Космический истребитель Спираль

Орбитальный истребитель "Спираль"

Орбитальный самолет-истребитель "Спираль" - это главное дело жизни Глеба Лозино-Лозинского. Этот человек в широких массах был известен лишь как главный конструктор легендарного "Бурана". Но перед своей смертью он открыто заявил, что именно "Буран" позволил ему "не совсем даже законными методами провести важные испытания другой космической системы".

Все дальше в глубину истории уходят времена Красной Империи – Советского Союза. Но еще много его тайн сокрыто от нашего взора. Недавно была рассекречена информация о Советском истребителе «Шатлов» под названием «Спираль», такое название носит авиационно-космическая система — представлявшая собой многоразовый космический истребитель-бомбардировщик, который был разработан советскими учеными в шестидесятых годах прошлого века. Советский проект «Спираль» был нашим ответом на попытку создания американцами космического разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar».

Система «Спираль» включала в себя самолет, выводящий корабль на орбиту, разгонную ступень и непосредственно сам одноместный космический модуль. Данная система создавалась для боевого применения в космосе, а также для инспекции любых космических объектов на предмет установления их назначения или ликвидации. Эта информация была озвучена по TV на канале «Россия» 17 апреля 2010 года.

Усовершенствованная ипостась «Спирали» – многоцелевой космический перехватчик МАКС. Хотя МАКС и мог быть использован в военных целях, но разрабатывался он в основном для экономических целей - для вывода на орбиту людей и грузов, для использования в комплексе с орбитальной космической станцией. Разработчиком было НПО «МОЛНИЯ».

В 1969 году был испытан Экспериментальный Пилотируемый Орбитальный Самолет (ЭПОС) – атмосферный аналог «Спирали». Мы были готовы уже в то время к господству в космосе. Но где все эти корабли? Куда они подевались? В гонке за Америкой оригинальные проекты оказались не нужны.

У вас есть информация об интересном событии в авиации России, которым вы бы хотели поделиться с читателями нашего сайта? У вас есть такая возможность. Подробнее →

Космический самолет «Спираль» мог бы стать первым туристическим космолайнером

В 1965 году, в соответствии с планами ВВС по орбитальным и гиперзвуковым самолетам, было поручено ОКБ-155 А.И.Микояна разработать воздушно-орбитальный самолет (ВОС). Возглавил эти работы Главный конструктор ОКБ Г.Е.Лозино-Лозинский.

Проект получил название «Спираль». В современной трактовке его можно назвать авиационно-космической системой, и направлен он был естественно на подготовку к масштабной войне в космосе.

Разработчики взялись за выполнение заказа по разработке многоразового двухступенчатого ВОС. Комплекс состоял из двух частей: первая это гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГРС), вторая – собственно орбитальный самолет (ОС). ОС состоял из самого функционального модуля и двигательной ступени, которая давала ему ускорение для выхода на орбиту вокруг Земли. Старт комплекса, по проекту, должен был осуществляться при разгоне до 380-400 км/ч. Далее ГРС с помощью двигателей достигал необходимой высоты и скорости и ОС отделялся от носителя. Включив собственный двигатель, ОС выходил на орбиту, отработавшая ступень отделялась и сгорала в атмосфере.

Технология будущего

Орбитальный самолет предполагал выполнение нескольких задач. В них входили доставка и запуск баллистических ракет космос-земля, запуск и ремонт спутников, и перехват вражеских космических объектов, фотографирование поверхности земли. Масса самого ОС предполагалась в двух вариантах – 8800 и 2000 кг. Первый должен был выводить не более 500 кг полезного груза, а второй предполагался как ударный самолет. Боевая задача должна была быть выполнена в течение 2-3 витков. В конце 3-го витка – посадка.

ОС оснащался двигателями на фторо-амиачном топливе, которые должны были позволить менять угол летательного аппарата в соответствии с поставленной задачей.

Одним словом, если бы советское правительство не прекратило эту работу и не переключилось на разработку Бурана, который был, в общем-то, аналогом американского шаттла, то первое туристическое агентство по полетам в космос было в России. Хотя, имей СССР в то время такую технологию, вся история могла повернуться по-другому.

