Энергия-Буран

Полет комплекса Буран-ЭнергияРакетно-космическая система Энергия-Буран, реализованная в конце 80-х годов XX века в СССР, стала пиком развития отечественной космонавтики. Что бы не говорили критики данного проекта (что он де никому не нужен, что ракета слишком велика и т.д.), но бесспорно одно: система Энергия-Буран позволяли вывести космонавтику на новый этап развития. Запуск пилотируемых межпланетных кораблей, сборка орбитальных станций с модулями свыше 100 тонн - все это становилось реальностью. Наконец, в этом проекте была полноценно реализована идея крылатого многоразового космического корабля.

Идея применить крылья на возвращаемом космическом аппарате появилась сразу же с началом развития космонавтики. Это давало возможность использовать возможности земной атмосферы, а потому наличие крыльев на спускаемом космоплане, выглядело вполне естественным. Во второй половине 50-х годов в ЦАГИ началось исследование гиперзвуковых пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

Официальные упоминания о космических самолетах, способных летать на гигантских высотах и в околоземном космосе стали появляться в 1958 году в планах Министерства обороны СССР. Предполагалось, что эти перспективные аппараты смогут достичь скоростей свыше М=10[1] и высоты полета более 60 км. В ОКБ-23 и ОКБ-256 Госкомитета по авиационной технике приступили к разработке проектов пилотируемых космических самолетов, запускаемых на орбиту с помощью трехступенчатой модификации МБР Р-7. У истоков советской космонавтики стояли два выдающихся человека - президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш и Главный конструктор Сергей Королев. Эти люди, глубоко понимавшие крайне сложную задачу освоения космоса, глубоко веривших в реальность ее выполнения, и определили лидирующее положение СССР в мировой космонавтике в конце 60-х - начале 70-х годов. В то время была предложена перспективная программа развития космонавтики группой ученых во главе с М. Келдышем, которую Академия наук СССР тогда приняла. Это был дальновидный шаг, определивший успешное движение нашей страны в космической отрасли на многие годы. Непосредственным руководителем и организатором выполнения этой программы стал Главный конструктор академик С. Королев.

Программа предполагала два основных научных направления:

  • исследование космического пространства Луны, Венеры и Марса при помощи космических аппаратов;
  • исследование и освоение околоземного космического пространства при помощи аппаратов-спутников Земли, а также экипажами космических кораблей.

стартовый комплекс для запуска космической системы Буран-ЭнергияПосле смерти М.Келдыша и С.Королева эта программа претерпела резкие изменения в худшую сторону. Президент АН СССР Гурий Марчук, пришедший на смену М.Келдышу, направил всю деятельность Академии наук СССР, касающейся  изучения космоса, на службу военно-промышленного комплекса. Выполнением космических программ теперь заведовали непосредственно ЦК КПСС и военно-промышленный комплекс. В результате перестала существовать единая научная концепция освоения космического пространства, разработанная С.Королевым. А это, в свою очередь, привело к отсутствию четкого руководства проектами. Стало неизвестным, кто несет ответственность за реализацию или срыв того или иного космического проекта.

В тот период, когда происходили все эти процессы, когда вступила в действие "перестройка”, тогда-то и взлетел космический самолет "Буран". По ряду показателей он серьезно превосходил американские шаттлы. Мощность ракетной системы "Энергия” была воистину впечатляющей: она в 22 раза превосходила одну из крупнейших в мире Красноярскую ГЭС! В то время радовался весь народ – казалось, открывалась новая эра в развитии космонавтики. Проект Буран показался свидетельством правильного политического курса. Увы, эта программа была фактически уничтожена теми же самыми людьми, которые развалили в последствии и всю страну. Космический самолет "Буран” так и остался на земном приколе. Спустя четверть века, к счастью вновь зашел серьезный разговор о создании сверх-тяжелой ракеты-носителя, сопоставимой по своим характеристикам с "Энергией". Появилась предварительная договоренность России, Украины и Казахстана о создании ракеты "Содружество". Летом 2013 года должно было быть принято решение о проектировании ракеты, однако известные события в Украине в ноябре этого года поставили жирный крест как на этом, так и на других высокотехнологичных совместных проектах.

В любом случае лунная программа поставила перед Россией необходимость разработки сверхтяжелой ракеты. НА этот раз было принято решение разработать среднюю ракету Союз-5, из которой в дальнейшем планируется создать сверхтяжелый носитель. Он по сути должен будет представлять связку данных ракет. Для ускорения процесса разработки предполагается использовать применяемый на легендарной Энергии двигатель РД-170, но модернизированный с учетом современных технологий. Однако, даже в случае успешной реализации проекта, новая сверхтяжелая ракета России вступит в строй примерно через 10 лет! Как просто оказалось разрушить, и как трудно восстановить. Тем не менее, другого пути нет...


[1] М – скорость звука в воздухе

Тайна усадьбы

Двойные улицы Чикаго

Дамаск - древний город

Секрет левитации

История масонства

Поезда-призраки

Существуют феномены, о которых знают ученые, однако объяснить их совершенно не могут, поскольку речь идет действительно о сверхъестественных явлениях. А потому ...


Великие люди Будапешта

Сын короля Эндре II, вошедшего в венгерскую историю изданием Золотой буллы, даровавшей особые привилегии дворянству. Бела IV был коронован на трон ...


Кредит без справки о доходах

Современные банки предлагают такое огромное количество кредитных предложений, что ни один заемщик не может оказаться в стороне. Взять сегодня ...


Парламентский дом в Лондоне

Именно здесь заседают Палата Общин и Палата Лордов старейшие в мире парламентские палаты. Нынешнее здание Парламента построено на берегу Темзы в середине ...


Рекомендации по смешиванию красок

В настоящие дни краски не только являются элементом для усиления поверхности от возможных внешних воздействий, но и, определенно, декоративным компонентом ...


Американская летающая тарелка

В NASA всерьез взялись за осуществление плана полета на Марс. Так, например, инженеры и ученые всемирно известного NASA смогли создать ...


Дерево помидор

Все мы привыкли к тому факту, что помидоры растут в виде невысокого куста на грядке. Однако существует дерево, плоды ...


Самый безопасный вертолет

Машина получила официальное название Ми-171А2. Как и другие вертолеты, являющиеся модернизированными вариантами Ми-8, его разрабатывает конструкторское бюро Московского вертолетного ...


Поражающая красота Лакхнау

Город Лакхнау находится в Индии и считается столицей штата Уттар-Прадеш. По легенде название города было получено от младшего брата героя ...