что советские проекты были предельно проработаны и могли быть реализованы в металле. Но решение по ним так и не было принято.

Во многом, речь шла здесь не только о технологических проблемах, но в большей мере о внутрикорпоративных и политических (в случае с М-19). Как бы там не было, современная космонавтика в области перспективных космических кораблей пока предпочитает принципы бескрылых аппаратов капсульного типа. Крылатые корабли, хотя и дают значительные преимущества при полете в атмосфере, однако требуют более сложных решений, что ведет к удорожанию, дополнительным затратам времени на разработку, необходимости разрабатывать новые материалы и т.д. Полностью многоразовый космический корабль должен быть надежен в последующих полетах, а это предъявляет дополнительные требования к конструкции.

Исходя из этого, конструкторы идут на компромиссы. На горизонтальный старт пока не решаются, отдавая предпочтение проверенному – вертикальному. Однако новшеством является применение спасаемых ракетных ступеней (на парашютах), и даже возвращаемых ракетных ускорителях с посадкой по-самолетному (система «Байкал»). Капсульные корабли предполагается оснастить системой реактивной посадки, что также является большим шагом вперед. Вполне вероятно, что для аппаратов небольшой массы будут использованы крылатые конструкции, аналогичные Клиперу, но при этом часть космических транспортных систем в обозримой перспективе буте еще одноразовой.

В заключение хочется отметить, что, несмотря на то, что многочисленные частные агенства все же занимаются разработкой крылатых полностью многоразовых космических кораблей, пока дальше экспериментов дело не продвинулось. Очевидно, время появления по настоящему многоразовых систем еще впереди.  

Дивеевская тайна преподобного Серафима Саровского

Церковь сатаны

Скважина на Кольском полуострове

Для кого был создан город Теотиуакан

Тайны Саргассова моря

Отсутствие сна

Многим известно понятие летаргический сон, однако менее знакомо полное отсутствие сна. В медицине такое явление  называется колестита хроническаяЭто чрезвычайно ...


Чип-тюнинг для автомобиля

Существует много разных разновидностей тюнинга автомобиля. Одни направлены на изменение внешнего вида «железного коня», другие же улучшают его скоростные ...


Тайна племени

Живет ли в густых зарослях Южной Азии снежный человек? Ответить на вопрос исследователи пока что затрудняются, однако вероятность обнаружить ...


Химические катастрофы

Услышав сообщение об аварии, нужно надеть средства защиты органов дыхания, простейшие средства защиты кожи, по возможности быстро покинуть район аварии. Люди, ...


Как научится копить деньги

У каждого человека количество денег абсолютно разное, да и потребности также, однако практически все люди хотят, чтобы у них было денег ...


Терракотовые воины

Терракотовая армия, как и начало строительства Великой Китайской стены. подчинение царств древнего Китая, возведение в империю — все это слава и ...


Влияние гипноза на человека

В современной медицинской практике и психологии все большее распространение получает гипноз - особая техника воздействие на сознание человека. Влияние гипноза на ...


МиГ - 29М2

В конце 2015 года в рамках дальнейшего расширения кооперации РСК «МИГ» и НАЗ «Сокол» заключили контракт о передаче с 2015 года на ...


Престижные и дорогие духи в мире

Духи британского дизайнера Клайва Кристиана признаны самым дорогим ароматом в мире. Стоимость флакона с парфюмом № 1 Imperial Majesty, ...