Клипер – российский многоразовый космический корабль

Во второй половине 1990-х ведущим специалистом РКК “Энергия” Решетиным был предложен новый космический корабль будущего, который должен был сменить морально устаревший “Союз”. Назван был этот космический корабль - «Клипер». Для него была выбрана схема «несущий корпус» — промежуточный вариант между крылатым Шаттлом и «Союзом». Были рассчитаны аэродинамические характеристики корабля, а его модель "Клипера" прошла испытание в аэродинамической трубе.

Клипер – российский космический корабльДо 2002 года шла дальнейшая проработка корабля, но тяжелая экономическая ситуация в отрасли не позволила реализовать проект. Однако, в 2003 году Решетин сумел решить данную проблему и проект получил продолжение. В связи с недостаточностью финансирования из госбюджета, основное внимание уделялось сотрудничеству с рядом других космических агентств. В 2004 году интерес к «Клиперу» проявило Европейское Космическое Агенство, однако РКК “Энергии” были поставлены определенные требования. Согласно их условиям, космический корабль должен был садиться на аэродромы как самолёт. Менее чем через год в сотрудничестве с ОКБ «Сухого» и ЦАГИ была выполнена разработка крылатой версии «Клипера». В целом, данный вариант более прогрессивен и лучше соответствует условиям  комфортного спуска в атмосфере и посадки. Возвращаемые аппараты с крылом обладают более высоким аэродинамическим качеством, и на гиперзвуковых, и на дозвуковых скоростях. В результате данных свойств крылатых аппаратов экипаж испытывает незначительные перегрузки на этапе спуска. Кроме того, обеспечивается возможность аэродинамического маневра до 2000 км и горизонтальная посадка на аэродром с использованием колесного шасси. Посадка на аэродром исключает необходимость применения дорогостоящих средств поисково-спасательной службы. Преимуществами схемы с крылом является большой коэффициент многоразовости, а также отсутствие парашютной системы и двигателей мягкой посадки. К недостатком такой схемы можно отнести невозможность  неуправляемого спуска корабля, в связи с чем в этом варианте предъявляются более высокие требования к надежности бортовых систем космического корабля. На случай возможного аварийного спуска потребуются дополнительные запасные аэродромы. Кроме того,  вариант с крылом будет несколько тяжелее (хотя и не существенно), чем аппарат по схеме "несущий корпус". Однако, несмотря на столь значительные успехи в разработке корабля “Клипер”, в 2005 году проект был остановлен по странным причинам. И только в 2009 году РКК “Энергия” выиграла тендер на разработку космического корабля "Русь" (частично многоразового использования в бескрылом варианте), подобного “Клиперу”, но способному выполнять более широкий круг задач.

Итак ПКК "Клипер" – это многоразовый многоцелевой космический корабль, способный выполнять полет как в пилотируемом, так и в беспилотном (автоматическом) варианте. Он разработан как составляющая транспортной системы для обслуживания орбитальных  станций на околоземных орбитах высотой до 500 км и способен выполнить следующие задачи:

  • доставка на орбитальную станцию и возвращение на Землю экипажа и груза;
  • возвращение с орбиты на Землю результатов исследований и экспериментов;
  • выполнение функции спасающего корабля для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации;
  • выполнение различных полетных операций в процессе дежурства в составе станции;
  • удаление со станции отработавшего ресурс оборудования и др.;
  • осуществление пилотируемых полетов с целью экспериментов и исследований в автономном полете, включая отработку систем и элементов перспективных космических кораблей будущего;
  • обслуживание космических орбитальных комплексов;
  • выполнение коммерческих полетов.

Столбы выветривания или бывшие великаны?

Аномальная гравитационная зона

Секреты зоны 51

Камни Ики

Приведения на фото

После изобретения дагерротипа в 1839 году появилась идея запечатлеть приведения на фото.В 1856 году Дэвид Брюстер в своей книге о ...


Тайны дворцов Крита

Греческие острова таят в себе много неразгаданных загадок, которые будоражат умы историков и подогревают любопытство туристов. Одна из таких загадок ...


Природные аномалии

Совсем крохотный водоем в Талдыкурганской области Казахстана не пересыхает даже в самый разгар лета, а вода остается в нем ...


Антарктида и нло

Из архивов НКВД известно, что с 1938 года гитлеровцы усиленно перевозили на подводных лодках оборудование и провизию в район Земли ...


Остров Родос - достопримечательности

Родос один из самых крупных и великих греческих островов. Это место, всегда манило к себе путешественников и ищущих вдохновения ...


Многоженство у мусульман

Необходимо отметить, что многоженство – не обязанность, а дозволенное решение, которое позволяет разрешить множество моральных и социальных проблем в обществе. ...


Поезд призрак из Италии

Явление призраков всегда считалось явлением тревожным, в определенной степени зловещим по той причине, что появлялись они в связи с ...