Атомный самолет М-19

Главная » Космические корабли будущего

самолет с ядерным реактором: М-1917 февраля 1976г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление No132-51 «О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой до 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т». Другими словами, речь шла о создании «Бурана». Космический самолет «Буран» и по настоящее время вызывает бурные дискуссии, но большинством специалистов признается, что технически это был совершенный проект. Однако мало кому известно, что куда более перспективной альтернативой «Бурана», способной сделать качественный скачок в развитии мировой космонавтики был воздушно-космический атомный самолет В.М. Мясищева М-19 с ядерным двигателем на борту. Создание этого космического самолета могло изменить ход мировой истории…

В 1966г. было восстановлено, хотя и в более скромном варианте, КБ Мясищева. Владимир Михайлович сразу же развил бурную деятельность, предложив целый ряд самолетов короткого и вертикального взлета, самолет-перехватчик высотных аэростатов. Одной из задач, стоявшей перед Мясищевым, была разработка воздушно-космического самолета. Однако воздушно-космическим самолетом конструктор заниматься не торопился, осознавая его коренной недостаток – меньшая в сравнении с ракетой-носителем массовая эффективность. Требовались принципиально новые подходы, новые материалы. Выход Мясищев увидел в предложении руководителя группы в ЦНИИ-50 О.В. Гурко – применение двигателей на основе ядерного реактора.

Концепция одноступенчатого атомного самолета М-19 выглядит следующим образом. Стартовая масса - 500т. Разгон и взлет М-19 совершает как самолет с двигателями замкнутого цикла, при этом теплоносителем, передающим тепло от ядерного реактора к турбореактивным двигателям, является водород. По мере разгона и набора высоты, водород подается в камеры турбореактивных двигателей, а затем – в прямоточные двигатели. На высоте 50 км, при скорости полета, превышающей 16 М, включается ядерный ракетный двигатель (схемы «А») тягой 320 т, который и завершает выход космического самолета на круговую орбиту высотой 185 км. Полезный груз атомного самолета предполагался в пределах 40 т!

Что очень важно, использование водорода (жидкого) в качестве рабочего тела ЯРД, и в качестве теплоносителя, решает еще одну серьезную проблему: водород в ядерном реакторе не активируется, а потому радиоактивного заражения не создает. Возможности М-19 воистину впечатляют. Он мог как доставить на орбиту 40т груза, так и спустить их с орбиты, и в режиме атомного самолета совершить посадку на своей базе с любого витка. М-19 мог также выполнить «нырок» в атмосферу с маневром по курсу и возвращением на орбиту, который оказался недосягаем для «Шаттлов», и которого так опасались наши военные.

космический атомный самолет М-19

При определенном уменьшении полезного груза, этот М-19 без проблем достиг бы любой точки околоземного космоса вплоть до лунной орбиты. Энергия, вырабатываемая ядерным реактором, позволяла решать в космосе такие задачи, которые для существующих аппаратов в принципе невозможны...

Поскольку угроза загрязнения местности при падении терпящего аварию самолета оставалась, и для ее предотвращения корпус реактора предполагалось выполнить с круговой защитой. Он должен был мяться, но герметичность при ударе о землю он не терял, даже если самолет врезался со скоростью 300 м/с (это значение значительно превышает скорость падения обломков на землю с любой высоты).

Мясищев предложил программу, предусматривающую начало работ в середине 1970-х. В этом случае к началу 1980-х можно было бы построить летающие лаборатории для отработки ядерных двигателей и экспериментальных гиперзвуковых самолетов. В результате этого уже через несколько лет Советский Союз обладал бы бомбардировщиком класса Ту-160, но со скоростью в три раза большей. В любом случае данный аппарат представлял собой революцию в космическом транспорте. Если говорить о характеристиках М-19, то его аэродинамическая компоновка чрезвычайно совершенна: схема имеет дозвуковое аэродинамическое качество >7.0, а гиперзвуковое – 3.0. Аналогичные показатели «Бурана» равны, соответственно, >5.0 и 1.5. Хотя у этой схемы есть уязвимое место (криогенные баки, образованные пересечением нескольких конусов), Владимир Михайлович подстраховался, предложив более простую технологически схему (аналогичную схеме “Бурана”). Именно эти криогенные баки впоследствии привели к неудаче американского одноступенчатого ВКС Х-33.

Если бы программа Мясищева была принята, то в конце 80-х мы обладали бы серийными образцами воздушно-космического самолета с ядерным двигателем. Именно при обсуждении этой программы в 1974 г. академик А.П. Александров заявил, что серийный образец ядерного двигателя с требуемыми характеристиками можно сделать за 10 лет!

Всего десяток атомных самолетов М-19 смог бы обеспечить весь грузопоток «Земля – ближний космос» до середины XXI в. Орбитальные станции и спутники при подобной транспортной системе были бы существенно масштабнее, функциональнее, а себестоимость выводимого на орбиту груза была бы существенно меньше. Военные возможности Советского Союза с М-19 выросли бы на порядки . Это решение действительно стало бы «асимметричным ответом» заокеанским авторам “стратегической оборонной инициативы”. К сожалению, руководство думало о другом (не исключено, что данный проект заблокировали вполне сознательно, не в первый раз предав интересы Родины). Данный проект решал целый комплекс задач: создание атомного сверхзвукового самолета, гиперзвукового самолета на криогенном топливе, воздушно-космический самолета и космического корабля с двигателем на основе ядерного реактора! Проект Буран», к сожалению, решал только одну из этих задач и являлся “симметричным” ответом США. Результат такого ответа известен: проект оказался никому не нужным, и на фоне распадающейся страны поставил под вопрос существование отрасли вообще. Атомный самолет М-19 же остался ждать своего часа…


Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Это интересно

Дамаск - древний город

Самым древним городом мира считается Дамаск нынешняя столица Сирии. Как город Дамаск существует около 4500 лет, однако возраст древних ...


Эсминец Элдридж

В истории кораблестроения найдется немного кораблей, ставших знаменитыми. Тем более, ожидать подобное от рядового эсминца времен Второй мировой войны... ...


Схватка МиГ-29 с F16

В Воронежской области на аэродроме Бутурлиновка  началось летно-тактическое учение ВВС России с участием истребителей МиГ-29СМТ. В ходе учения летчики Курской авиагруппы ...


Предсказания Ванги о России

Предсказания Ванги о России весьма многочисленны, имеют различные трактовки, но почти всегда сбываются. Разумеется, не все, что сказала старушка в 1970-1990 ...


Собака Лайка

Название этой породы собак происходит от слова «лаять». Родина лайки — Камчатка и Восточная Сибирь. Издавна собак использовали в качестве ездовых, ...


Достопримечательности Стокгольма

На восточном берегу озера Меларен, на четырнадцати островах расположен один из прекраснейших городов Европы Стокгольм. Этому городу уже несколько веков, и ...


Чайный салон Angelina

Этот чайный салон располагается рядом с отелем «Meurice». Чайный салон отделан в стиле рококо. В салоне можно отведать большое количество различных ...


 

Самые читаемые

Зеркала Козырева

Зеркала Козырева - это зеркальные устройства, спиралеобразной формы, фокус которых находится в ... Далее

Хвост у людей

Забавно, но хвост у человека есть. До определенного периода. Известно, что у ... Далее

Миф о строительстве города Фивы

Политики Сенусерта I придерживались и его наследники Аменемхет II и Сенусерт II. ... Далее

Иллюминаты - тайна просветленных

Современные иллюминаты - тайное общество, стремящееся установить Новый Мировой Порядок с мировым ... Далее

© 2009-2017 Объектив-Х: Мир непознанного