Космический самолет Челомея

Многоразовые космические аппараты, способные осуществлять старт с Земли и садиться, как самолет, являются предметом разработок ведущих космических держав уже много десятков лет. Однако сложности связанные с такими проектами, как правило, заставляли отказаться  от столь привлекательной перспективы в пользу более простых и испытанных средств выведения на орбиту.

космический самолет ЧеломеяВ СССР был осуществлен целый ряд разработок космических самолетов, которые, конечно же, имеют продолжение в современных российских концепциях. Одна из самых малоизвестных отечественных концепций подобных аппаратов -  космический самолет Челомея. Это легкий космический челнок, который разрабатывался в КБ В.Н. Челомея одновременно с известным «Бураном». Проекты, которые разрабатывались в то время, имели под собой очень серьезную базу. Проектированием космического самолета занимались порядка 500 предприятий. В 1965 года руководство отрасли и страны  получило для рассмотрения многотомный эскизный проект. Советский космический самолет середины 1960-х (реализованный в натурном макете) представлял собой заостренный конус со стреловидными крыльями, оснащенными отклоняющимися треугольными консолями. Для успешного создания реального космолета были все необходимые условия, но в дело вмешалась политика. После октябрьского 1964 года пленума ЦК КПСС, в стране активизировалась борьба с «волюнтаризмом»: новое руководство СССР карало тех, кого считало хрущевскими любимчиками и ставленниками. Руководство решило, что к таковым принадлежит и Челомей. После многочисленных потрясений ОКБ-52 удалось выжить, но тему космического самолета у него отобрали. В начале 1965 года вышел приказ Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина, в котором предписывалось передать все материалы проекта в ОКБ-155 А.И.Микояна. Уже на следующий год там под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского начал проект космического самолета «Спираль». Этот ракетоплан должен был запускаться с ложемента на «спине» многоразовой первой ступени с помощью дополнительного разгонного блока. Этот проект, впрочем, также в последствии не был реализован.

академик В. Н. Челомей - автор проекта космического самолетаВозврат к теме крылатого спуска произошел в 1970х годах. В это время США активно  строили свой Space Shuttle (интересно, что первоначальная концепция, одобренная NASA, предполагала двухступенчатую систему, в которой обе ступени были многоразовыми, крылатыми и пилотируемыми). Нашим ответом Соединенным Штатам стала разработка системы «Буран-Энергия». И тут в борьбу решил ввязаться Челомей, чтобы вернуться к теме крылатого спуска через десятилетие после закрытия темы космических самолетов. По словам Бориса Натарова, бывшего в то время руководителем Специальной конструкторской группы по разработке новой многоразовой системы, Челомей понимал, что “Буран”– система со столь дорогим стартом – едва ли подойдет для решения оперативных военных задач. Для посещения и обслуживания орбитальных станций корабль также слишком громоздок и дорог. Требовался более легкий и недорогой аппарат. Началась работа с  уточнения размеров будущего космоплана. Потом был выбран диапазон полезной нагрузки (это был очень трудный выбор). Предлагались варианты от 50 т полезной нагрузки (для определенного типа военных грузов) до минимальных величин, которые встречались в параллельных разработках у англичан и американцев (1,5 т). В конечном итоге, стало понятно, что конструкторы “Бурана” сильно затормозились, дело идет тяжело и все сильнее сказывается отсутствие перспективы в плане использования нового корабля. Челомей, видя это обстоятельство, решил сделать смелый ход – показать, что страна нуждается в небольшом аппарате, который бы сочетал в себе оптимальную стоимость выведения и массу полезной нагрузки».

Так возникла концепция легкого космического самолета, полезная нагрузка которого составляла 4 т (вместо 30 т у «Бурана»), а орбитальная масса до 20 т. В конце лета 1980 года было принято решение о форсировании работ. Всего за месяц конструкторам удалось сделать натурный макет проекта, который позволил посчитать все эскизные составляющие.Космический самолет Челомея был разработан в двух основных версиях. Первый был необыкновенно похож на X-37B, запущенный недавно американцами. В первом варианте нашего космолета также было два наклонных киля, но Челомею кто-то сказал, что такого рода схемы аэродинамически несовершенны. И он изменил свое решение по этому врпросу. Неизвестно, насколько обоснованы были его сомнения, но, увы, вторая версия космического самолета Челомея стала очень похожей на уменьшенный Space Shuttle или “Буран”. Вероятно, он считал, что это пойдет проекту на пользу, подчеркнет его следование в рамках общего курса. Однако ничего не помогло продвинуть проект на политическом уровне. Челомей дважды выходил с предложением по легкому космическому самолету в Военно-промышленную комиссию Совмина СССР, но получал отказ. Последней решительной попыткой переломить ситуацию, стало письмо Челомея к Брежневу, в результате чего была сформирована комиссия во главе зам. министра обороны СССР Виталием Шабановым. Комиссия работала около двух месяцев, и большая часть ее участников вынесла отрицательное заключение. Негативные отзывы касались не конструкции, а стоимости запусков и необходимости корабля для решения тех или иных задач. В мае 1981 года в этой истории была поставлена точка. Проект не спасли ни письма академиков из ЦАГИ, ни поддержка ВВС, желавших выйти в то время в космос. Попытки Челомея доказать, что программа смогла бы, во всяком случае, выступать в качестве резервной (на случай проблем с «Бураном»), ни кого так и не убедили.

Проекты, подобные легкому космическому самолету Челомея, несомненно, опередили свое время, что возможно и не дало им возможности воплотиться в реальных аппаратах. Сегодня об этом космоплане можно судить только по фотографиям натурного макета, с которых снят гриф «секретно». Сам же макет был разобран по требованию руководства.

Сон принца Евгения

Тайна Солсберийской равнины

Призраки - девочка или видение

Экономический заговор

Остров Кокос. Тайна сокровищ Моргана

Подводные роботы

ГНОМ это уникальный  фактически дистанционная подводная видеокамера. Оператор с поверхности джойстиком управляет и двигает аппарат в нужном направлении, наблюдая за ...


Применение ядерного оружия допустить нельзя

Сегодня ни для кого не секрет, что применение ядерного оружия является одним из бесспорных вариантов Апокалипсиса. Другими словами, по разрушительным возможностям ...


Язык дельфинов

Проблемой изучения языка животных ученые заинтересовались не ради праздного любопытства. Цель преследовалась следующая: если понять логику животного, то, применяя сходные ...


Аномальные зоны в Нижегородской области

В Нижегородской области есть аномальное кладбище, которое непонятным образом «зомбирует» людей. История об этом опубликована в соцсети. По словам одной девушки, ...


Чолульская пирамида – технологии гигантов

Не секрет, что современные представления о древнем мире формируются сквозь призму политической целесообразности. Особенно ярко это можно пронаблюдать на примере ...


Ку-клукс-клан

В 50-х годах XX века движения под названием «Ку-клукс-клан» начали возникать вновь. Они на­чали нападать на чернокожих, которые хотели принять участие ...


Преимущества электрических зубных щеток

Прежде, чем вести разговор о профилактике зубов, следует сказать, что прием у стоматолога заменить никакие средства пока не могут. Поэтому при ...


Похищение людей НЛО

Зафиксированные случаи наблюдения НЛО, несмотря на свою невероятность, блекнут в сравнении с сообщениями о контактах с пришельцами. Одним из вариантов подобных ...


Летающий автомобиль

Каждый пилот сталкивается с капризами погоды, неудобствами транспортировки и другими неприятностями до и после полёта. The Transition® совмещает в ...