Атомный самолет М-19

самолет с ядерным реактором: М-1917 февраля 1976г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление No132-51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой до 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т». Другими словами, речь шла о создании «Бурана». Космический самолет «Буран» и по настоящее время вызывает бурные дискуссии, но большинством специалистов признается, что технически это был совершенный проект. Однако мало кому известно, что куда более перспективной альтернативой «Бурана», способной сделать качественный скачок в развитии мировой космонавтики был воздушно-космический атомный самолет В.М. Мясищева М-19 с ядерным двигателем на борту. Создание этого космического самолета могло изменить ход мировой истории…

В 1966г. было восстановлено, хотя и в более скромном варианте, КБ Мясищева. Владимир Михайлович сразу же развил бурную деятельность, предложив целый ряд самолетов короткого и вертикального взлета, самолет-перехватчик высотных аэростатов. Одной из задач, стоявшей перед Мясищевым, была разработка воздушно-космического самолета. Однако воздушно-космическим самолетом конструктор заниматься не торопился, осознавая его коренной недостаток – меньшая в сравнении с ракетой-носителем массовая эффективность. Требовались принципиально новые подходы, новые материалы. Выход Мясищев увидел в предложении руководителя группы в ЦНИИ-50 О.В. Гурко – применение двигателей на основе ядерного реактора.

Концепция одноступенчатого атомного самолета М-19 выглядит следующим образом. Стартовая масса - 500т. Разгон и взлет М-19 совершает как самолет с двигателями замкнутого цикла, при этом теплоносителем, передающим тепло от ядерного реактора к турбореактивным двигателям, является водород. По мере разгона и набора высоты, водород подается в камеры турбореактивных двигателей, а затем – в прямоточные двигатели. На высоте 50 км, при скорости полета, превышающей 16 М, включается ядерный ракетный двигатель (схемы «А») тягой 320 т, который и завершает выход космического самолета на круговую орбиту высотой 185 км. Полезный груз атомного самолета предполагался в пределах 40 т!

Что очень важно, использование водорода (жидкого) в качестве рабочего тела ЯРД, и в качестве теплоносителя, решает еще одну серьезную проблему: водород в ядерном реакторе не активируется, а потому радиоактивного заражения не создает. Возможности М-19 воистину впечатляют. Он мог как доставить на орбиту 40т груза, так и спустить их с орбиты, и в режиме атомного самолета совершить посадку на своей базе с любого витка. М-19 мог также выполнить «нырок» в атмосферу с маневром по курсу и возвращением на орбиту, который оказался недосягаем для «Шаттлов», и которого так опасались наши военные.

космический атомный самолет М-19

При определенном уменьшении полезного груза, этот М-19 без проблем достиг бы любой точки околоземного космоса вплоть до лунной орбиты. Энергия, вырабатываемая ядерным реактором, позволяла решать в космосе такие задачи, которые для существующих аппаратов в принципе невозможны...

Поскольку угроза загрязнения местности при падении терпящего аварию самолета оставалась, и для ее предотвращения корпус реактора предполагалось выполнить с круговой защитой. Он должен был мяться, но герметичность при ударе о землю он не терял, даже если самолет врезался со скоростью 300 м/с (это значение значительно превышает скорость падения обломков на землю с любой высоты).

Мясищев предложил программу, предусматривающую начало работ в середине 1970-х. В этом случае к началу 1980-х можно было бы построить летающие лаборатории для отработки ядерных двигателей и экспериментальных гиперзвуковых самолетов. В результате этого уже через несколько лет Советский Союз обладал бы бомбардировщиком класса Ту-160, но со скоростью в три раза большей. В любом случае данный аппарат представлял собой революцию в космическом транспорте. Если говорить о характеристиках М-19, то его аэродинамическая компоновка чрезвычайно совершенна: схема имеет дозвуковое аэродинамическое качество >7.0, а гиперзвуковое – 3.0. Аналогичные показатели «Бурана» равны, соответственно, >5.0 и 1.5. Хотя у этой схемы есть уязвимое место (криогенные баки, образованные пересечением нескольких конусов), Владимир Михайлович подстраховался, предложив более простую технологически схему (аналогичную схеме “Бурана”). Именно эти криогенные баки впоследствии привели к неудаче американского одноступенчатого ВКС Х-33.

Если бы программа Мясищева была принята, то в конце 80-х мы обладали бы серийными образцами воздушно-космического самолета с ядерным двигателем. Именно при обсуждении этой программы в 1974 г. академик А.П. Александров заявил, что серийный образец ядерного двигателя с требуемыми характеристиками можно сделать за 10 лет!

Всего десяток атомных самолетов М-19 смог бы обеспечить весь грузопоток «Земля – ближний космос» до середины XXI в. Орбитальные станции и спутники при подобной транспортной системе были бы существенно масштабнее, функциональнее, а себестоимость выводимого на орбиту груза была бы существенно меньше. Военные возможности Советского Союза с М-19 выросли бы на порядки . Это решение действительно стало бы «асимметричным ответом» заокеанским авторам “стратегической оборонной инициативы”. К сожалению, руководство думало о другом (не исключено, что данный проект заблокировали вполне сознательно, не в первый раз предав интересы Родины). Данный проект решал целый комплекс задач: создание атомного сверхзвукового самолета, гиперзвукового самолета на криогенном топливе, воздушно-космический самолета и космического корабля с двигателем на основе ядерного реактора! Проект Буран», к сожалению, решал только одну из этих задач и являлся “симметричным” ответом США. Результат такого ответа известен: проект оказался никому не нужным, и на фоне распадающейся страны поставил под вопрос существование отрасли вообще. Атомный самолет М-19 же остался ждать своего часа…

Мистические замки-отели Европы

Ядерная крылатая ракета Буревестник – характеристики и перспективы

Сотворение или эволюция

Аномальная зона в Борисоглебске

Красивые места Вьетнама

Солнце, ветер, чистейшая прозрачная вода, желто-белый песок, бегающие по песку прозрачные крабики и местные жители, которые по приданию произошли ...


Светящиеся кошки – путь к победе над ВИЧ

Генная инженерия развивается с гигантской скоростью и сопоставима в этом отношении, пожалуй, лишь с информатикой. Подтверждением данного утверждения является изобретение южнокорейских ...


Город Файюм

Древний Крокодилополис располагался на территории уникального прекрасного плодоносящего Файюмского оазиса, прекрасная почва которого позволяла древним египтянам выращивать даже такую ...


Город Сидон

Сидон древний город на ливанском побережье. К Сидону выходит средиземноморский конец Трансарабского нефтепровода. Сидон основали финикийцы в третьем тысячелетии ...


Рыбацкий бастион в Будапеште

Рыбацкий бастион расположился в Буде, на Крепостном холме в старинном районе Вар. Построенный в 1905 году на месте бывшего ...


Уход и забота о новорожденном малыше

Младенцы не любят когда их перекладывают с места на место. Брать малыша из кроватки или коляски нужно так, чтобы он ...


Перспективное строительство в Подмосковье

Потребительский интерес к загородному жилью растет от года к году. Улучшаются транспортные схемы, увеличивается ценовое разнообразие предложений. Кроме этого, ...