Клипер – российский многоразовый космический корабль

Во второй половине 1990-х ведущим специалистом РКК “Энергия” Решетиным был предложен новый космический корабль будущего, который должен был сменить морально устаревший “Союз”. Назван был этот космический корабль - «Клипер». Для него была выбрана схема «несущий корпус» — промежуточный вариант между крылатым Шаттлом и «Союзом». Были рассчитаны аэродинамические характеристики корабля, а его модель "Клипера" прошла испытание в аэродинамической трубе.

Клипер – российский космический корабльДо 2002 года шла дальнейшая проработка корабля, но тяжелая экономическая ситуация в отрасли не позволила реализовать проект. Однако, в 2003 году Решетин сумел решить данную проблему и проект получил продолжение. В связи с недостаточностью финансирования из госбюджета, основное внимание уделялось сотрудничеству с рядом других космических агентств. В 2004 году интерес к «Клиперу» проявило Европейское Космическое Агенство, однако РКК “Энергии” были поставлены определенные требования. Согласно их условиям, космический корабль должен был садиться на аэродромы как самолёт. Менее чем через год в сотрудничестве с ОКБ «Сухого» и ЦАГИ была выполнена разработка крылатой версии «Клипера». В целом, данный вариант более прогрессивен и лучше соответствует условиям  комфортного спуска в атмосфере и посадки. Возвращаемые аппараты с крылом обладают более высоким аэродинамическим качеством, и на гиперзвуковых, и на дозвуковых скоростях. В результате данных свойств крылатых аппаратов экипаж испытывает незначительные перегрузки на этапе спуска. Кроме того, обеспечивается возможность аэродинамического маневра до 2000 км и горизонтальная посадка на аэродром с использованием колесного шасси. Посадка на аэродром исключает необходимость применения дорогостоящих средств поисково-спасательной службы. Преимуществами схемы с крылом является большой коэффициент многоразовости, а также отсутствие парашютной системы и двигателей мягкой посадки. К недостатком такой схемы можно отнести невозможность  неуправляемого спуска корабля, в связи с чем в этом варианте предъявляются более высокие требования к надежности бортовых систем космического корабля. На случай возможного аварийного спуска потребуются дополнительные запасные аэродромы. Кроме того,  вариант с крылом будет несколько тяжелее (хотя и не существенно), чем аппарат по схеме "несущий корпус". Однако, несмотря на столь значительные успехи в разработке корабля “Клипер”, в 2005 году проект был остановлен по странным причинам. И только в 2009 году РКК “Энергия” выиграла тендер на разработку космического корабля "Русь" (частично многоразового использования в бескрылом варианте), подобного “Клиперу”, но способному выполнять более широкий круг задач.

Итак ПКК "Клипер" – это многоразовый многоцелевой космический корабль, способный выполнять полет как в пилотируемом, так и в беспилотном (автоматическом) варианте. Он разработан как составляющая транспортной системы для обслуживания орбитальных  станций на околоземных орбитах высотой до 500 км и способен выполнить следующие задачи:

  • доставка на орбитальную станцию и возвращение на Землю экипажа и груза;
  • возвращение с орбиты на Землю результатов исследований и экспериментов;
  • выполнение функции спасающего корабля для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации;
  • выполнение различных полетных операций в процессе дежурства в составе станции;
  • удаление со станции отработавшего ресурс оборудования и др.;
  • осуществление пилотируемых полетов с целью экспериментов и исследований в автономном полете, включая отработку систем и элементов перспективных космических кораблей будущего;
  • обслуживание космических орбитальных комплексов;
  • выполнение коммерческих полетов.

Микроволновое оружие

Уфоактивные зоны

Тайна сфинксов

Проект «Голубой луч»

Абидос

Такое название носит далекий южный город, который для египтян значит примерно то же, что Иерусалим для христиан или Мекка для мусульманского ...


Мотоцикл с большими колесами

Широкое заднее колесо на мотоцикле - мечта многих владельцев чопперов. Как правило, подобный задний каток шириной эдак сантиметров в тридцать - ...


Евгеника

В эпоху сверхновых биотехнологий остающиеся до сих пор загадочными аспекты человеческого здоровья наконец-то получили научное объяснение. Революция, произошедшая в ...


Тайна озер

Существует множество озер, тайны которых до сих пор не раскрыты даже в малой степени. К  ним относится Ложное озеро или ...


Подводный мир океана

На дне океана, на трех километровой глубине давление в триста раз больше, чем наверху. Морскому снегу надо много месяцев, чтобы ...


Электромагнитное оружие

Попытки овладеть электромагнитной энергией в военных целях продолжаются уже несколько десятилетий. За это время сформировалось два основных направления в ...


Ось зла

В науке очень часто бывает, что вроде бы начавшая проясняться картина внезапно снова становится зыбкой. До настоящего времени понятие "ось зла" ...