Энергия-Буран

Полет комплекса Буран-ЭнергияРакетно-космическая система Энергия-Буран, реализованная в конце 80-х годов XX века в СССР, стала пиком развития отечественной космонавтики. Что бы не говорили критики данного проекта (что он де никому не нужен, что ракета слишком велика и т.д.), но бесспорно одно: система Энергия-Буран позволяли вывести космонавтику на новый этап развития. Запуск пилотируемых межпланетных кораблей, сборка орбитальных станций с модулями свыше 100 тонн - все это становилось реальностью. Наконец, в этом проекте была полноценно реализована идея крылатого многоразового космического корабля.

Идея применить крылья на возвращаемом космическом аппарате появилась сразу же с началом развития космонавтики. Это давало возможность использовать возможности земной атмосферы, а потому наличие крыльев на спускаемом космоплане, выглядело вполне естественным. Во второй половине 50-х годов в ЦАГИ началось исследование гиперзвуковых пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

Официальные упоминания о космических самолетах, способных летать на гигантских высотах и в околоземном космосе стали появляться в 1958 году в планах Министерства обороны СССР. Предполагалось, что эти перспективные аппараты смогут достичь скоростей свыше М=10[1] и высоты полета более 60 км. В ОКБ-23 и ОКБ-256 Госкомитета по авиационной технике приступили к разработке проектов пилотируемых космических самолетов, запускаемых на орбиту с помощью трехступенчатой модификации МБР Р-7. У истоков советской космонавтики стояли два выдающихся человека - президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш и Главный конструктор Сергей Королев. Эти люди, глубоко понимавшие крайне сложную задачу освоения космоса, глубоко веривших в реальность ее выполнения, и определили лидирующее положение СССР в мировой космонавтике в конце 60-х - начале 70-х годов. В то время была предложена перспективная программа развития космонавтики группой ученых во главе с М. Келдышем, которую Академия наук СССР тогда приняла. Это был дальновидный шаг, определивший успешное движение нашей страны в космической отрасли на многие годы. Непосредственным руководителем и организатором выполнения этой программы стал Главный конструктор академик С. Королев.

Программа предполагала два основных научных направления:

  • исследование космического пространства Луны, Венеры и Марса при помощи космических аппаратов;
  • исследование и освоение околоземного космического пространства при помощи аппаратов-спутников Земли, а также экипажами космических кораблей.

стартовый комплекс для запуска космической системы Буран-ЭнергияПосле смерти М.Келдыша и С.Королева эта программа претерпела резкие изменения в худшую сторону. Президент АН СССР Гурий Марчук, пришедший на смену М.Келдышу, направил всю деятельность Академии наук СССР, касающейся  изучения космоса, на службу военно-промышленного комплекса. Выполнением космических программ теперь заведовали непосредственно ЦК КПСС и военно-промышленный комплекс. В результате перестала существовать единая научная концепция освоения космического пространства, разработанная С.Королевым. А это, в свою очередь, привело к отсутствию четкого руководства проектами. Стало неизвестным, кто несет ответственность за реализацию или срыв того или иного космического проекта.

В тот период, когда происходили все эти процессы, когда вступила в действие "перестройка”, тогда-то и взлетел космический самолет "Буран". По ряду показателей он серьезно превосходил американские шаттлы. Мощность ракетной системы "Энергия” была воистину впечатляющей: она в 22 раза превосходила одну из крупнейших в мире Красноярскую ГЭС! В то время радовался весь народ – казалось, открывалась новая эра в развитии космонавтики. Проект Буран показался свидетельством правильного политического курса. Увы, эта программа была фактически уничтожена теми же самыми людьми, которые развалили в последствии и всю страну. Космический самолет "Буран” так и остался на земном приколе. Спустя четверть века, к счастью вновь зашел серьезный разговор о создании сверх-тяжелой ракеты-носителя, сопоставимой по своим характеристикам с "Энергией". Появилась предварительная договоренность России, Украины и Казахстана о создании ракеты "Содружество". Летом 2013 года должно было быть принято решение о проектировании ракеты, однако известные события в Украине в ноябре этого года поставили жирный крест как на этом, так и на других высокотехнологичных совместных проектах.

В любом случае лунная программа поставила перед Россией необходимость разработки сверхтяжелой ракеты. НА этот раз было принято решение разработать среднюю ракету Союз-5, из которой в дальнейшем планируется создать сверхтяжелый носитель. Он по сути должен будет представлять связку данных ракет. Для ускорения процесса разработки предполагается использовать применяемый на легендарной Энергии двигатель РД-170, но модернизированный с учетом современных технологий. Однако, даже в случае успешной реализации проекта, новая сверхтяжелая ракета России вступит в строй примерно через 10 лет! Как просто оказалось разрушить, и как трудно восстановить. Тем не менее, другого пути нет...


[1] М – скорость звука в воздухе

Красная гора Улуру

Рыцари-тамплиеры

Дом с призраками

Проклятия волхвов

Книга Жизнь после жизни

«Что, если у нас была бы возможность проживать эту жизнь снова и снова, пока не получится правильно?» В Лисьей Поляне, метелью ...


Регионы Греции - остров Скирос

Архипелаг Северные Спорады в своем составе имеет самый крупный остров Скирос. В пятом веке до нашей эры этот остров ...


Миг 29убт

Параллельно с созданием модернизированного самолета МиГ-29СМТ начались работы и над модернизированным вариантом МиГ-29УБ, в конструкцию которого внедрялись усовершенствования. отработанные для одноместного ...


Актуальные тренды дачной мебели

Дизайн дачи давно уже никто не пускает на самотек, делая ее жалким вместилищем устаревшей для городской квартиры мебели, дешевых ...


О чем говорят наскальные рисунки

– высеченные или нарисованные изображения на каменной основе. Кроме того, их называют писаницами и наскальными изображениями. По своему смыслу ...


Интересные находки на Марсе

В красной пыли при температуре 80 градусов Цельсия около марсианского экватора навсегда застыли обломки гигантского звездного корабля, который разбился на ...


Переработка отработанного масла

Практически любое современное производство не обходится без применения моторного масла. Оно используется в машинах, различных механических устройствах, в тяжелой и легкой ...