Борис Натаров, ныне ведущий конструктор ОАО "ВПК НПО машиностроения", в свое время был назначен руководителем Специальной конструкторской группы, которая вела разработку новой многоразовой системы. "В 1975 году, - рассказывает Борис Николаевич, - Челомей вызвал меня из отдела крылатых ракет (я в то время начинал работы по проекту 'Метеорит-А') и дал команду заниматься новым делом. Для меня все это было абсолютно новым, кроме разве что крыльев. Пришлось поднимать много материалов, ездить в Королев, к тем, кто там уже начал работать по 'Бурану'. Однако Челомей понимал, что 'Буран' - система с дорогим тяжелым стартом - едва ли подойдет для насущных военных задач. Для посещения и обслуживания орбитальных станций корабль также окажется слишком громоздким и дорогим".

"С уточнения размеров будущего аппарата все и начиналось, - продолжает Борис Натаров. - Работа была мучительной, потому что мы метались между штуковиной массой до 50 т полезной нагрузки (для определенного типа военных грузов) до минимальных величин, которые мы видели в параллельных разработках у англичан и американцев (порядка 1,5 т). Этот диапазон мы 'утюжили' очень долго. В конце концов, когда стало понятно, что конструкторы 'Бурана' очень сильно увязли, что дело идет тяжело и все сильнее сказывается отсутствие перспективы в отношении использования нового корабля, Челомей задумал сделать решительный ход. Показать, что страна нуждается в небольшом аппарате, который был бы ближе к оптимальному сочетанию стоимости выведения и массы полезной нагрузки".

Так возникла концепция легкого космического самолета с полезной нагрузкой 4 т (вместо 30 т у "Бурана") и с орбитальной массой до 20 т. В конце лета 1980 года было принято решение о форсировании работ. Всего за месяц конструкторам удалось сделать натурный макет проекта, который позволил посчитать все эскизные составляющие. К тому же получилось 25 томов технического предложения. Сегодня эти документы рассекречены, за исключением разделов, в которых подробно раскрывается потенциальное военное применение ЛКС.

"Аппарат получился интересный, - вспоминает Натаров. - ЛКС мы разработали в двух основных версиях. Первый был необыкновенно похож на Х-37В, который запустили в нынешнем году американцы. У нас тоже было два наклонных киля, но Челомею кто-то сказал, что такого рода схемы аэродинамически несовершенны. В них якобы появляются фугоидные движения, возникает так называемый голландский шаг и т.д. Неизвестно, обоснованы ли были эти сомнения, но, к сожалению, вторая версия стала очень похожей на уменьшенный Space Shuttle или на 'Буран'. Мы никак не могли смириться с этим единственным громадным килем, но Челомей настоял. Видимо, он считал, что это пойдет проекту на благо, подчеркнет его следование в рамках магистрального направления".

Источники: www.buran.ru, www.milkywaygalaxy.ru, pikabu.ru, www.poletim.net, galspace.spb.ru

Ядерная зима

В поисках затерянной Атлантиды - допотопный мир

Черный великан

Подводные склады

Магнитоплазмодинамический двигатель открывает путь к дальним планетам

Как построить гараж для вашего автомобиля

Если вы решили строить гараж, значит у вас есть автомобиль или же вы планируете его купить. На самом деле, ...


Атомный самолет М-19

17 февраля 1976г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление No132-51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, ...


Арагонский замок в Италии

Кастелло Арагонезе – средневековый замок в городке Искья Понте на острове Искья. Это, пожалуй, одна из самых характерных и ...


Космический корабль «Орион»

Передав полномочия по разработке пилотируемых космических аппаратов для полетов на орбиту в частные компании, NASA сконцентрировалась на создании космического корабля ...


Баллистическая ракета

Межконтинентальная баллистическая ракета Тополь М может достигать максимальной скорости, которая в 4-5 раз выше скорости звука.  Дальность стрельбы такой ракеты ...


Телебашня Гуанчжоу

Телебашня Гуанчжоу является второй по высоте телебашней в мире. Ее строительство было начато в 2005 и завершилось к 2010 году ...


Потерянные сокровища Александрии

Не всегда сокровища выражены в драгоценных металлах и камнях. В ряде случаев ещё большую ценность представляют собой археологические находки. Порой найденные ...


Вторжение в подсознание

Сторонники гипноза заявляют, что, мол, никто не сможет загип­нотизировать человека без его согласия. Также нельзя заставить человека сделать нечто, что ...


Мамаев курган

Мамаев курган -памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Самый крупный военный памятник в мире является и самой большой братской могилой русским ...